Формы работы с неблагополучными семьями
статья на тему

Батукаева Людмила Руслановна

В помощь социальному педагогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_s_semey.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общие критерии неблагополучия семьи:

  1. Асоциальное поведение
  1. Ненадлежащее     выполнение     родительских    обязанностей     (пед.
    заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым
    для   нормального   развития,   ребёнок   по   каким-либо   причинам   не
    обучается в школе и т.д.)
  1. Насилие в семье.

Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Существуют также факторы, которые могут привести к деформации семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска.

  1. медико-биологические:   группа   здоровья,   наследственные   причины,
    врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии,
    условия    рождения    ребенка,    заболевания    матери,    пренатальный    и
    постнатальный (первые 3 года) периоды развития;
  2. социально-экономические:         многодетность,        неполная        семья,
    несовершеннолетние родители, безработные родители;
  1. социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных
    связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-
    одиночки;
  1. факторы социального риска :как правило, худшее, чем в полных семьях,
    материальное   положение,   неприспособленность   к  жизни   в   обществе:


бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное
поведение);

  1. психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя,
    невротические     реакции,     нарушение     общения     с     окружающими,
    эмоциональная   неустойчивость,   неуспех   в   деятельности,   неуспех   в
    социальной    адаптации,    трудности    общения    и    взаимодействия    со
    взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей;
  1. педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий
    общения    детей     их    психофизиологическим     особенностям,     темпа
    психического    развития    детей    и    темпа    обучения,     преобладание
    отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса
    к познанию, закрытость для положительного опыта и др.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентации. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.

В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья - основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов ДОУ по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.

Главный метод помощи неблагополучным семьям -сопровождение. Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист

условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов
образования;

•        —   в-третьих,   процесс   особого   рода   событийных   отношений   между
        сопровождающим и теми, кто нуждается в нем ч

В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно

•        выделить три основных компонента:

        —    диагностика   (отслеживание),   служащая   основой   для   постановки

™        целей;

        — отбор и применение методических средств;

—        анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность
                  корректировать ход работы.

Принципами    работы    с    социально    неблагополучными    семьями        определяются:

        -         презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на    основе    помощи    и    поддержки    специалистов    создаются
предпосылки для преодоления кризиса в семье);

-         индивидуально-дифференцированный      подход      (конкректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в
рамках родительского сообщества);

-         систематичность        и        последовательность        (специалисты

обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в

деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);

- доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;

        -        уважение норм и ценностей семьи; ориентация   на   развитие   позитивного   потенциала   семьи,   ее способности к самопомощи; адекватное   показаниям   использование   различных   методов   в работе социального педагога и других специалистов ДОУ.

Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях
часто     показывает,     что     наряду     с     положительными     сторонами

сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки:

        -        воспитатели  не  всегда  умеют  поставить  конкретные  задачи  и выбрать соответствующие им содержание и методы;

содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

довольно часто воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей.

этапы в работе с семьей:

  1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
  2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в
    воспитании детей).
  3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).
  4. Коррекционный   (решение   конкретных   проблем   семьи,   повышение
    уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая
    работа в семье).

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

  1. Жизнеобеспечение       (занятость       родителей,        их       социальный,
    образовательный, материальный статус).
  2. Организация   быта   (тип   жилья,   санитарно-гигиенические   условия,
    условия жизни ребенка в семье).
  3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика,
    гигиена).
  4. Духовное   и   моральное   здоровье   (вредные   привычки,   рецидивы,
    психологическое благополучие).
  5. Воспитание   детей   (стиль   воспитания    в    семье,    психологическая,
    психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).
  1. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип
    семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между
    супругами).

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий

неблагополучной (проблемной) семьи;

Зй этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с

родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь

семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её

целей, ценностных ориентации;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

"'-и этап: составление карты семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными

организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения.

Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи,

лриюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних,

комиссия и т. д.);

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1,2,3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать

отнесение семьи к той или иной категории.

Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные

методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния,

самодиагностика    родительского    отношения     к    детям    (А.Я. Варга,

В.В. Столин),     беседы,     анкетирование,     тестирование,     проективные

методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов

детской деятельности).

Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны

беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во

время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет

являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в

неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного

раза в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям.

При ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам:

  • наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;
  • размещение игрушек, их состояние;
  • что побуждает родителей покупать игрушки;
  • любимые игрушки ребенка, какими игрушками  ребенок любит играть
    дома и знают ли об этом родители;
  • решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;
  • когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и
    т.п.).

При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:

  • есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их
    содержание, направленность;
  • как дети выполняют эти обязанности;
  • какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
  • установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых
    обязанностей;

-        учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с
детьми;

-        интерес ребенка к отдельным видам труда.

Такого типа опросы можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.

Нужно   стараться   проводить   анализ   посещений   семей   каждый   год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.

        Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:

  1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?
  2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

3.        Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть)

        в поведении ребенка?

4.        Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на  родительских собраниях?

        5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?

Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как        они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их.

        Также такие небольшие опросы помогают активизировать и направлять работу  педагогов,   так  как  в  них  содержатся  не  только   ответы   на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов        организации воспитательной работы в детском саду.

        Эффективность   работы    с   родителями    во    многом    зависит   и    от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных
        контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

Методы работы с неблагополучными семьями:

Недостаточная информированность родителей о методах воспитании

Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Жестокое обращение с ребёнком

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости) Семья алкоголиков(оба родителя)

Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей-подростков).Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в подготовке к школе. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.Жонсультация врача-психиатра, нарколога и т. д.Консультация ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости).Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)

ДОУ, школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, органы здравоохранения, врачи, службы.

Семья в состоянии развода или после развода

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.- Консультативная помощь психолога и психотерапевта- Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка.- Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.- Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

Неполная семья

Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.-

Привлечение   ближайших   родственников   к   воспитанию   ребёнка. -

Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. -

Наблюдения   и   консультации    психолога,    социального    педагога.-

Активная   деятельность   классного   руководителя   или   учителя   по

вовлечению    ребёнка    в    систему    дополнительного    образования.-

Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)-

Обучение   одного   из   родителей   навыкам   воспитания   детей   при

отсутствии второго родителя.- Постановка на учет в учреждения и

органы социальной защиты.- Привлечение общественных организаций

к воспитанию.

Отчуждённость родителей из-за занятости

- Сопровождение ребёнка социальным педагогом.- Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.- Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др.- Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания.- Привлечение родителей к занятиям по психологии. Помощь родителям в Центре защиты семьи, привлечение ребёнка в УДО.

Полная семья, один из родителей пьёт

-        Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального
педагога, врача с непьющим родителем.-  Вовлечение ребенка в систему
дополнительного воспитания и образования.- Дополнительная помощь в
учёбе  со  стороны  учителей.- Привлечение  здорового  члена  семьи   и
ребёнка   к   занятиям   детско-родительской   группы.- Работа   классного
руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о
необходимости лечения от алкогольной зависимости.- Индивидуальная
работа социального педагога с  каждым из родителей по изменению
отношений в семье.- При асоциальном поведении ребенка (агрессивность,
депрессивность,   суицидальность   и   т.   п.)   обследование   у   детского
психиатра.-
 При     хроническом     неусвоении     школьной     программы
направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для
определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

Неполная семья, родитель алкоголик

Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. (одинокая мать-алкоголичка или отец)

-        Наблюдения     и    консультации     школьного     психолога.- Вовлечение
социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки,
секции,
 библиотеку.- Информирование органов опеки и попечительства о
детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-
алкоголика родительских прав.-
 Направление ребенка образовательным
учреждением    на    психолого-медико-педагогическую    комиссию    для
определения уровня его развития и программы обучения.-

Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически-несостоятельные

- Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы.- Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.- Индивидуальная работа психолога с ребенком.- Помощь учителей ребёнку в учебе.- Консультация психиатра.- Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.).- Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.- Консультация у невропатолога или психиатра.

Особое   внимание   обращается   на деятельность   психолога по   данной проблеме.

В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам. Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми,

«

является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и есть терапия.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и

побуждает к речевому контакту.

Авторская разработка цикла занятий по «сказкотерапии» позволяет нам

работать  над  поведенческими  проблемами детей,  формировать  у них

навыки   общения,   социальную   адаптацию,   снятие   детских   страхов,

тревожности.

Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.

Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.

Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя. Телесно-ориентированная терапия дает нашим детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Развитие коммуникативных навыков «Учимся общаться», используемых в коррекционной работе с детьми, создает условия для становления сферы отношения ребенка, гармонизации отношений с самим собой и другими людьми, его личностных ценностей, самооценки. Сенсорно-перцептивное развитие детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных процессов, исследовательской и творческой активности наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с неблагополучными семьями

Акт обследования жилищно - бытовых условий дошкольника...

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

 Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповто...

Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»

Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...

Методы работы с неблагополучными семьями

При подготовке  консультации для педагогов "Методы работы с неблагополучными семьями" я  составила  "шпаргалку" - подсказку, в которой рассматриваются наиболее типичные проблемы при вза...

план работы с неблагополучными семьями

перспективное планирование по работе с неблагополучными родителями...

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ...

Консультация – презентация "Психологический аспект работы с неблагополучными семьями и семьями СОП "

В данном выступлении-презентации раскрываются вопросы о работе с неблагополучными семьями и семьями СОП, даются критерии, с помощью которых можно определить данную семью, указываются эффективные меру ...