Формы работы с неблагополучными семьями
статья на тему
Предварительный просмотр:
Общие критерии неблагополучия семьи:
- Асоциальное поведение
- Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед.
заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым
для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не
обучается в школе и т.д.)
- Насилие в семье.
Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Существуют также факторы, которые могут привести к деформации семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска.
- медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины,
врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии,
условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и
постнатальный (первые 3 года) периоды развития; - социально-экономические: многодетность, неполная семья,
несовершеннолетние родители, безработные родители;
- социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных
связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-
одиночки;
- факторы социального риска :как правило, худшее, чем в полных семьях,
материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе:
бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное
поведение);
- психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя,
невротические реакции, нарушение общения с окружающими,
эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в
социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со
взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей;
- педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий
общения детей их психофизиологическим особенностям, темпа
психического развития детей и темпа обучения, преобладание
отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса
к познанию, закрытость для положительного опыта и др.
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентации. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.
В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья - основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов ДОУ по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.
Главный метод помощи неблагополучным семьям -сопровождение. Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист
условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов
образования;
• — в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между
сопровождающим и теми, кто нуждается в нем ч
В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно
• выделить три основных компонента:
— диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки
™ целей;
— отбор и применение методических средств;
— анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность
корректировать ход работы.
Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются:
- презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются
предпосылки для преодоления кризиса в семье);
- индивидуально-дифференцированный подход (конкректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в
рамках родительского сообщества);
- систематичность и последовательность (специалисты
обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в
деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);
- доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;
- уважение норм и ценностей семьи; ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи; адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов ДОУ.
Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях
часто показывает, что наряду с положительными сторонами
сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки:
- воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;
содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
довольно часто воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей.
этапы в работе с семьей:
- Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
- Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в
воспитании детей). - Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).
- Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение
уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая
работа в семье).
Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:
- Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный,
образовательный, материальный статус). - Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия,
условия жизни ребенка в семье). - Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика,
гигиена). - Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы,
психологическое благополучие). - Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая,
психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).
- Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип
семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между
супругами).
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий
неблагополучной (проблемной) семьи;
Зй этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с
родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь
семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её
целей, ценностных ориентации;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
"'-и этап: составление карты семьи.
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными
организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения.
Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи,
лриюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних,
комиссия и т. д.);
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
1,2,3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать
отнесение семьи к той или иной категории.
Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные
методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния,
самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга,
В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные
методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов
детской деятельности).
Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны
беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во
время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет
являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в
неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного
раза в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям.
При ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам:
- наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;
- размещение игрушек, их состояние;
- что побуждает родителей покупать игрушки;
- любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть
дома и знают ли об этом родители; - решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;
- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и
т.п.).
При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:
- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их
содержание, направленность; - как дети выполняют эти обязанности;
- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых
обязанностей;
- учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с
детьми;
- интерес ребенка к отдельным видам труда.
Такого типа опросы можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.
Нужно стараться проводить анализ посещений семей каждый год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.
Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:
- Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?
3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть)
в поведении ребенка?
4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?
5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?
Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их.
Также такие небольшие опросы помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду.
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных
контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.
Методы работы с неблагополучными семьями:
Недостаточная информированность родителей о методах воспитании
Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.
Жестокое обращение с ребёнком
Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости) Семья алкоголиков(оба родителя)
Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей-подростков).Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в подготовке к школе. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.Жонсультация врача-психиатра, нарколога и т. д.Консультация ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости).Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)
ДОУ, школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, органы здравоохранения, врачи, службы.
Семья в состоянии развода или после развода
Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.- Консультативная помощь психолога и психотерапевта- Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка.- Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.- Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).
Неполная семья
Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.-
Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. -
Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. -
Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.-
Активная деятельность классного руководителя или учителя по
вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.-
Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)-
Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при
отсутствии второго родителя.- Постановка на учет в учреждения и
органы социальной защиты.- Привлечение общественных организаций
к воспитанию.
Отчуждённость родителей из-за занятости
- Сопровождение ребёнка социальным педагогом.- Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.- Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др.- Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания.- Привлечение родителей к занятиям по психологии. Помощь родителям в Центре защиты семьи, привлечение ребёнка в УДО.
Полная семья, один из родителей пьёт
- Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального
педагога, врача с непьющим родителем.- Вовлечение ребенка в систему
дополнительного воспитания и образования.- Дополнительная помощь в
учёбе со стороны учителей.- Привлечение здорового члена семьи и
ребёнка к занятиям детско-родительской группы.- Работа классного
руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о
необходимости лечения от алкогольной зависимости.- Индивидуальная
работа социального педагога с каждым из родителей по изменению
отношений в семье.- При асоциальном поведении ребенка (агрессивность,
депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского
психиатра.- При хроническом неусвоении школьной программы
направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для
определения программы обучения и типа образовательного учреждения.
Неполная семья, родитель алкоголик
Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. (одинокая мать-алкоголичка или отец)
- Наблюдения и консультации школьного психолога.- Вовлечение
социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки,
секции, библиотеку.- Информирование органов опеки и попечительства о
детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-
алкоголика родительских прав.- Направление ребенка образовательным
учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для
определения уровня его развития и программы обучения.-
Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически-несостоятельные
- Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы.- Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.- Индивидуальная работа психолога с ребенком.- Помощь учителей ребёнку в учебе.- Консультация психиатра.- Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.).- Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.- Консультация у невропатолога или психиатра.
Особое внимание обращается на деятельность психолога по данной проблеме.
В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам. Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми,
«
является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и есть терапия.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и
побуждает к речевому контакту.
Авторская разработка цикла занятий по «сказкотерапии» позволяет нам
работать над поведенческими проблемами детей, формировать у них
навыки общения, социальную адаптацию, снятие детских страхов,
тревожности.
Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.
Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.
Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя. Телесно-ориентированная терапия дает нашим детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
Развитие коммуникативных навыков «Учимся общаться», используемых в коррекционной работе с детьми, создает условия для становления сферы отношения ребенка, гармонизации отношений с самим собой и другими людьми, его личностных ценностей, самооценки. Сенсорно-перцептивное развитие детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных процессов, исследовательской и творческой активности наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с неблагополучными семьями
Акт обследования жилищно - бытовых условий дошкольника...
Формы и методы работы с неблагополучными семьями
Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповто...
Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»
Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...
Методы работы с неблагополучными семьями
При подготовке консультации для педагогов "Методы работы с неблагополучными семьями" я составила "шпаргалку" - подсказку, в которой рассматриваются наиболее типичные проблемы при вза...
план работы с неблагополучными семьями
перспективное планирование по работе с неблагополучными родителями...
Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ
Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ...
Консультация – презентация "Психологический аспект работы с неблагополучными семьями и семьями СОП "
В данном выступлении-презентации раскрываются вопросы о работе с неблагополучными семьями и семьями СОП, даются критерии, с помощью которых можно определить данную семью, указываются эффективные меру ...