Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями
статья на тему

В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_roditelyami.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями

Емельянова Светлана Борисовна, учитель-логопед, МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко», г. Серпухов.

  Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка.

   Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить

друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений  между дошкольным учреждением и родителями.

   Современная модель социального взаимодействия ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

  Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

  В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

  В нашем учреждении большое внимание уделяется вопросу взаимодействия педагогов с родителями. Особое значение имеет сотрудничество учителя – логопеда с семьями воспитанников, так как все дети в ДОУ имеют тяжелые нарушения речи, и их дальнейшее развитие и социализация зависят от эффективности коррекционной работы и степени речевого развития.
 В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

По источнику информации все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

   К словесным формам относятся: 

Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

Одной из первых задач в работе учителя-логопеда является изучение семей и особенностей семейного воспитания каждого ребенка для выбора оптимальной индивидуальной программы развития. Для этого необходимо в начале учебного года поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей.

В течение года с родителями воспитанников проводятся индивидуальные беседы по запросу родителей. Индивидуальная работа имеет  преимущество над коллективной, так как  позволяет установить более тесный контакт.

Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. Примерные темы консультаций: «Почему наши дети плохо говорят», «Что такое общее недоразвитие речи?» «Чем занять ребенка дома», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Готов ли ваш ребенок к школе », «Готовность руки к письму» и др. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Родительские собрания. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводиться в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры.

С целью повышения интереса родителей к работе учителя-логопеда и ознакомления  их с некоторыми методами и приемами развития речи, в конце учебного года в нашей группе проводится родительское собрание в форме игры «Что? Где? Когда?», где соревнуются команды детей и родителей.

  К наглядным формам работы относятся:

Речевой уголок.  Он отражает тематику занятий, дает ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, знакомит родителей с новыми приемами коррекционный работы с детьми. В нашей группе создан речевой уголок под название «Логопед советует». Здесь родителям даются практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Играем дома” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

Выставки совместных творческих работ детей и их родителей. Здесь представляются работы воспитанников и их родителей по заданной тематике. Например: «Подарки осень», «Новогодний вернисаж», «Страна звуков», «Как умелые ручки язычку помогли» и др.

  К практическим формам работы можно отнести:

Открытые занятия. Позволяют родителям познакомиться с приемами проведения игр и упражнений с детьми, увидеть уровень успеваемости своего ребенка, в сравнении с другими детьми.

День открытых дверей позволяет родителям увидеть своих детей в различных видах деятельности, поближе познакомиться с распорядком дня и правилами дошкольного учреждения.

Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Также мы проводим  семинары-практикумы для родителей. В начале года родители приглашаются на семинар - практикум «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Следующий семинар-практикум «Как заниматься с ребенком дома». К данным семинарам организуется выставка методической литературы и пособий «Занимаемся логопедией дома», на которой родители могут ознакомиться с пособиями по коррекции и развитию речи.

Примером практической  формы работы с родителями в дошкольном учреждении  выступает организация родительских клубов: «Клуб заботливых родителей», «Мамочкина школа», «Школа будущих первоклассников».
В клубе можно осуществлять различные групповые формы работы с родителями: мастер - классы для родителей, анкетирование, тематические консультации, родительские собрания с просмотром фрагментов занятий.

 Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних занятий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.

Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. Такая форма сотрудничества с родителями позволяет заинтересовать их работой ДОУ, вызвать положительное отношение к педагогам, оценить значимость их работы, увидеть успехи своих детей.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. С этой целью в своей работе мы используем «Почтовый ящик». Родители могут написать записку с интересующим их вопросом и опустить ее в «Почтовый ящик», который прикреплен в «Речевом уголке». Многие современные мамы, папы, бабушки не всегда могут найти время для продолжительных бесед и консультаций. С другой стороны, эта форма дает возможность логопеду тщательно обдумать вопрос, посоветоваться с коллегами и другими специалистами и подобрать материал по конкретной проблеме.

 Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Мы стараемся работать так, чтобы родители понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов. 

Список литературы

1. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. [Текст] / Е.П.Арнаутова.  -М., 1994г.

2. Бабина, Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе. [Текст] / Е.С.  Бабина. // Логопед. - 2005. - № 5. - С. 57 – 61.

2. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. [Текст] / Т.Н. Доронова. - М., 2005г.

4. Лебедева, С.С., Маневцева, Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства. [Текст] / С.С.  Лебедева, Л.М.  Маневцева. - СПб., 2001г.

5. Овчинникова, Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей: [Текст] /  Е. В.  Овчинникова. // Логопед. – 2007. - № 6. - С. 74-78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

«Инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями на логопедическом пункте ДОУ»

Тесная просветительская связь, сотрудничество, взаимодействие между всеми участниками коррекционного процесса несомненно играет положительную роль в обучении и развитии дошкольников....

«Инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями на логопедическом пункте ДОУ»

Тесная просветительская связь, сотрудничество, взаимодействие между всеми участниками коррекционного процесса несомненно играет положительную роль в обучении и развитии дошкольников....

"Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ"

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями  по профилактике и коррекции  речевых нарушений у детей в ДОУ....