«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви и познавательного интереса к книге»
статья (старшая группа) на тему

Лукашкина Светлана Васильевна

       Путь человека в мир прекрасного начинается в детстве. Воспитывать нравственно-эстетические чувства, развивать способность воспринимать прекрасное нужно с младшего возраста, когда происходит формирование личности, закладываются основы мировоззрения. Дело не только в том, чтобы научить детей чувствовать и понимать прекрасное: необходимо формировать умение его творить в повседневной жизни.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни радикально меняется.  Педагоги, родители,  с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать.  Действительно, согласно данным исследований начала 90-х годов, престиж чтения несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями - играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений.

Приобщить юного читателя с ранних лет к духовным сокровищам человечества — значит, обогатить его эмоционально и нравственно, научить средствами искусства понимать людей и жизнь. Материалы исследований, периодическая печать, наблюдения педагогов и библиотекарей говорят об отсутствии должного интереса у юных читателей к  литературе, о низком качестве ее восприятия. И эту ситуацию нужно исправлять.

      Дошкольный возраст — это период, наиболее благоприятный для развития творчества и фантазии ребенка. Дети воспринимают полюбившихся им героев не как литературные образы, а как живых людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви и познавательного интереса к книге»

       Путь человека в мир прекрасного начинается в детстве. Воспитывать нравственно-эстетические чувства, развивать способность воспринимать прекрасное нужно с младшего возраста, когда происходит формирование личности, закладываются основы мировоззрения. Дело не только в том, чтобы научить детей чувствовать и понимать прекрасное: необходимо формировать умение его творить в повседневной жизни.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни радикально меняется.  Педагоги, родители,  с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать.  Действительно, согласно данным исследований начала 90-х годов, престиж чтения несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями - играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений.

Чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:

  • возросло число детей, читающих только по школьной программе;
  • все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;
  • замедляется вхождение ребенка-дошкольника в книжную культуру;
  • по мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;
  • усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);
  • большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. У детей становятся все более популярными журналы комиксов, посвященные различным героям мультфильмов - медвежонку Бамси, черепашкам-ниндзя, маленьким пони и т.п. Таким образом, слой массовой культуры все более внедряется в читательский и зрительский мир ребенка.

       Чтение художественной литературы и, в первую очередь, лучших ее образцов — важнейшая предпосылка всестороннего развития ребенка.             Приобщить юного читателя с ранних лет к духовным сокровищам человечества — значит, обогатить его эмоционально и нравственно, научить средствами искусства понимать людей и жизнь. Материалы исследований, периодическая печать, наблюдения педагогов и библиотекарей говорят об отсутствии должного интереса у юных читателей к  литературе, о низком качестве ее восприятия. И эту ситуацию нужно исправлять.

      Дошкольный возраст — это период, наиболее благоприятный для развития творчества и фантазии ребенка. Дети воспринимают полюбившихся им героев не как литературные образы, а как живых людей.

   Воспитание вдумчивого, чуткого читателя — процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

      Приобщение дошкольников к книге формирует любовь к чтению, развивает любознательность, творческую инициативу и самостоятельность, учит детей вдумчиво относиться к содержанию произведений. Детская литература дает юным читателям радость приобщения к прекрасному, помогает ощутить красоту окружающего мира.

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

В изученной литературе интересующая нас проблема представлена недостаточно. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания интереса к книге у дошкольников, как условие формирования будущего читателя. Исследованием данной проблемы занимались В. К. Фомичева,     Л. Б. Фесюкова, Л. П. Федоренко, С. А. Тарасова, Л. М. Гурович.

Наша работа направлена на привитие  познавательного интереса и любви к книге.

Основные задачи:

— прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

— дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

— помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке;

— научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, разыгрыванием по ролям.

При отборе форм и методов в работе с детьми мы опирались на педагогические принципы:

- целенаправленность процесса воспитания познавательного интереса к книге на основе учета возрастных особенностей детей;

- научно – обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятие);

- единство содержания форм и методов работы по воспитанию познавательного интереса к книге;

- личностно – ориентированный подход в процессе воспитания интереса к книге;

- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе;

- принцип доступности;

- принцип систематичности и последовательности.

Таким образом, педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом.

Методы достижения поставленных задач:

•         экскурсии в библиотеку

•         игры - драматизации

•        конкурсы, викторины

•        творческие занятия

•        книжные выставки

•        иллюстрирование произведений

•        театрализованная деятельность

•        чтение книг в свободное от занятий время

•        рассматривание книг

•        работа в книжном уголке

Реализация поставленных задач проходила  по трем направлениям: «Развивающая среда», «Дети», «Взрослые».

Первое направление – формирование развивающей среды.

Для формирования у дошкольников  интереса и любви к книге в группе создан  книжный уголок. Это специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть – «перечитать» ее.

В группе создана разнообразная предметно-развивающая среда, способствующая разностороннему развитию детей. Дидактический и игровой материал систематизирован  и распределен  по зонам деятельности: создан уголок книги,     полочка «Умных книг», уголок экспериментирования, мини- музей «Русская кукла», «Книжкина больница», мини-театр «В гостях у сказки». Создан уголок «Лукоморье». В  группе также создан уголок для  сюжетно-ролевой игры «Библиотечка», «Книжный магазин». Совместно с детьми  оформлены альбомы: пословиц, поговорок, загадок о книге; «Сладкая сказка» (сбор фантиков, на которых изображены сказочные герои, сюжеты из сказок),  «Берегите книги!» (правила пользования книгой, изготовление закладок).

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть – «перечитать» её. Здесь ребенок видит её не в руках воспитателя, а остается с нею один на один. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой, с иллюстрациями. В книжном уголке у нас есть:

•        Выставки книг по теме и книги для чтения и рассматривания.

•        Мастерская книги – «Книжкина больница» (в ней есть все для ремонта книг и изготовления книжек-самоделок).

•        Портреты писателей.

•        Альбом "Книга - лучший друг" (пословицы, поговорки, загадки о книге);

•        "Берегите книги!" (изготовление закладок)',

•        Альбом "Сладкая сказка" (сбор фантиков, на которых изображены сказочные герои, сюжеты из сказок);

•        Библиотечка для детского сада;

•        Альбом «Любимые сказки нашей семьи»;

•        Книжки – самоделки;

Работа по созданию предметно – развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми.

Второе направление – это работа с детьми. Она включает в себя ознакомление с художественной литературой и социально-нравственное воспитание.

1.        Ознакомление с художественной литературой:

•        русское народное творчество,

•        русская классическая литература,

•        современная отечественная литература,

•        фольклор народов мира,

•        зарубежная детская литература

2.        Социально-нравственное воспитание:

•        Общения-беседы («Правила для уголка книги», «Мы пришли в библиотеку» и другие).

•        Сюжетно-ролевые игры («Библиотека», «Экскурсия в библиотеку», «Кукольный театр»).

•        Проведение "Недели детской книги";

•        Тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");

•        Демонстрация результатов домашнего задания родителей и детей – "Книги своими руками";

•        Инсценировки сказок;

•        Иллюстрирование книг;

•        Изготовление закладок для книг;

•        Организация "Книжкиной больницы";

•        Просмотры мультфильмов и диафильмов экранизированных произведений художественной литературы;

•        Чтение художественной литературы;

•        Работа в книжных уголках;

•        Дидактические игры «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?».

       В группе мы организуем и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

       Очень любят дети литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей.

Третье направление «Взрослые» - помощь и поддержка родителей играет существенную роль.  Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу.

               

Взаимодействие с семьей. Работа с родителями.

       

        Для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование.

 Главная задача опроса состояла в том, чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению. В результате анкетирования выяснилось, что более чем 90% воспитанников детского сада имеют дома библиотеку, и лишь у 9% ее нет. Большинство родителей читают ребенку книги перед сном (55%), многие – каждый день (29%). К сожалению, ежедневное чтение не является традицией во всех семьях - 16% читают детям только тогда, когда их об этом попросят.

     В списке любимых книг своих детей родители называли (в порядке наибольшего предпочтения): русские народные сказки ("Колобок", "Гуси-лебеди", "Маша и медведи"); сказки Ш. Перро "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Золушка"; сказки Г. Андерсена "Русалочка", "Дюймовочка", "Снежная королева"; стихи К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова; рассказы Н. Носова, В. Бианки и многое другое. Среди опрошенных 5% (4 человека) не смогли назвать любимые произведения своего ребенка.

Почти все родители (99%) без труда смогли вспомнить недавно прочитанные с детьми книги. 80% опрошенных отметили, что после прочтения книг обсуждают с ребенком содержание произведений, никогда не беседуют лишь 2 респондента.

Ни один родитель не выписывает детские журналы. Примечательно, что 20 человек (80%) сообщили: "покупаем". Этот факт можно объяснить тем, что в настоящее время издается большое количество доступной литературы (книжек, самоделок, раскрасок, книг с заданиями), которая вполне заменяет журналы.

Также из общения с родителями выяснилось, что  только 3 ребенка (12%) посещают библиотеку. Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, мы отобрали необходимый материал и разнообразные формы работы с родителями.

Для работы с родителями мы старались отобрать интересный материал и разнообразные  формы работы.

•        Консультации на тему: «Как привить ребенку интерес к  чтению»,  «Воспитание будущего читателя»,  «Круг чтения дошкольника» и др.

•        Анкетирование родителей с целью изучения организации домашнего чтения в семьях.

•        Рекомендации родителям

•        Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении.

•        Экскурсии: знакомство с детской библиотекой и библиотечной терминологией (абонемент, читальный зал, правила поведения в библиотеке), просмотр мультфильмов.

•        Выставки: рисунков (совместно с родителями любимой сказки ребенка), книг (по перспективному плану), фотовыставка «Я люблю читать».

•        Изготовление альбомов: «Угадай из какой сказки?», «Любимые сказки нашей семьи.

•        Совместное сочинение сказок.

Своевременный и тесный контакт с родителями  позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с ними. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми.

Чтение – это, прежде всего, общение, диалог автора и читателя, читателя и героев, читающего взрослого и слушающего ребенка. Чтение требует огромных внутренних затрат, интеллектуальных и эмоциональных. Если не начать приучать ребенка  к этому душевному труду с самого раннего детства, чтение не будет ему в радость, навсегда останется нудной обязанностью. Любовь к чтению сохраняют лишь те, кто научился читать и полюбил книгу ещё в детстве. А значит, родители и педагоги должны приложить все усилия, чтобы с самого нежного возраста главное место в жизни ребенка занимало чтение, а не мультсериалы и компьютерные игры.

Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»

Консультация для педагогов и родителей "Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине"...

Консультация для воспитателей на тему «Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте....

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств

Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...

Реферат по самообразованию на тему: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви и познавательного интереса к книге" 2016-2017 учебный год

Реферат по самообразованию на тему:«Воспитание у детей дошкольного возраста любви и познавательного интереса к книге»...

«Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»

laquo;Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное. Это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей»....

Консультация для родителей «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному Белгородскому краю»

Важно знакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями, богатством Белгородской области, её истоками. Это поможет взрастить в детях семена любви к своему дому, семье, малой Роди...