Викторина "Пословица недаром молвится"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Щербакова Инна Ивановна

Викторина может проводиться с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktoriny.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 62

Конспект викторины «Пословица недаром молвится»

для детей старшего дошкольного возраста.

(Образовательная область «Речевое развитие»)

Щербакова И.И.,

учитель-логопед

г. Новочеркасск

Октябрь 2014г.

Цель: Приобщать детей и их родителей к традициям казачьей культуры посредством обогащения речи пословицами.

Задачи:

* воспитывать интерес к народной казачьей культуре через разучивание пословиц, привлекать внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;

* развивать память и образное мышление детей средствами игровых технологий (мнемокарты);

* обогащать словарный запас детей (пословицами);

* автоматизировать поставленные звуки в процессе речевого общения;

*развивать общую моторику детей посредством народной игры;

*контролировать сохранение детьми правильной осанки, в процессе деятельности, используя образную речь.

Подготовительная работа:

* разучивание казачьих пословиц с воспитателем;

* атрибуты к инсценировке «На хуторе Пословицыно»;

* разучивание казачьих игр («Горшки», «Плетень», «Ручеёк»);

* Изготовление мнемокарт для лучшего запоминания пословиц.

* Консультации для родителей.

Предполагаемый результат:

Дети применяют в своей речи пословицы.

У детей улучшилась память и развилось образное мышление

Обогатился словарный запас

Использование детьми образной речи.

Разъяснение и правильное употребление в разговорной речи пословиц.

Под музыку казачьей народной песни «Посею лебеду на берегу» дети входят в музыкальный зал. Зал оформлен в народном стиле: у центральной стены - «курень», перед ним – плетень, около него – завалинка, скамейки. Детей встречает учитель-логопед.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Я пригласила вас сегодня в музыкальный зал, чтобы поиграть с вами. Посмотрите, сколько у нас гостей! Когда мы видим гостей, что мы делаем? ...

Дети здороваются.

Логопед. Ребята, я вижу вы поделены на 2 команды. Как ваши команды называются?

Дети. «Донцы» и «Хуторяне».

Логопед. А что это за слова такие мудреные.

Дети объясняют смысл слов.

Логопед. В сегодняшних играх мы вспомним с вами пословицы, за знание которых вы будете получать фишки.

Логопед. Итак, предлагаю начать и приглашаю вас в хутор «Пословицыно», посидеть возле куреня да посмотреть, как там живет местный казачий народ…

Воспитатель: Есть на Дону маленький хуторок. Называется он Пословицыно.

Звучит музыка «На Дону, на Доне...», дети-артисты занимают места в курене, садятся на лавочку возле плетня.

Воспитатель: В хуторе Пословицыно живет славный народ. У него без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди — хлеб убирать, а они — на солнышке лежать».

Сценка «Ленивица».

Действующие лица: Матушка, Ульяна (ее дочка), вторая девочка (сестра Ульяны), хор.

Из куреня выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает, начинает дремать.

2-я девочка: Проснулась Ульяна не поздно не рано. До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.

Матушка (выглядывает из окна): Ульяна, сходи за водицей на речку!

Ульяна: Да лень мне, дрема одолела.

2-я девочка: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив.

Матушка (из терема): Ульяна, иди киселя хлебать!

Ульяна (поднимаясь): Раз матушка велит — надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (Уходит в терем.)

Хор на завалинке (запевает):

Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.

Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.

С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.

А уж как за стол идти, ложку знает где найти.

Ульяна (высовывается из окна): Ой-ой! Не надо про меня петь!

Все (хором): Хочешь есть калачи — не сиди на печи!

Логопед: Какие пословицы народ сказал Ульяне? (Дети называют пословицы, прозвучавшие в сценке.) Какие еще пословицы вы ей скажете? (Ответы детей.)

Логопед. Молодцы, ребята. Получайте за правильные ответы фишки. Следующая наша игра называется «Разминка», в которой надо ответить на мои вопросы. За правильный ответ команда получит фишку.

Игра «Разминка».

1.    Кто придумал пословицы? (Народ.)

2.    Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, в стародавние времена.)

3.    Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели, люди, любившие, знавшие и изучавшие русский язык.)

4.    О чем говорят пословицы? (О добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни.)

5.    Почему вам нравятся пословицы? (Они умные, складные, красивые.)

Логопед. Хорошо, ребята. Вы многое знаете о пословицах. Вон сколько фишек заработали.

А вот ещё одна интересная игра. Называется она «Доскажи словечко». Я прочитаю начало пословицы, а вы закончите ее.

Игра «Доскажи словечко». Вопросы задаются по очереди каждой команде. За правильные ответы логопед раздает фишки.

1.    Не спеши языком, торопись... (Делом.)

2.    Сначала подумай, потом... (Говори.)

3.    Сумел взять — умей... (Отдать.)

4     Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал... (Умнее.)

5     О дереве судят по плодам, а о человеке по... (Делам.)

6.   Терпение и труд, все... (Перетрут.)

Логопед. Какие вы молодцы, много пословиц знаете. А не засиделись ли вы. Выходите на казачью игру «Горшки». Да вспомните, как казаки статно ходили, головы высоко держали.

Игра «Горшки».

Логопед. Славно поиграли. А у меня припасена еще одна игра. Называется она «Угадай-ка». Послушайте правила. Ко мне подходит команда и получает карточку. По этой карточке нужно угадать, какая пословица в ней зашифрована. Затем вы получаете вторую карточку и движениями без слов показываете пословицу команде соперника. А они должны угадать, какую пословицу вы показали. Итак, капитаны тяните жребий. Кому выпадет короткая палочка – тому и начинать.

Игра «Угадай-ка».

Схема 1. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться (угадать).

Схема 2. Семеро одного не ждут (показать).

Схема 3. Одна пчела много меду не натаскает (угадать).

Схема 4.  Семь раз отмерь – один отрежь (показать).

Логопед. Молодцы, ребята. Как хорошо вы справились с заданием. Получите за это фишки.

А посмотрите на наших гостей. Что-то они у нас сидят без дела. Давайте и им игру предложим.

Пусть болельщики каждой команды помогут ей победить в сегодняшнем состязании!

Болельщикам предлагается вспомнить как можно больше пословиц с числами один, семь.

Игра с болельщиками.

1.    Один в поле не воин.

2.    Семеро с ложкой, один с сошкой.

3.    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4.    Семеро одного не ждут.

 5.   Семь бед — один ответ.

 6.   Один за всех, и все за одного.

7.    Одна пчела много меду не натаскает.

 8.    Подчас и один стоит семерых.

 9.    Одной рукой и узла не завяжешь.

Логопед. Ребята, а вы знаете игру «Плетень»? Выходите, покажем ее нашим гостям. А я напомню вам, что люди на Дону ходили и плясали гордо, спины держали ровно, казачки выступали «словно павы».

Игра «Плетень». Побеждает та команда, которая по окончанию музыки первой станет ровно и заплетет «плетень».

 Логопед. как хорошо мы с вами повеселились на хуторе «Пословицыно».

- Что вам понравилось в наших играх?

- Кто вам понравился?

Ответы детей.

Логопед. Нам с вами осталось посчитать фишки и узнать у какой команды их больше.

А жители хутора «Пословицыно» приготовили вам подарок- угощенье. Давайте их поблагодарим. Но вот пришло время возвращаться обратно в группу. До новых встреч!    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Речевой праздник "Пословица недаром молвится"

Занятие позволяет в увлекательной форме познакомить детей с некоторыми пословицами...

«Пословица недаром молвится»

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе«Пословица недаром молвится»Задачи:- обобщить у детей знание о пословицах;- развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблен...

«Пословица недаром молвится»

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД для детей старшей группы " Пословица недаром молвится...."

Непосредственно образовательная деятельность по теме "Пословица недаром молвица..." направлена на обогащение детьми знаний о русском фольклоре....

Конспект непосредственной образовательной деятельности ,,Пословица недаром молвится "

Дети получают представление о жанровых особенностях и значении пословиц как народной мудрости....

"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам

На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумыва...