Конспект НОД по ознакомлению с нотной грамотой. "Музыкальная шкатулка" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Макеева Светлана Алексеевна

Знакомство с длинными и короткими звуками. С мажором и минором, знакомство с нотами через сказку.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Ромашка»  г. Кирсанов Тамбовская область

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

 

МБДОУ детский сад «Ромашка»

____________О.В. Ванявкина

Конспект открытой НОД

по ознакомлению с нотной грамотой.  "Музыкальная шкатулка"

в старшей группе

Составитель:

Макеева С.А.

Музыкальный руководитель

12 ноября 2014год

Программное содержание. 

           Использовать разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальную, игровую, речевую) для закрепления знаний у детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительности. Развивать активность. Закреплять исполнительские навыки, умение создавать игровые образы, соответствующие характеру музыкальных произведений. Развивать фантазию, воображение, стимулировать творческие проявления. Петь песни, танцевать соответственно характеру музыки.

Цель:

        Закрепить имеющиеся знания детей о музыкальной грамоте.

Образовательные задачи:

1. Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

2. Формировать певческие умения и навыки: работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции, эмоционально выразительного исполнения песни.

Развивающие задачи:

1. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, связную речь; активизировать словарь музыкальных терминов.

2. Развивать чувство ритма в игре на музыкальных инструментах, добиваться сыгранности, выразительности исполнения определить на слух долгие и короткие звуки.

3. Развивать умение детей двигаться в соответствии с размером музыки.

Воспитательные задачи:

1. Приобщать детей к искусству. Воспитывать любовь к классической музыке. 2. Создавать теплое, радостное настроение на занятии, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.

 3. Воспитывать самостоятельность, активность.

Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа, просмотр слайдов слушание музыки, исполнение, игра на музыкальных инструментах.

Предварительная работа: слушание музыкальных произведений, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, работать с ритмическими формулами, игра на музыкальных инструментах.

Словарная работа: Скрипичный ключ, нотный стан.

Демонстрационный материал: осеннее листья, иллюстрации, портрет композитора П. И. Чайковского, музыкально-дидактический материал, нотки, ритмические формулы.

Раздаточный материал: музыкальные инструменты: металлофоны и ксилофоны, листочки-платочки, карточки со схемами анализа музыкальных произведений, нотки .

Оборудование: Ноутбук, магнитофон, дивипроигрыватель, аккордеон, детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под муз. Ю. Чичкова "Музыкальная шкатулка"

                                             и становятся врассыпную.
Муз. рук.:

Проходите, проходите, и места свои займите!

Врассыпную становитесь, и гостям всем улыбнитесь!

Муз. рук.:

     Сегодня к нам пришли гости, и я хочу.

    чтобы вы пожелали им "Доброго дня"

Дети:(поют)

« Добрый день, добрый день, (1-2-3-4-5-6 ступени) 
Нам здороваться не лень.( 5-4-3-2-1-1-1 ступени) 
Этими словами (1-2-3-4-5-5 ступени) 
Здороваемся с вами
!»( 5-5-4-3-2-1-1 ступени) 

Муз. рук.:

           Ребята, а вы рады видеть друг друга?

          Я думаю, что да ведь вы друзья!

          Тогда наша игра "Здравствуй, друг" для вас.

Проводится песня-игра «Здравствуй, друг!»)

Вступление и проигрыш: 

Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу 
1 куплет: 

Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу.
Весело гуляли и друга повстречали. Находят себе пару – друга. 
Припев: 

Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу.
Посмотри-ка ты  вокруг. Разводят руки в стороны.
Ты мне только улыбнись! 
Улыбаются, друг другу.
Крепко обнимись! 
Обнимаются.
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки
повторить 3раза 

Зашагали ножки прямо по дорожке.

По дорожке дети шли и на стульчики пришли.

                       По окончании игры дети присаживаются на стульчики.
Муз. рук.:

              Ребята, посмотрите, какая маленькая шкатулочка у меня!

              Вам нравится!

Дети: Да.

Муз. рук.:

             Мне тоже, открою - ка я её, посмотрю, что же внутри!

(Муз.рук. открывает, играет музыка)

Муз. рук.:

           Какая легкая музыка звучит, в шкатулочке что-то лежит!

(Достаёт скрипичный ключ)

Муз. рук.:

              Что это за ключик, ребят

Дети:

           Скрипичный ключик.

Муз.рук.:

               Ребята, так если это ключик, значит я могу им что-то открыть, например вот эту коробочку, которую нам прислала королева Музыки.

 Что нарисовано на коробочке?

Дети:

          Ноты, скрипичный ключик, солнышко.

Муз. рук.:

         Правильно, наверное, это непростая коробочка, а музыкальная шкатулка.

         Надо скорей её открыть.

(Муз. рук. скрипичным ключом открывает коробочку).

Муз. рук.:(достаёт солнышко)

                 Ой, что это , ребята?

Дети:

              Это солнышко.

Муз.рук.: (Солнышко в руках м. р. говорит)

             Да, я солнышко. но не простое, а музыкальное.

            Я люблю петь и моя любимая песенка "Та-та-та".

            У меня есть младший брат, и его зовут "Ти".

            Он любит прыгать и петь свою любимую песенку "Ти-ти-ти".

 Ребята, я предлагаю, вам спеть песенки, которые поют наши солнышки.

            Когда я буду показывать большое солнышко, будем петь "Та", когда маленькое "Ти". Готовы?

Муз. рук. показывает, то большое, то маленькое солнышко.

Дети поют их песенки.

Муз. рук.:

                Ребята, а  вы любите играть на музыкальных инструментах?

Дети: (Ответы)

Муз. рук.:

              Королева музыки нарисовала и прислала нам вот такую картинку          

                      (показывает детям), что на ней нарисовано?

Дети: Солнышко, ноты, нотный домик (стан).

Муз. рук.:

            Правильно! Солнышко, ноты, нотный стан (нотный домик).

                   Это потешка "Петушок".

           Я вам уже рассказывала, что нотки есть...

Дети:  Длинные, а есть короткие.

Муз. рук.:

            Правильно, а вы заметили, если над ноткой большое солнышко, то нотка    

            без "хвостика", значит петь её надо долго тянуть "Та",  а если маленькое,  

            то с "хвостиком", и петь её надо быстро, коротко "Ти".

Муз. рук.:

                Я буду играть и петь, а вы повторяйте за мной и прохлопывайте

                                                  песенку  в ладоши. "Ти-ти-та, ти-ти-та".

Дети подпевают за музыкальным руководителем песню на слоги.

     Муз. рук.:

           Но, у потешки есть и другие слова: Петушок, петушок...

(М.р. берёт в руки металлофон  и исполняет потешку, дети подпевают и прохлопывают ритм).

Муз. рук.:

             С потешкой мы познакомились, и сейчас я предлагаю вам взять музыкальные инструменты, у нас будет маленький оркестр, а я вашим дирижёром.

Исполняется потешка "Петушок"

Петушок, петушок, золотой гребешок.

Масляна головушка, шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь?

Ку-ка-ре-ку.

Музыкальный руководитель достаёт из шкатулки маленького Петушка.

Петушок:

            Кукареку, спасибо за песенку!

Муз. рук.:

               Вот видите, ребята, даже Петушку, понравился как вы играете.

               Положите инструменты на место. и проходите на стульчики.

Муз. рук.:

                 Что же ещё нам прислала королева Музыки?

  Музыкальный руководитель достаёт из шкатулки, 2 человечков.

Муз. рук.:

                     Ребята, кто это, вы не знаете?

Дети:

           Мальчики.

Муз. рук.:

                 Да это два брата. Но почему-то у одного, какое лицо?

Дети:

             Грустное.

Муз. рук.:

                Да, грустное, задумчивое. А у другого?

Дети: 

              Веселое, радостное.

Муз. рук.:

             Правильно, веселое, радостное. Я кажется знаю почему они оказались в нашей шкатулке!

Это два брата: Мажор и Минор из страны Ладии.

И я знаю сказку про них рассказать.

         В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать. Бывало, сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами болтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам — песню запевать.

Солдаты были у него необычные —

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин - Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую.            

Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра.

Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснётся,

С боку на бок повернётся,

И все заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились,

Что петь, как следует, совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так и сяк,

А они не хотят никак.

Услышали про эту историю два брата из страны Ладия.

Они были такие разные. Один весёлый плясун-хохотун, другой - грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного - Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали. Вести в Королевстве быстро разносятся. Решили они помочь королю.

Во дворец явились,

Королю, как положено, поклонились.

 - Здравствуй, Дин-Дон,- говорят.

Хотим послушать твоих солдат.

- А ну, - скомандовал звукам король.

- Запевать все изволь!  Раз-два! Раз-два!  

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Закричали на два голоса: «Хватит!»

Давай, - говорят, - Дин–Дон, мы тебе поможем из звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд -

Получился ЗВУКОРЯД.

Скомандовал им Мажор:

 «На  тон-полутон рассчитайсь!»

Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон,  полутон,

Тон, тон, тон,  полутон.

Запевай,- скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд.

Получился звукоряд.

Не простой - МАЖОРНЫЙ

Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь - шагнул вперёд Минор. Скомандовал: На тон-полутон  рассчитайсь! Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.

Тон,  полутон,Тон, тон,   полутон. Тон, тон.

- Запевай! - скомандовал Минор.  Звуки запели.

Мы МИНОРНЫЙ звукоряд,

Грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную поем,

И сейчас мы заревём.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.

Дин - Дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал,

Загрустит он - Минор явится,

Захочет веселиться - Мажор появиться.

Стали звуки жить Ладно.

И песни звучали складно.

Понравилась вам сказка про двух братьев Мажора и Минора.

Давайте представим, что мы жители маленького сказочного города, которые  решили устроить праздник. А помогли нам в этом празднике наши братья мажор и минор. Минор задумчивый, грустный  братец, ему нравилась музыка Композитора Чайковского Времена года "Осенняя песня", ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Муз. руководитель:

Осень печальное время года, нам жалко расставаться с летом, чаще идут дожди, опадают разноцветные листья.

(Муз. рук. разбрасывает цветные платочки и приговаривает).

Листья падают летят под ногами шелестят.

Девочки гулять пойдут и листочки соберут.

Исполняется танец с цветными платочками под музыку П.И. Чайковского "Осенняя песня"

Муз. рук.:

 Музыка затихала и девочки, расходились по местам.

А в это время веселый братец мажор готовил для мальчишек веселый, задорный танец. И я приглашаю наших мальчиков.

Исполняется русская народная пляска.

1.Присядка.

2. Волчок.

3. Самоварчики.

4. Выбрасывание ног вперед, из положения полусидя.

Муз. рук.:

  Вот так наши плясуны и задорны и ловки.

  Проходите, проходите и места свои займите.

  Ребята, а музыка какого братца вам больше всего понравилась Мажора или Минора?

(Ответы детей).

Муз. рук.:

А мне кажется, что всякая музыка хороша, если относиться к ней с душой.

Но нам пора обратиться к нашей музыкальной шкатулке, что ещё положила нам королева музыки?

(Достаёт ноту). Что это?

Дети: Нота.

Муз. рук.:

Правильно нота! Без неё не будет звучать не один звук, не длинный не короткий, не грустная мелодия не веселая.

Никто не знает, когда и как появились нотки, но про это есть много историй. Одну такую сказочную историю я вам сейчас расскажу. 

(Выбрав нотку ей одевают соответствующую этой нотке шапочку).
Вы знаете, что одна нотка не могла дождаться, когда паучок доплетёт свои паутинки, и стала жить на маленьком кусочке паутинки, который паучок сплёл для образца. Когда же у ноток появился свой дом – нотоносец,

она не смогла расстаться с этим маленьким кусочком. Нотка эта была очень

до-обрая. 
- Как же я могу выбросить эту мою полочку – линеечку? Я с ней так подружилась! – говорила эта до-обрая нотка. 
Так и не бросила, а просто поселилась вместе с ней возле нотоносца. Все нотки поняли, что она действительно очень до-обрая, и стали её называть просто До. 
Есть у каждой нотки дом. 
- Где живёшь ты нотка До? 
- Здесь, на маленькой скамейке, 
На добавочной линейке. 

Давайте кА мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ноткой доброй «До».

(Ребёнку, прикрепляется нотка «До».
Муз. руководитель:                                                                                              
          Дальше события развивались стремительно. Решительно расталкивая всех

остальных, решительная нотка заняла место сразу под первой линеечкой и решительно всем объявила: 
- Я вам ре-ешительно заявляю: это моё место! 
И эту решительную нотку стали называть Ре. 

Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ре-ешительной ноткой «Ре».

(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ре».
Муз. руководитель:                                                                                              
             

       Сразу за ней, на первой линеечке примостилась очень милая нотка. Она бочком протиснулась вперёд других и ми-ило при этом извинялась: 
- Ах, простите! Ах, извините! 
- Какая ми-илая! – сказали остальные нотки и стали называть её Ми. 
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет милой ноткой «Ми».

(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ми».
Муз. руководитель:                                                                                              
              Четвёртая нотка, занимая место между первой и второй линейками, приговаривала: 
- Фантастика! У нас есть свой дом! Это просто фантастично! Фа-антастично! 
Муз. руководитель:                                                                                                           Ребята, а как вы думаете, её звали? Конечно Фа. 
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет фантастической ноткой «Фа».

(Ребёнку, прикрепляется нотка «Фа».

Муз. руководитель:                                                                                                             На второй линейке поселилась нотка, у которой уже было имя. Почему? Да потому, что она пересаливала все обеды, когда подходила её очередь готовить обеды для всех ноток. А когда готовили другие, она всегда говорила: 
- Всё недосолено! Где соль? Дайте мне соль! 
Её уже давно так и звали – Соль. 
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет милой ноткой «Соль».

(Ребёнку, прикрепляется нотка «Соль».
Муз. руководитель:                                                                                              
               И у следующей нотки, которая стала жить между второй и третьей линейками, тоже было имя. Да и как его могло не быть, если она всё время что-то напевала: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля!» Ну, угадали её имя? Правильно, это нотка Ля.  
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ноткой «Ля».

(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ля».
Муз. руководитель:                                                                                              
               И только одна нотка совсем не торопилась занять место на нотоносце. Она была большая модница и часто смотрелась в зеркало. Смотрится и приговаривает: 
- Си-импатичная какая! Ах, какая же я си-импатичная! 
Посмотрела на нотоносец – все нотки сидят на своих местах. Заторопилась она наверх, на третью линеечку, приговаривая: 
- Симпатичная, си-импатичная, си… 
И чуть не упала! Ведь под ноги не смотрела! Так и осталось у неё это имя: Си. 
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет симпатичной ноткой «Си».

(Ребёнку, прикрепляется нотка «Си».

Муз. рук.:

   Ребята, я хочу ещё раз представить вам наши нотки.

муз.рук.:  Наша очень добрая нотка –  

ребёнок: -До 
муз.рук.:  Самая решительная нотка –

ребёнок:Ре 
муз.рук.:  Миленькая нотка –

ребёнок:Ми 
муз.рук.:  Фантастичная нотка –

 ребёнок: Фа 
муз.рук.:  Очень солёная –

ребёнок: Соль 
муз.рук.:  Певучая нотка –

ребёнок: Ля 
муз.рук.:  Симпатичная – 

ребёнок: Си 


                     (Весь рассказ м.р. сопровождает показом: на фланелеграфе, на

                                нотоносце прикрепляет нотки, о которых идёт речь.) 
Муз. рук.:

Нотки все подряд стоят

Познакомить нас хотят.

Ну-ка,  нотки запоём,

Песенку от вас мы ждём.

А наши детки вам помогут.

Исполняется песня "До, ре, ми, фа, соль..."

Муз.рук.:

     Ребята вам понравились путешествия по нашим сказкам? ( да)   
    Я вижу, что у вас отличное настроение !

Вот и подошло к концу наше знакомство с музыкальной шкатулкой.

Мы с вами познакомились с нотками давайте ещё раз повторим их: "До - ре - ми - фа - соль - ля - си", а как звали братьев из страны Звуколяндия: Минор и Мажор", вспомним какими бывают звуки: короткими и длинными. "Как звали большое солнышко "Та", маленькое "Ти". Молодцы!

Королева музыки приготовила для вас небольшие подарки.

Вы любите рисовать,  разукрашивать? Королева положила в свою музыкальную шкатулку музыкальные раскраски. Принимайте подарки.

До-ре-ми-фа-соль

Слова: Зоя Петрова

Музыка: Аркадий Островский

Чтоб выучиться пению,

Имеем мы терпение.

И, чтоб урок у нас не зря прошёл,

Должны мы быть старательны,

Послушны и внимательны,

И выучить все ноты хорошо!

Припев:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Возьмём свои тетрадки мы,

И ноты по порядку мы

Запишем, чтобы каждый помнить мог.

Должны мы быть старательны,

Послушны и внимательны,

И дома каждый раз учить урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое музыкальное занятие по ознакомлению с нотной грамотой "Музыкальная шкатулка"

Занятие построено на  ознакомлении с нотной грамотой и формировании ладового чувства с дошкольниками старшего возраста...

Обобщающее занятие по грамоте для детей старшей группы "Веселые фигуры".

Обобщающее занятие по грамоте для детей старшей группы "Веселые фигуры". Используется прием обозначения гласных звуков геометрическими фигурами. Проводится звуковой анализ простых слов....

Конспект Открытой интегрированной музыкальной НОД по ознакомлению с нотной грамотой. «Веселые нотки в гостях у ребят»

Использованны  разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальная, игровая, речевая), закрепляются  знания  детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительно...

Конспект образовательной деятельности по обучению воспитанников нотной грамоте "Музыкальный теремок"

Музыкальное занятие в игровой форме, помогающее воспитанникам изучить название нот и музыкальных терминов...

Сценарий утренника по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки» (старшая группа, подготовительная группа)

Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П. П. Бажова.Задачи:1. Побуждать интерес к уральским сказам через создание эмоциональной атмосферы.2. Актуализировать знания о содержании сказ...

Сценарий праздника для мам "Музыкальная шкатулка" подготовительная группа

Сценарий праздника для мам "Музыкальная шкатулка" подготовительная группа...

Использование цветной системы в обучении детей основам нотной грамоты для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта : творческийВид проекта : краткосрочный.Возраст детей: 5-7 лет.Участники проекта : музыкальный руководитель, дети, педагоги.Краткое описание проекта...