Консультация «Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа) на тему

Науменко Юлия Владимировна

Как правильно заучивать стихотворения,потешки в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

        МКДОУ детский сад№11

   Консультация

«Заучивание стихотворений с детьми

младшего дошкольного возраста»

                                                       

                                                                      Воспитатель: Науменко Ю.В.

                                               

        г.Острогожск

В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания: 1) непроизвольное запоминание, т. е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека — в процессе деятельности, имеющей другие цели; 2) произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить.
        
Так, во время чтения художественных произведений  дети знакомятся с содержанием данных произведений, это доставляет им эстетическое удовольствие, воспитывает  нравственные понятия .  Дети слушают, обсуждают, пересказывают художественные произведения и невольно запоминают их целиком или частично, хотя цели запомнить перед ними не ставится. Это — непроизвольное запоминание. Но детей необходимо и учить запоминанию, именно учить, поскольку ребенок раннего и младшего дошкольных возрастов не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания. Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях: она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребенка; интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке; укрепляет память — образную память, связанную с воображением, и вербальную (словесную) память, связанную с мышлением, которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

        Дети младшего дошкольного возраста могут специально заучивать художественные произведения начиная с потешек.  

        Как же учат детей запоминанию? Прежде всего им объясняют само значение (лексическое значение) слова запоминать. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить.
Например, взрослый с ребенком младшего возраста разучивает  потешку:
— Димочка, давай позовем солнышко так: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!» Повтори (или: «Теперь ты скажи»).Мальчик старается повторить слова потешки.

— Как ты хорошо запомнил!— ободряет взрослый.
— Вспомните, как мы звали солнышко, чтобы оно выглянуло в окошечко. Ребенок пытается воспроизвести слова потешки, если он затрудняется, взрослый помогает.                .
        Итак, приемы произвольного запоминания: повторение текста,  припоминание текста.

         Художественное поэтическое произведение должно нравиться детям (своей музыкальностью, красочностью образов, этическим содержанием); оно должно доставлять детям эстетическое удовольствие, приносить нравственную удовлетворенность (дети должны полюбить героев, ждать с ними новой встречи; им должно быть приятно пережить вновь и вновь те чувства, которые вызвало у них стихотворение);

         Произведение разучивается сразу целиком: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания обессмысливает произведение, мешает его восприятию, а следовательно, и запоминанию.

        Чтобы детям не скучно было многократно повторять текст, можно использовать элементы игры, например:

— К нам пришла кукла Даша(зайка или другая игрушка), прочти еще раз стихи для нее!

— Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями.
        Работа по заучиванию произведений разных жанров различна в зависимости от жанра. Для запоминания ребенком потешки иногда достаточно того, чтобы она прозвучала в момент, когда у него хорошее настроение. В потешке ребенок слышит прежде всего музыку, и этого часто бывает достаточно, чтобы он захотел сам повторить, а потом и припомнить ритм этой музыки. Но в потешке ребенок различает и образы, если в этом помогает ему взрослый. Помощь взрослого состоит в том, чтобы вовремя соединить слова потешки с реальными явлениями, которые названы этими словами: солнце залило светом комнату, где находится ребенок, — и взрослый напевает: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»; ребенок охотно повторяет. Идет теплый дождик, и ребенок вместе с мамой радостно скандируют потешку: «Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей!» или стихи 3. Александровой: «К нам на длинной мокрой ножке дождик скачет по дорожке».

        Перед заучиванием произведения, взрослый показывает ребенку предмет, игрушку, картинку выразительно читает стихотворение и повторяет его.

          Ребенку 3 лет взрослый предлагает повторять строчки с ним вместе, а потом просит его одного рассказать все стихотворение, при этом потихоньку подсказывает ему слова, которые тот забыл. Если есть необходимость, взрослый снова читает вместе: он начинает — ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задание для ребенка усложняется: он должен повторять за взрослым целые строфы (2—4 строки)                        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методики заучивания стихотворений наизусть детьми старшего дошкольного возраста с учетом модальности восприятия.

В данном материале акцентирую Ваше внимание на важности выстраивания образовательного процесса по заучиванию стихотворений с учетом модальности восприятия....

Проект: «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стих...

"Методы и приемы по заучиванию стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста"

Материал предназначен для воспитателей и педагогов ДОУ. Авторская статья поможет взролым в заучивании стихотворений с малышами....

Применение технологии "мнемотехника" при заучивании потешек и стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста

В методической разработке указаны основные моменты работы педагога с мнемотаблицами и приведен план работы во второй младшей группе по развитию речи с использованием мнемотаблиц. Материалы, использова...