«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».
проект (подготовительная группа) на тему

Базанова Елена Михайловна

 

Целью данного проекта является -  формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация образовательного проекта  в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».

Подготовила: Воспитатель Базанова Е.М.

     Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы..

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

     Однако, в настоящее время, семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

    Одним из эффективных и современных методов,   широко используемых в дошкольных образовательных учреждениях, сегодня,  является  проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. В процессе организации  проектной деятельности появляется уникальная возможность сближения детей и их родителей на основе совместной деятельности.

Так, в нашей  группе  успешно реализуется образовательный проект «Моя семья ». Данный проект является долгосрочным, срок его реализации составляет 9 месяцев.

Целью данного проекта является -  формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям.

Для реализации данной цели решались следующие образовательные и воспитательные задачи, которые вы видите на слайде

Образовательные задачи:

         закрепить и обобщить знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях;

         сформировать представления генеалогическом древе семьи, происхождении семейного рода, фамилии;

         углубить знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;

         показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

         развивать познавательные способности у детей, активно включать их в познавательно-поисковую деятельность.

Воспитательные задачи:

         воспитывать основы нравственных качеств: умения проявлять заботу о своих близких и оказывать посильную помощь;

         формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества; чувства семейной сплоченности;

         воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье;

    Для погружения детей в проект я перед детьми сформулировала проблему. Так, принеся в группу свои семейные фотографии и рассказывает о своих членах семьи, о традициях в своей семье (дни рождения, совместные походы в театр и др.), о значении своего имени и т.д. Далее педагог задает вопрос детям: А что вы знаете о своей семье? Как она появилась? Хотели бы Вы узнать о корнях вашей семьи?

    После   обсуждения  совместно с детьми формулируется цель для детей: получить новые сведения о себе, своей семье, близких и родных людях, о традиции семьи.

    Данный проект реализуется через следующие мини-проекты, которые организуются в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса в ДОУ, (на основе события, подготовке к празднику):

Мини - проект:

« Дом в котором я живу» . целью которого было,  выяснить где живет ребенок, закрепления домашнего адреса.

«Наши любимые бабушки и дедушки» - октябрь – День пожилого человека.

•        «мама – солнышко мое»- ноябрь- День Матери;

•        «Папа – гордость моя» - февраль – день защитников Отечества;

•        «При солнышке тепло – при матери добро» - март – международный женский день;

•   « Мама, папа, я – спортивная семья»        

«Моя семья – мое богатство»

  а также в соответствии  с принципами интеграции содержания дошкольного образования в различных видах детской деятельности: познавательно - поисковой, продуктивной, игровой; на основе  деятельностного подхода, что отвечает  требованиям ФГОС.

Так, при реализации мини-проекта «Наши любимые бабушки и дедушки», с детьми проводится беседа об истории возникновении семьи. Детям предлагается дома совместно с родителями обсудить, как познакомились бабушка с дедушкой, сколько детей они вырастили, кем работали или работают.  

В процессе сбора информации в группе оформляется фотоальбом «Мои семья», дети совместно с родителями составляют рассказы о бабушках и дедушках. В группе воспитатель с детьми организует с детьми чтение художественных произведений  о бабушках и дедушках, театрализованную деятельность по мотивам литературных произведений о бабушках и дедушках.

При реализации мини-проекта «Самые дорогие на свете люди» детям предлагается пополнить альбом «Моя семья» фотографиями и рассказами о папах и мамах, о том, где они учились, кем работают, в чем заключается работа, какую пользу людям приносит их профессия, увлечения.

В ходе работы по данному проекту дети совместно с родителями изучали корни своей семьи, составляли генеалогическое древо. В соответствии с особенностями своей семьи составляли герб семьи, придумывали девиз  семьи.

Родители принимают активное участие в групповой традиции «Встреча  с интересными людьми», где знакомят детей  со своей профессией, увлечениями, семейными традициями. Детям с помощью родителей предлагается в процессе познавательно-поисковой деятельности найти ответы на следующие вопросы: «Что означает мое имя? Как мне его выбирали? В честь кого меня назвали?».  К празднованию Дня матери оформляется выставка рисунков «Наша дружная семья», организуются сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери» и др.

      При реализации мини-проекта «Мой папа самый лучший» продолжается пополнение фотоальбома «Моя семья» фотографиями пап и дедушек, их службе в армии, рассказами об интересных историях  о службе  армии.  Организуются сюжетно-ролевые игры «Мы военные», «Летчики», «Моряки» и др.

После проведения тематических встреч и бесед, мы совместно с детьми подготовили видео-послания на тему «Какой мой папа», где дети  могли высказать свои чувства и гордость за своих отцов, которые в последствии были представлены на совместном мероприятии «Папа – гордость моя».

С целью объединения детей и их пап общностью переживаний, эмоциональным настроением, ощущением чего-то значимого,  проводим   совместный  спортивный праздник  «», посвященные Дню защитников Отечества. На празднике мальчики совместно  с папами демонстрируют свою ловкость, быстроту  и силу,  а девочки исполняют песни, танцы, частушки.   Праздник является важным событием для всех, радость и веселье надолго сохраняются в душе и взрослых, и детей. После праздника все папы с большим удовольствием получали подарки, изготовленные руками своих детей.

При реализации мини-проекта «Мама – солнышко мое», в рамках подготовки к празднованию восьмого марта,  детьми были подготовлены и представлены презентации про своих мам. Под руководством воспитателей детьми были изготовлены портреты мам в разных техниках изобразительного творчества и показан праздничный концерт

    Совместно с  мамами был подготовлен театрально – музыкальный праздник.  Этот праздник   проводился  в фольклорном стиле, где дети вместе  мамами дружно играли  в русские народные игры, пели с детьми, частушки, рассуждали и объясняли  народные поговорки и пословицы о маме,  танцевали народные танцы.  

  Наш проект находится в стадии реализации. А результатом  его станет семейное мероприятие, посвященное Дню Семьи «Моя семья – мое богатство».

    Таким образом, организуемые нами мероприятия в рамках выше обозначенных образовательных проектов позволяют ребенку – дошкольнику осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины.

Сравнительные результаты мониторинга показывают положительную динамику формирования представлений у детей о своей семье, ее традициях, профессии своих  родителей.

Родители  начинают проявлять активность, становятся  непременными участниками организуемых  мероприятий, участвуют  в сборе   материалов по теме проекта. В процессе подготовки и реализации проектов  возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и их родителями в процессе совместной поисково-познавательной, творческой  деятельности, что способствует сплочения семьи, сближению  взрослых и детей. Сотрудничество детей и родителей, сопричастность, духовное взаимопроникновение рождают в сердце ребёнка любовь и признательность, потребность общаться.

Организация  данных проектов показывают значимость каждого члена семьи, раскрывают ее особенность  и неповторимость, способствует воспитанию любви и уважения к членам семьи. Родители, активно участвуя в жизни детского сада, группы  начинают понимать  простую истину: какими вырастут их  дети, зависит от отданного им времени, качества общения с  детьми.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.,2003.

2.        Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском  в детском саду. – М., 2007.

3.        Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4.        Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година и др. – М.: Просвещение, 1989.

5.        Воспитательная система «Маленькие россияне»/под общей редакцией Т.И. Оверчук.  - М.: «Мозаика – Синтез», 2007.

6.        Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

7.        Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М., Просвещение, 2006.

8.        Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2007.

9.        Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ,  2004.

10.        Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

11.        Маханева М.Д.. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.

12.        Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников  - М., 2005.

13.        Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

14.        Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...

Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...

Инновационный опыт работы "Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста"

Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотретьс...

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»

Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

Развитие духовных и моральных ценностей у человека начинается с раннего возраста. Именно от того, какие первые шаги будут у ребенка в это время, и как взрослый мир его встретит, будет зависеть по боль...

Статья: "Развитие нравственных основ личности ребенка дошкольника через ознакомление с произведениями писателя-сказочника Льва Кузьмина"

Дошкольный возраст —Развитие нравственных основ личности  ребенка дошкольника через ознакомление  с произведениями писателя-сказочника Льва Кузьмина Дошкольный возраст &mda...

"Путь в сказку» Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Актуальность заключается в том, что решение задач направлено на развитие: личности ребенка, памяти, внимания, мышления. Дети учатся адекватному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого...