Проект «Маленькие Эйнштейны» с воспитанниками младшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Мизонова Ангелина Анатольевна

С целью оптимизации воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми младшего дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Маленькие Эйнштейны», направленный на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 3-х – 4-х лет.

Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой

Цель педагогического проекта: формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_eynshteyny.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Маленькие Эйнштейны» во второй младшей группе

В ходе анализа организации образовательной деятельности с младшими дошкольниками  в соответствии с требованиями ФГОС в нашем дошкольном образовательном учреждении, было выявлена проблема преобладания у педагогов традиционных методов и приёмов при обучении дошкольников (словесные инструкции, прямой показ способов действия и т.д.). Выявленное противоречие между необходимостью реализации ФГОС и недостаточным использованием воспитателями методов развивающего обучения в полной мере (а именно метода экспериментирования), позволило определить тему педагогического проекта. 

С целью оптимизации воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми младшего дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Маленькие Эйнштейны», направленный на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 3-х – 4-х лет.

Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой

Цель педагогического проекта: формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.

Задачи проекта: 

  1. Формировать представления о свойствах различных веществ и предметов окружающего мира в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов.
  2. Развивать мышление, речь, внимание, моторику, координацию движений, интерес к творческой и экспериментальной деятельности.
  3. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
  4. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Участники проекта - педагоги ДОУ, воспитанники второй младшей группы и их родители.

Сроки реализации проекта: Сентябрь-май.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  • образовательная деятельность регулируется Федеральным законом «Об образовании»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • организация работы с воспитанниками запланирована с учётом  Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в отношении  нагрузки  и длительности занятий.

Актуальность проекта:

Исследовательское поведение рассматривается не как деятельность, характерная только для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, ведь в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку, независимо от характера его профессиональной деятельности. Творческая, самостоятельно мыслящая личность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста, то есть в то время, когда родители впервые приводят ребёнка в детский сад.

Но в сложившейся педагогической практике работы с младшими дошкольниками зачастую преобладают репродуктивные методы обучения, направленные на выполнение заданий по образцу, по подражанию, а также на словесное транслирование информации от педагога к ребёнку. Творческая, самостоятельно мыслящая личность с аналитическим складом ума начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте, в том периоде, когда родители впервые приводят ребенка в детский сад. В младшем дошкольном возрасте только начинают формироваться элементарные навыки исследовательской деятельности, организация которой осуществляется в виде игр-экспериментирований. Именно здесь воспитателям предоставляется возможность для сочетания разных видов деятельности.

Развивать исследовательские навыки необходимо уже в младшем дошкольном возрасте, так как для этого существуют все предпосылки: игра как ведущая деятельность, психологические особенности дошкольника — любопытство ко всему окружающему, экспериментирование как одна из форм естественной деятельности детей — стремление все попробовать и потрогать.

Кроме развития познавательных способностей для младших дошкольников актуальна проблема привыкания к детскому саду. Игры-экспериментирования очень эффективны в период адаптации, поскольку позволяют снять напряжение, вызывают радость, эмоциональный подъем, интерес.

Распределение деятельности по этапам проекта

Содержание работы на этапе

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап. Подготовительный

  1. Проведение вводной беседы.
  2. Оснащение  в условиях группы цента «Песок и вода», пополнение уголка познавательно-исследовательской деятельности,
  3. Беседа с воспитанниками «Для чего нужна вода, песок, глина?»;
  4. НОД по познавательному развитию «Купаться любят все».
  5. НОД по речевому развитию «Водичка, водичка…»
  6. Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
  7. Посильная помощь в уходе за обитателями уголка природы.
  8. Серия игр и  экспериментов по ознакомлению со свойствами воды, песка, глины, ветра.
  9. Диагностика развития познавательно-исследовательской деятельности детей  по методике Ю.А. Афонькиной.
  10. Выявление уровней и критериев, характеризующих развитие познавательно-исследовательской деятельности детей (на основе теоретического анализа  научных работ): развитие познавательных интересов, экспериментирования, самостоятельности, применение усвоенных знаний и способов деятельности.
  11. Консультация для родителей «Детское экспериментирование»

2 этап. Организация проектной, исследовательской работы с детьми

1. Моделирование ситуации.

Выявление проблемы

Вводит в игровую ситуацию: помочь сказочному герою

1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему

2. Выделение задач

1. Подводит к решению задач.

2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования)

3. Организует деятельность

Принятие задачи - совершить путешествие,  найти и решить проблему.

3. Продуктивная деятельность

1. Организует работу над проектом,

2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность

1. Читают стихи.

2. Исполняют танцы

3. Опыты

4. Игры

- два раза в неделю проводится непосредственная образовательная деятельность – игры-опыты, беседы, наблюдения;

- два раза в неделю проводится продуктивная деятельность – чередование рисования, лепки и аппликации.

3 этап. Представление готового продукта, презентация

Диагностика развития познавательно-исследовательской деятельности детей  по методике Ю.А. Афонькиной.

Презентация

Развлечение «Маленькие Эйнштейны» совместно с родителями

Просмотр видеофильмы «Маленькие исследователи группы »

Создание коллажа «Вот как мы живем»

Совместно чаепитие, рефлексия, планирование работы.

4 этап. Оценка процессов и результатов работы

Аналитический (май 2014г.) – мониторинг результативности реализации проекта, анализ, обработка и систематизация материала, оформление работы.

Оборудование, необходимое для реализации проекта:

  • центр «Песок-вода» (дидактический стол, переносная песочница);
  • ящик с подсветкой для рисования песком (из картона, снизу предусмотрен источник света, сверху - оргстекло);
  • оборудование для исследовательской деятельности (пластиковые ёмкости, венчики, совки, сачки, вёдра, пластмассовые и резиновые игрушки, стаканчики, семена салата, укропа);
  • вещества для экспериментирования (песок, глина, мыло).

Особенностью данного проекта является использование метода экспериментирования, как основного, для организации познавательно-исследовательской деятельности с младшими дошкольниками.

Планируемый результат: развитие у детей интегративных качеств: любознательности; развития у детей умения общаться со сверстниками и взрослыми; способности решать интеллектуальные задачи. Расширения представлений о свойствах неживой природы (воды, воздуха, песка, ветра и т. д.)

Список используемой литературы:

  1. Баранова, Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – г. Ярославль: «Академия развития», 2009.
  2. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Комплексно-тематическое планирование вторая младшая группа ФГТ – Издательство: «Учитель»,2012.
  3. Галанов, А.С. Развивающие игры для малышей [Текст] /  А.С. Галанов. –«АСТ-Пресс», 2006.
  4. Дыбина, О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада[Текст] / О.В.Дыбина. - М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
  5. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина,  В.В., Неизведанное рядом, опыты и эксперименты для дошкольников – М.: 2011.
  6. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности – М.: 2011.
  7. Мурудова,Е.И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – «Детство-Пресс», 2010.
  8. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду– М.1999.
  9. Новицкая, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников [Текст] /О.А.Новицкая. Санкт - Петербург: 2010.
  10. Павлова,Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром [Текст] /Л.Ю.Павлова. - Издательство: «Мозаика-Синтез», 2011.
  1. Перельман, Я.И. Занимательные задачи и опыты – Екатеринбург.:1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной образовательной деятельности с воспитанниками младшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Игры и игрушки».

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ СЕМИНАРЕ  «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОО К ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»...

Паспорт проекта "Маленькие патриоты" для детей младшего дошкольного возраста

   Проект направлен на воспитание гражданско-патриотических чувств младших дошкольников, на уточнение знаний дошкольников о семье и детском саде, на формирование знаний о своей малой ...

Занятие для воспитанников (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст) на тему: "Цветы" в условиях дистанционного (домашнего) обучения воспитанников.

                Цветы – символ красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всем...

Проект "Маленькие почемучки" для детей младшего дошкольного возраста

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Опыт работы по проекту «Маленькие почемучки» для детей младшего дошкольного возраста

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность о...

Проект развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность на тему: "Игры-эксперименты для самых маленьких“

           Весчёлые опыты для маленьких непосед! Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка...

Проект по нравственному воспитанию "Моя семья - это маленькое государство" для детей младшего дошкольного возраста

Цель проекта :- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях; - расширять представления детей о своей с...