Влияние межличностных отношений дошкольника на его социализацию.
учебно-методический материал на тему

Брум Ольга Николаевна

ключевые слова: игра. межличностные отношения, методики, социометрия.   Работа для педагогов , как именно межличностные отношения влияют на социализацию дошкольников. Какие методики можно применить для изучения данного вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_brum1.odt23.95 КБ

Предварительный просмотр:


ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА НА ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИЮ

Брум Ольга Николаевна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 139» г. Саратова 

Вопросы социализации в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Методы формирования позитивных межличностных отношений детей дошкольников.

Ключевые слова: игра, межличностные отношения, методики, социометрия.

Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с другими людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Межличностные отношения являются центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют социально-психологическую адаптацию и социализацию ребенка дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит вопросы социализации детей: «Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Отношения с другими людьми наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей, то есть социальную адаптацию и социализацию. Данная тема чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, агрессивность, отчужденность…), имеют свои истоки в дошкольном возрасте и связаны с проблемами межличностных отношений, следовательно, дезадаптацией в обществе. Для благополучного существования человека необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительные эмоции [35%], вызывающие отрицательные эмоции [5%], эмоционально нейтральные или балластные [60%]. Эти данные получены учеными в ходе практических экспериментов, которые позволили составить соответствующую эмоциональную карту головного мозга. Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если хочет быть здоровым, активным и долго жить. Это напрямую связано с позитивными межличностными отношениями, которые приводят к адекватным переживаниям – а это и есть социальная адаптация [2].

В наиболее общем виде социализация означает становление в человеке образа его «Я». Этот образ не возникает сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. «Я» и мое отношение ко всему, что вокруг моего «Я». Социально-психологическая адаптация личности – это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе социально-психологической адаптации личность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и отношение к себе. Именно поэтому межличностные отношения  практически всегда являются эмоционально напряженными и приносят самые яркие переживания (как позитивные, так и негативные).

Первый опыт межличностных отношений складывается в детском саду и во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается негативное отношение к другим, а потом закрепляется в школе, что может иметь весьма печальные отдаленные последствия [3].

Хочу отметить важность позитивных межличностных отношений в дошкольном образовании. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача педагога и психолога. Такая психолого-педагогическая помощь должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем межличностных отношений детей.

С помощью диагностических методов педагог совместно с психологом может выявить истоки конфликтных форм поведения детей, которые всегда связаны с внутренними личностными проблемами ребенка. Внутренние причины, вызывающие устойчивый и часто воспроизводящийся конфликт ребенка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, к чувству одиночества, которое является одним из самых тяжелых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление межличностного и внутриличностного конфликта ребенка требует не только психологической наблюдательности, не только владения диагностическими методиками, но и знания методов помощи данным детям.

Первый этап работы педагога – диагностический. Самый известный метод для оценки межличностных отношений – это социометрия, разработанная американским психологом Джекобом Морено [4]. Данная методика определяет социометрический статус каждого индивида, т.е. – положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отказов всех членов группы. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отказов, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту – положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в группе. Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разные положения среди сверстников: одни более предпочитаемые для большинства детей, а другие – менее.

Для дошкольников можно использовать такие социометрические методики: «Капитан корабля», «Два домика», методы наблюдения и проблемных ситуаций. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и отвергаемых членов своей группы. Данные методики соответствуют возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.

Методика «Капитан корабля»

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля или игрушку и задают следующие вопросы:  

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных. Степень популярности ребенка в группе сверстников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Методика «Два домика» 

Приготовить два домика на листе бумаги. Один из них красивый, красного цвета, а другой маленький, невзрачный, черного цвета. Инструкция: посмотри на домики (в красном много игрушек, а в черном их нет), красный домик твой, и ты можешь пригласить к себе гостей. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого бы поселил в черный домик. Педагог отмечает детей, поселенных в разные домики. Интерпретация результатов проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если ее выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является его положение в системе межличностных отношений. Соответственно, стабильное положение в группе ведет к более легкой социализации ребенка. Если же нарушены межличностные отношения, ребенок чувствует себя одиноким и ненужным, формируется неправильный тип поведения, что затрудняет социализацию.

Следующий этап работы педагога состоит в определении проблемных форм поведения, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Это могут быть агрессивные дети (с вербальной или физической агрессией), обидчивые, застенчивые, демонстративные и тревожные дети. Здесь можно использовать метод наблюдения. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.

При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

1. инициативность;

2. чувствительность к взаимодействиям со сверстниками;

3. преобладающий эмоциональный фон.

Заключительный этап это применение методов и приемов по изменению статуса, а также система мер, направленных  на изменение проблемных форм поведения и формирование доброжелательных отношений. К каждой категории детей должен быть соответствующий подход. Если это агрессивные дети, им необходимы обучение способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции и самообладания, отработка навыков общения в конфликтных ситуациях. Тревожных детей следует обучить снятию мышечного напряжения, повышению самооценки, уверенности в себе. Демонстративных детей требуется учить сопереживать сверстникам. Обидчивым детям необходимо повысить самооценку.

Наиболее распространенным методом формирования позитивных межличностных отношений является осознание эмоциональных состояний, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».

Педагог, работая с дошкольниками в данном направлении, использует несколько этапов работы, отбирая для каждого специальные игры:

Название этапа

Предпочтительные игры

общение без слов

«Жизнь в лесу», «Волны», «Добрые эльфы», «Театр теней»

внимание к другому

«Зеркало», «Передай движение» «Тень», «Передай настроение»

согласованность действий

«Сороконожка», «Лепим скульптуры», «Слепой и поводырь»

общие переживания

«Обнималки», «Шторм»

взаимопомощь в игре

«Старенькая бабушка», «Живые куклы»

добрые пожелания

«Обзывалка», «Добрые волшебники», «Пожелания»

помощь в совместной деятельности

«Закончи рисунки», «Рукавички»

Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях:

  • информирование (о том, каковы причины появления проблемного поведения, чем оно опасно для ребенка);
  • обучение эффективным способам общения с ребенком (учить понимать и любить ребенка таким, какой он есть).

Профессионализм, внимание и деликатность воспитателя при известной заинтересованности в решении проблемы обеспечат эффективность применения того или иного метода. Совокупность межличностных отношений человека в образовательной среде представляет собой уникальную социальную систему, центром которой является сам ребенок, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения. Ребёнок в межличностных отношениях, как сфере социализации приобретает новые черты: усваивает определенные нормы общения в деятельности и нормативы самой деятельности, ее социальные качества (традиции, обычаи).

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что ребенок, имеющий положительные отношения с товарищами и высокий уровень удовлетворенности этими отношениями, имеет авторитет как социальную реальность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, наличие «своей линии» поведения, умение преодолевать неудачно сложившиеся обстоятельства, ощущение эмоционального комфорта.

Список используемой литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html 
  2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – Издательство: «ТЦ Сфера», 2007. – 208 с.
  3. Смирнова Е.О, Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. – М. 2003.
  4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. – Издательство: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 192 с.
  5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. – Издательство: «Мозаика-Синтез», 2008. – 128 с.
  6. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.
  7. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. – Издательство: «Детство-Пресс», 2009. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».

В статье раскрывается влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольника, включает задачи и формы организации.....

Межличностные отношения дошкольников

Описание нашей работы по морально нравственному воспитанию дошкольников...

"Методики диагностики межличностных отношений дошкольников"

В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения ...

Влияние игры на развитие межличностных отношений дошкольников (консультация для педагогов)

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Игра  воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике ...

«Влияние межличностных отношений в детском коллективе на психологический климат» Курсовая работа

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, м...

СТАТЬЯ "ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В статье рассмотрены понятия и различия полной и неполной семьи, а также влияние структуры семьи на формирование благополучия психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста....

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников

: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...