Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды
методическая разработка на тему

Павлова Ольга Сергеевна

Схема самоанализа педагогом развивающей среды группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda4.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

СП ОДОД ГБОУ СОШ № 35

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

группа № 4 (подготовительная группа дети)

Воспитатель ПАВЛОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВЕА

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группы

Схема самоанализа педагогом развивающей среды группы.

  1. Краткая характеристика группы (возрастные особенности физического и речевого развития и пр.). Общая характеристика группы, выделить подгруппы детей, имеющие особенности в развитии, требуют специального подхода или внимания.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено.....(примеры).
  3. Всё пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности... (примеры).
  4. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации (пример), в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (примеры).
  5. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности (примеры).
  6. В группе организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр. - перечислить), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
  7. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей (примеры). Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
  8. Предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие) (примеры).
  9.  организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными (для мальчиков и девочек) особенностями воспитанников (пример).
  10. Все игры и пособия доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещения, где осуществляется образовательная деятельность (пример).
  11. В группе имеется свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности (примеры).
  12. Вывод: развивающая предметно-пространственная среда в ....группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

  1. Краткая характеристика подготовительной группы (возрастные особенности физического и речевого развития и пр.). Общая характеристика группы, выделить подгруппы детей, имеющие особенности в развитии, требуют специального подхода или внимания.

        В  подготовительной группе «Звездочка» 22 человека, из них  8 мальчиков и 14 девочек.

Возраст детей от 6 до 7 лет. В едином коллективе дети находятся со старшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей.

       В основном дети развиваются согласно возрасту и по всем направлениям развития показывают положительную динамику и хорошие результаты, они справляются с программными требованиями по всем областям, хотя у  каждого ребенка свой темп развития.

       Но в группе есть такие дети, которые испытывают затруднения в речевом развитии, а именно в развитии звуковой культуры речи. С этими детьми проводится постоянная индивидуальная работа по формированию правильного звукопроизношения и развитию фонематическеского слуха.

      У ребят продолжают формироваться предпосылки к учебной деятельности, умение внимательно слушать, действовать по предложенному плану, умение самостоятельно планировать и анализировать свои действия, выполнять умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности и коммуникативные навыки.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности.  Оно обеспечивает игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения.  Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и  исследований, что позволяет детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально. В группе выделены различные центры (зоны), так в зоне образовательной деятельности используются мебельные комплекты - столы и стулья, комбинированная доска на которой можно не только писать, но и расположить различные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации)

У нас есть необходимые материалы стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

 Так же в нашей группе есть материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла (лупы), микроскоп, весы, и прочее. Группа оснащена необходимым материалом, способствующим овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры и т.д.

  1. Всё пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

     Интерьер группового помещения оформлен в соответствии  с санитарно-гигиеническими требованиям. Группа хорошо освещена, мебель для организованной совместной деятельности подобрана по росту детей (рост детей измеряется два раза в год), промаркирована и расположена таким образом, что бы свет падал с левой стороны. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов. Во всех помещениях нашей группы мебель прикреплена к стенам или полу (индивидуальные шкафчики, полки, шкафы, полки и игровые уголки, полотенечницы). Так же интерьер соответствует пожарной безопасности, во всех помещениях нашей группы есть противопожарные датчики.

     Игрушки соответствуют не только педагогическим, но и эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Сломанные или утратившие свой эстетический вид игрушки заменяются новыми или предметами заместителями.

  1. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации , в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

       Столы, стульчики и мягкую мебель можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. Добавляя элементы конструктора "Мальва" и "Лего" (с крупными деталями) можно сооружать различные постройки: поезд, автобус, корабль, самолет, домики, и т.п. в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Так же в группе имеются ширмы, которыми можно разграничить, отделить игровые пространства, создавая  уголок уединения.

     

  1. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности.

Для того чтобы дети могли найти себе дело по душе в группе выделены различные центры, они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно преобразовать в другой (в одном и том же центре согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности). Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Так же в группе есть наличие различных  предметов-заместителей, в том числе природных материалов пригодных для использования в разных видах деятельности детей.

  1. В группе организованы различные пространства – центры (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Центр экологического воспитания (уголок природы, зона "Песок-вода")

Центры сюжетно-ролевой игры: "Салон красоты", "Магазин", "Повар", "Поликлиника" ("Доктор"), "Семья".

Центр чтения и театрализованной деятельности

Центр изо-деятельности "Творческая мастерская"

Центр конструирования и игр с машинами (уголок "Безопасность на дороге", "ПДД")

Центр дидактических игр (Н.п.и., игры с предметами и п.д.)

Выше перечисленные центры (зоны, уголки) наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

  1. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.

Игровое оборудование периодически сменяется согласно сезону, теме и потребностям детей.  Например в центре сюжетно-ролевых игр появляются различные атрибуты которые способствуют обогащению или развитию нового сюжета игры (так сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей и фруктов» вызвала у детей желание развернуть сюжет игры «Кафе» «Повара»). В книжном уголке обновляется подборка книг, в центре дидактических игр постоянно обновляются настольно печатные игры (в соответствии тематикой недели или месяца) и т.д..

Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

  1. Предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие). 

 Предметно-пространственная среда  рационально логична и удобна для детей.

Например в строительном центре дети могут создавать различные сооружения как реалистичные, так и фантастические. Занимаясь строительством у детей развиваются математические способности, приобретаются социальные навыки. Центр художественного творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей.

  1. Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными (для мальчиков и девочек) особенностями воспитанников.

Группа оснащена необходимыми материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. У мальчиков есть инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре у девочек предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; у мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Так же в группе имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Все игры и пособия доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещения, где осуществляется образовательная деятельность .

 

10.        Все игры и пособия доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещения, где осуществляется образовательная деятельность. Например: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок, игрушки, дидактический материал, игры..

  1. В группе имеется свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности

Размещение игрушек, пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. Все игровое оборудование находится на уровне роста детей.

  1. Вывод: 

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

"Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе"

Развивающая предметно-пространственная среда во 2 младшей группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, ...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной логопедической группе

Данный материал является итогом работы по обогащению предметно-пространственной среды с подготовительной группе....

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе № 5 "Колокольчики"

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выр...