История глиняной игрушки.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Файзуллина Гюзель Сабировна

В разработке вы найдете краткое описание истории разных видов глиняных игрушек, подробные рекомендации по их самостоятельному изготовлению, украшению. Имеющиеся здесь загадки, стихи, дидактические игры, фотографии помогут организовать знакомство с глиняной игрушкой в доступной и увлекательной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Предисловие  ……………………………………………………………..2
  2. Глиняная игрушка и ее история………………………………………….3
  3. Виды глиняных игрушек

              Дымковская игрушка……………………………………………….6

              Тверская игрушка…………………………………………………...8

              Филимоновская игрушка…………………………………………...9

              Каргопольская игрушка……………………………………………10

  1. Знаковые значения игрушек……………………………………………..13
  2. Приложение 1. Символика игрушек: цвет и формы
  3. Приложение 2. Символы в Каргопольской игрушке
  4. Приложение 3. Символы в росписи игрушек
  5. Приложение 4. Стихи о глиняных игрушках
  6. Приложение 5. Загадки
  7. Приложение 6. Дидактические игры
  8. Приложение  7. Лепим глиняную игрушку (методические рекомендации)

                    Дымковская нянюшка с младенцем

                    Дымковская жар – птица

                    Дымковские животные

                    Лепка филимоновских игрушек

                    Как лепить глиняную свистульку

                    Лепим каргопольскую игрушку

  1. Приложение 8. Фотографии глиняных игрушек  

Глиняная игрушка и ее история.

      Игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создает ощущение особенности русского национального народного творчества.

      Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках 10-17 веков (Москва, Рязань) – свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

      Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в 17-18 веках достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I  за 1721 год указано: « Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – 3 коровы, 2 коня, 2 оленя, 4 барана, 2 пары лебедей, 2 петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За все заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».

      В 18-19 веках производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

       Игрушки лепили, в основном, женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное  от сельских работ время – большей частью зимой и весной до покосов.

        Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной четкостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) – глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

      Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что- нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.                                         Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня- черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

        Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления крестьянина о природе и человеке. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.

      Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми, окружающим миром. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

    У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Виды глиняных игрушек

Дымковская игрушка

      В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца  Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

      В вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы – свистуньи продавались здесь же , на улице.

      Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке  в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.

      Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних животных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».

      Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

       Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой свинье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.

       Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках.

      Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос, овалов, колец. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии). Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

      Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.

     Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Тверская игрушка

    Город Торжок  Тверской области – родина тверской игрушки, или, как ее еще называют, калининской (по прежнему названию области), торжокской.

    Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, ее работы находятся в музее города Твери. На основе найденных игрушек были созданы современные игрушки – птицы  (гуси-лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гордые петухи и скромные курочки), животные  (собаки, лисы), а также женские фигурки, одну из которых назвали «Новоторка».

     Игрушки статичны, но иногда повернута голова, разная осанка. Птицы гордые, красивые, декоративные.

      Птицы украшаются налепами и затем расписываются.

      Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точкой. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяются гребешок, хохолок.

     Сочетание цветов разное – это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, немного черного и главный цвет белый, жемчужинки – белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.

Филимоновская игрушка

     Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего здесь залежи высокосортной глины. Персонажи игрушек многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.

     Игрушки, в основном, крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, с ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции: «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.

     У  животных-свистулек выделяются уши, у барана рога – круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя – деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, - то ли это животные, то ли люди ряженые.

     Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.

     Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки. Детали росписи можно расшифровать: круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

    Роспись яркая, звучная, краски анилиновые. Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. Для прочности и блеска окрашенные места обмазывают белком. Игрушки добрые, веселые.

Каргопольская игрушка

      Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

      Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.

      Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы – кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.

      Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

      Изображение животных типично для народной игрушки – это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь – хозяин леса.

      Самый загадочный образ – Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).

      Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.

       Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.

     Поле обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цветовая гамма приглушенная, северная. Для росписи характерны неяркие цвета – серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.

     Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки – каргополки как будто позируют в молчаливой важности.

Знаковые значения игрушек

Барыня с ребенком (со свистком)

               Хранительница очага, связана с культом плодородия.plf0101

          Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения,

          которым наделена женщина, это могущественная сила,

          отождествленная с силой плодоносящей земли. Как

          земля умножает зерно, так женщина умножает род

          человеческий. Роспись: вертикальные полосы – знак

          падающего дождя, волнистые линии – земля, напоенная

дождем; пятна – знаки зерна, двойные кресты – солярные знаки (солнце). «Мать – Сыра земля» - это земля, способная дать жизнь всему живому.

Конник

      Конник – знак солнца и неба, одно из главных plf0301

   значений всадника на коне – солнце, совершающее путь

   по небу на колеснице.

Коза, корова

       Знак плодородия, в ней заключен хлебный дух поля.коза, корова

    Отсюда поверье – при виде колеблющихся от ветра

     колосьев принято считать, что бродит «пшеничная»

     коза (корова) на пшеничном поле, «ржаная» - на ржаном и т.д.

Медведь

       «Ведающий, где мед» - не имя зверя, а знак тайны,plf0305

      доступной только посвященным. Медведь наш

      предок, пращур, символ могущества и плодородия.

Олень

              Олень – знак неба, удачного брака и обильнойplf0306

        жизни. К тому же олень – знак славянских богинь

        Рожениц – матери и дочери, рожающих все живое.

Баран

          Баран – знак богатства, знатности и жизненногобаран

       успеха.

Птица, петух

         Птица – олицетворение весны, тепла, солнца.plf0403

      Главный смысл – оберег.

         Петух – знак воскресения природы, пробуждения

      земли, рассвета, знак, обретший самостоятельную

      жизнь души. Главный смысл – оберег. В старину

      обращались за помощью в заговорах: « За тридевять

земель, за тридевять морей, из-за синего моря прилетел петушок, склевывает тому рабу Божьему всякие призорища, оговорища, всякие бесинские, материнские думы. До веку и до веку. Аминь.»

Русалка

             Русалка – загадочная птица с женским лицом.plf0406

         Русалка у южнорусских славян – это не женщина –

         рыба, а женщина – птица. Дух растительности,

         летала над полями, охраняла урожай, жила на

         деревьях. Вспомним у А.С.Пушкина: «Там чудеса,

         там леший бродит, русалка на ветвях сидит». С водой она тоже связана – отвечает за росу и дождь.

Утка (утица)

           Утка – знак хорошего урожая. «Где утка шла – там утица

       рожь густа» - говорили в народе. Главный смысл –

       оберег. В русском фольклоре добрые герои оберегали

       себя от беды, овладев птичьим языком и обернувшись

       птицей. При помощи свиста и магической глиняной птицы, маги, волхвы и кудесники отгоняли злых духов.

Русская троица с конями «Ладья»

           - разновидность «русской троицы». По славянской русская троица с конями

           легенде дочь бога солнца Сурьи -  жена братьев –

           близнецов Ашвинов (буквально – конников).

           Главное предназначение – помощь людям.

Русская троица с птицами (курами)

            - справа, слева птицы – солнце восходящее и заходящеерусская троица с птицами

           зари утренней и вечерней. Справа весна-красна, слева –

           осень-матушка.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.                                                                                              Символика игрушек: цвет и формы

     Следует отметить, что практически каждая народная игрушка , за ними и фабричная, несет в себе определенную символику. Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что находит подтверждение в ряде психологических исследований, что человек различным образом психически реагирует на различные геометрические фигуры (работы Шабельникова В.К.), цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными словами, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию ребенка, а также другим его психофизическим характеристикам. Например, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму. Данный цвет традиционно использовался для обозначения мертвого и загробного мира. Еще 20-30 тысяч лет назад во всем мире могильники и захоронения было принято покрывать красной охрой, о чем свидетельствуют археологические раскопки. В некотором смысле куклы и другие предметы, имеющие подобную «кровавую» раскраску, являются архетипическими.  На подобную символику указывает такой известный ученый, как Голан, в своей книге «Миф и символ».

       О воздействии архетипов на психику человека, прежде всего на неустойчивую детскую психику, указывал в многочисленных работах еще немецкий философ и психолог Юнг. Характерно, что уже в наше время японские психологи провели исследования, что для того, чтобы человек меньше говорил по телефону, телефонную будку следует изнутри покрывать красной краской.

       Другим примером воздействия цвета является голубой цвет. Он традиционно связывается с небесной символикой, благостью и спокойствием. Отметим, что в ряде психологических тренингов для внутреннего успокоения рекомендуется представить себе голубое небо.

      Кроме того, ряд геометрических символов, на что указывается в работах В.К.Шабельникова и его школы, по принципу своего воздействия на психику человека имеет ярко выраженный половой характер. Например, волнообразная линия является атрибутом игрушки для девочки: традиционно подобный узор использовался исключительно в женской одежде и являлся своеобразным оберегом. Громовой знак – «шестилепестковый цветок» - чисто мужская атрибутика.

           



Предварительный просмотр:

Приложение 2.                                                                                                     Символы в Каргопольской игрушке

     Собака  в деревне – первый товарищ человека: по ночам охраняет семью и двор, а по поверью и «нечистую силу» лаем своим со двора гонит; она и днем пригожа – большой помощник охотнику. Оттого известны нам статуэтки собак с уткой или другой какой птицей в зубах, в лодке с охотником или в схватке с медведем.

   Кота  делали редко, причем, чаще - женщины. Можно это объяснить тем, что пластику гибкой кошки, которая всегда терлась у ног хозяйки, сложнее передать в обобщенных формах, которые используются в Каргопольской игрушке кот изображается очеловеченным. Он сидит на задних лапах, в передних держит гармонь либо пирог. Иногда, чтобы котофей «не скучал», в пару ему лепили кошку. Такие игрушки очень любят лепить малыши, потому как и собака, и кошка хорошо знакомы им, нет сложности с лепкой формы, а роспись игрушек домашних животных приносит особое удовольствие.

    Потом ребята берутся за более сложный образ, который не так хорошо известен современному ребенку. Но все же козлик, лось или баран  часто встречаются у всех мастеров. Различие их – в форме рогов: у баранчика они скручены, у козлика    - прямые. У козла обычно намечают бороду. У козы – вымя. Часто они очеловечены, стоят на задних ножках, а в руках держат птицу или же блюдо. Роспись была яркой, основными тонами были желтый и зеленый, цвета солнца и леса. Баран олицетворялся в язычестве с представлениями о довольствии и благе, а слово «рогато» значило на Севере жить в изобилии и богатстве.

    Лось  - или же олень (у них разные рога: лопастью, ветвями, короной, гребенкой. Иногда на рога помещается человеческая фигурка), очень распространенный образ не только в игрушке и вышивке, но и в фольклоре. Культ его более древний, чем коня, о чем свидетельствуют археологические находки. Древний погребальный обряд требовал, чтобы колесницу влекли именно «рогатые кони».

      Но и кони, пришедшие на помощь крестьянину, заняли свое место среди образов игрушки. Каргопольские кони вызывают в памяти не только работящую коренастую крестьянскую лошадку, верную помощницу любого семейства, но и образ благородного скакового животного, какое достойно и само Солнце везти, - с лебединым изгибом шеи, нервными ногами и развевающимся по ветру хвостом. Коней просто обваривают или красят, причем не только в «натуральные» цвета, но и в огненный красный, и в небесный синий. Валентин Шевелев, вспоминая детство в деревне, рассказывает , как дед ставил глиняного конька на воронец, под потолок – на счастье.

       На счастье лепился и Полкан, не менее интересный персонаж в местной игрушке. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище – как у коня и на ногах копыта. Обязателен у Полкана признак пола. Полкан   - родственник древнеславянскому Яриле – божеству весеннего солнца. А звался Полкан в язычестве Плиханом, и праздник его был в один день с Ярилой.а потому на груди Полканихи часто изображался красный круг – солнце, а сам Полкан награждался большим крестообразным рисунком на груди. На Руси в 15 веке Полкана чеканили на монетах, позже помещали на изразцах, печатали на лубочных картинах, кроме того, он часто встречается в русских сказках и былинах. Он всегда был статным и сильным, добрым богатырем, защитником людей от сил зла. Полкан и Полканиха были олицетворением крестьянского труда, силы, отваги.



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Символы в росписи игрушек

img5



Предварительный просмотр:

Приложение 4.                                                                                                         Стихи о глиняных игрушках

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится;

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая,

Просто диво – безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

И.А.Деньшин

Это что за хоровод

В селе Дымково живет?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

 Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войско цвет.

Барыни красивы,

Да беда спесивы –

Каргопольские.

Просто чудо – водоноска:

Высока ее прическа,

Губы алы, щечки алы…

Узор из кругов и линий

Обегает подола край:

Красно-черный,

Порою синий, -

В руки взял,

Смотри и играй.

(Дымковская игрушка)

Лев из Каргополья

В Каргополе есть игрушка

Очень старая.Зверек

Небольшой, на щечках мушки.

Нет его короче ног.

Крашен ярко всюду белым:

Ножки, хвостик и спина.

Шея лентой черной смело

Мастером обведена.

А головка – желтым цветом!

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом

Человеческое есть.

И зверек из давней сказки,

Не пугаясь, не грозя,

С выраженьем теплой ласки

Смотрит тихо нам в глаза.

                   

…Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил…

(Дымковская игрушка)

…Через горные отроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желтоногий

Мчится глиняный олень,

За оленем – кони, кони

Вновь за тридевять земель.

И пестреет от погони

Глиняная карусель.

(Дымковская игрушка)

Индюк сказочно красив

И напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг

Птица важная – индюк.

(Дымковская игрушка)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Это за хоровод

В селе Дымково живет?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души.

Ах! Плясуньи хороши!

Веселая Дымка

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково – поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Лет ему за двести, триста ль миновало?

Собирались вместе мужики, бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали – пели, не скучали…

Как-то вятичи-дружки сели в праздник у реки.

Под руками глина – слой на три аршина.

Стали шарики катать, как снежки, бывало…

Глину щупать, глину мять – жирная, как сало!

Дымкове, за Вяткою – рекою.

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка – распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы появились на селе.

А.Дьяков

Короткие стихи-потешки

Индя – индючок, ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине – Егорка.

В летний день, погожий день

Балалаечка трень-брень.

- Ты играй, мой Ванечка, -

Просит друга Танечка.

Конь домчит до карусели,

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал,

Засвистал и поскакал.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост:

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица – красавица

По улице пешком.

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Утка Марфутка бережком идет,

Уточек Марфуточек купаться ведет.

Конь бежит – вся земля дрожит,

В поле травушка – муравушка

Ничком лежит.

Посмотри, как хороша эта девица – душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Дымково

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

Там любили песни-пляски. В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз, а затем пустимся в пляс.

Хороша игрушка расписная, вся поет, бесхитростно светла.

И видна в ней радость молодая ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету в игрушки яркие вложил?

О.Левицкий

Пестрый хоровод

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка, за работу, чудо-мастера1

Я слеплю лошадушку, я ее поглажу

И седельце с бахромой на спине прилажу.

Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки «печь», печка паром пышет.

А в печи – не калачи, а в печи  -  не куличи,

Не пышки, не ватрушки, в печи – игрушки!

Не кастрюли, чугуны – а лошадок табуны.

За лошадками – козел, из печи – и прыг на стол!

Вылезай скорей, медведь! В печке можно угореть.

Друг за дружкой выплывают утушек – свистулек стаи,

А за ними в свой черед – кукол пестрый хоровод.

Распишу я утушку разными цветами,

Свищет моя утушка разными ладами.

Модница – нарядница, вы куда идете?

С зонтиком и с сумочкой глиняная тетя.

Поглядите, каковы! И нарядны, и новы

Расписные сани.

Медведь с гармошкой, солдат с усами,

Козел – золотые рожки да куколка в сережках.

Пестрые, яркие, славные подарки!

Лена Гулыга



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Загадки

Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трехэтажные –

Статные и важные.

(  Дымковские барышни)

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Очень рано встаю,

Детям спать не даю.

(Петушок)

Кто-то дырочки умело

Сделал птахе у спины,

И синица вдруг запела

Голоском самой весны.

(Синица)

Приложение 6.

Дидактические игры

             «Собери глиняную игрушку»  – разрезные картинки. Картинка с изображением глиняной игрушки разрезается на несколько частей. Дети собирают изображение, глядя на образец.

             «Четвертый лишний» - из предложенных фигур ( или изображений) 

игрушек дети выбирают лишнюю, по их мнению, игрушку и обосновывают свой ответ (игрушки могут отличаться по разным признакам: по виду  росписи; по цветам, использованным в росписи; по предложенным фигуркам).

              «Распредели игрушки по видам росписи» - на столе вразброс лежат иллюстрации  глиняных игрушек разных видов росписи; детям предлагается распределить все изображения по видам росписи.

               «Объяснялки» - детям раздают карточки с изображенными на них элементами росписи и предлагают объяснить значение этих элементов.

               «Подбери узор» - детям раздают картонные силуэты игрушек, имеющие очертания, характерные для того или иного вида игрушек (филимоновские – удлиненные фигурки с вытянутыми шеями, каргопольские – приземистые и т.д.) и карточки с  элементами узоров разных видов росписи. Детям предлагается назвать вид игрушки и выбрать из карточек только те, на которых изображены узоры, характерные для росписи данного вида.

               «Распредели элементы росписи по видам росписи» - детям раздают карточки с элементами росписи и предлагают распределить их по видам росписи.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

конспект проекта на конкурс Я -исследователь (районный тур) "История глиняной посуды"

МАДОУ ЦРР –детский сад №2      Проект «История глиняной посуды»(номинация «неживая природа»)    Автор проекта: Пастернак Матвей, Пастернак Захар...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

История глиняной игрушки

Конспект НОД по социальному миру....

Консультация для родителей "Из истории глиняной игрушки"

Консультация для родителей "Из истории глиняной игрушки"...

Консультация для родителей "Из истории народной глиняной игрушки"

В консультации содержатся сведения о дымковской, филимоновской, тверской и каргопольской народных глиняных игрушках....