Педагогический проект «Почему берёза – символ России?»
презентация к уроку по теме

 Балахонкина Наталья Илларионовна

Ты до того, березонька, красива!

              И в полдень жаркий, и в часы росы,

              Что без тебя немыслима Россия.

              И я немыслим без твоей красы.

О. Шестинский

 

Мы - граждане великой страны,  имеющей богатую и славную историю.

Мы должны чтить её символы: герб, флаг, гимн  и гордиться своей страной.

Наша родина – Россия.  Россия…  Что мы имеем в виду, когда произносим это слово?  Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное  голубое  небо, тихий закат. Подсолнух- похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, пчёлка собирающая нектар- всё это моя Родина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Почему берёза – символ России?»

Выполнила:

Балахонкина Наталья Илларионовна,

воспитатель СП ГБОУ гимназии

«ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный

Самарской области «Детский сад №13»

Введение.

Ты до того, березонька, красива!

              И в полдень жаркий, и в часы росы,

              Что без тебя немыслима Россия.

              И я немыслим без твоей красы.

О. Шестинский

Мы - граждане великой страны,  имеющей богатую и славную историю.

Мы должны чтить её символы: герб, флаг, гимн  и гордиться своей страной.

Наша родина – Россия.  Россия…  Что мы имеем в виду, когда произносим это слово?  Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное  голубое  небо, тихий закат. Подсолнух- похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, пчёлка собирающая нектар- всё это моя Родина.

А ещё,  Родина – это прекрасное дерево.  Нет такого другого  дерева, которое так горячо любят и воспевают в России. Белая березка – символ красоты русской природы, она прекрасна в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг неё  хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы - посвятили березке свои лучшие песни.

Актуальность проекта «Почему берёза - символ России?»

Актуальность заключается  в том, что работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа.  Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает  желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.

Цель:

 Развитие у дошкольников патриотических чувств: любви к Родине, родной земле, родной природе.

Задачи:  

Формировать представление дошкольников о русской березе как символе России.

 Расширять знания детей о дереве березе, его качествах, свойствах.

Дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обрядов

 связанных с русской березой.

 Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Реализация проекта

Этапы работы над проектом

1. Погружение в проект

Идею с темой проекта дали сами дети, так как, смотря познавательную  передачу по телевизору, один мальчик узнал, что берёзы растут в России, а на Кипре  нет, а одна девочка сказала, что берёзу считают символом России. Отсюда сам собой и возник вопрос: «Почему берёза- символ России?».

Хотя зачастую и многие взрослые не могут сразу дать ответ на этот вопрос.

Цель:

Вызвать интерес детей к изучению берёзы - как символа России.

Задачи:

* Вспомнить с детьми все знакомые им  символы России.  (флаг, герб, гимн)

* Познакомить с деревьями –символами других стран (Канада-клён, Латвия- липа и дуб, Австралия- эвкалипт и т.п.)

* Вызвать желание сравнивать и изучать берёзу  с другими деревьями.

2.Планирование деятельности:

Основополагающий вопрос: Что мы знаем о берёзе?

Провести беседы «Россия - наша Родина», «  Клён символ –Канады», «Берёза-дерево жизни», "Традиции и обычаи нашего народа, связанные с березкой».

Просмотр презентации « Берёза – глазами великих художников».

Выяснить, где можно найти информацию для работы над проектом

* Прочитаем в энциклопедиях , журналах и художественной литературе.

* Посещение библиотеки.

* Посмотрим в интернете.

*Узнаем на занятии.

*Узнаем на экскурсии.

*Спросим у родителей, у воспитателей, старшего воспитателя.

Составлен план работы с детьми и родителями :

 Сбор информации.

 Подбор иллюстративного материала.

 Отбор художественной литературы, историко – публицистического материала.

 Организованная и неорганизованная деятельность.

 Совместная и самостоятельная деятельность.

 Создание в группе мини- музея « Русская берёзка- символ России»

 Презентация проекта.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

1. Познавательно-исследовательская деятельность (сбор информации)

     Были сформированы группы детей по интересам.

  1. Первая группа детей с родителями искали информацию в энциклопедиях, журналах и художественной литературе.

История происхождения слова «берёза».

«Троица» – праздник русской берёзки.

«Берёзовое царство» – хорошее лекарство.

 Берёза в народных приметах.

Стихи, загадки, пословицы, поговорки, частушки о берёзе.

2. Вторая группа детей и родителей искали интересную информацию в интернете о том, почему ствол берёзы белый.

 3. Третья группа детей с родителями сходили на экскурсию «Берёзы нашего города» с целью оформления фотовыставки «Берёзки города Отрадного», сбора опавших листьев для гербария «Деревья нашего города»

2. Взаимодействие со специалистами детского сада

- Музыкальный руководитель:

знакомство с песнями о берёзе, хороводом

- Педагог-предметник по обучению грамоте:

Словесные игры «Составь предложение со словом «береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов).

 составление мини- рассказов, придумывание сказок о берёзке,

 чтение произведений о берёзе. «Березовый лес» И.Бунин,

Беседа по картине «Березовая роща»,

Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза»

Заучивание стихотворения «Люблю березку русскую» А. Прокофьева

- Педагог-предметник по ИЗО.

Рисование на тему:

- Рисование акварелью «Золотая березка».

 Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.

- Физинструктор:

спортивное развлечение   "Осенний марафон"

Эстафета "Будь здоров"

3. Работа с родителями

1. Задание для родителей (совместно с детьми):

изготовить книжки-малышки «Берёза- символ России»».

2. Конкурс рисунков и поделок  «Белая берёза под моим окном..».

3. Совместная экскурсия с родителями в большой парк г. Отрадного.

4. Сбор  книжек   для оформления книжной выставки  «Белая берёза».

5. Подготовить спилы берёзы, для детского творчества

6. Папка-передвижка «Все о русской березе».

7. Изготовление дидактических игр по теме.

4. Деятельность педагогов и детей

1. Просмотр презентаций, фотографий, герба и флага России.

2. Знакомство с разновидностями берёз.

3. Экскурсия на бульвар Узилова, в городской сквер , в городской парк культуры и отдыха.

4. Игровая деятельность по теме ( Картотека дидактических игр).

5. Непосредственно образовательная деятельность.

Художественно-эстетическое развитие:

- Аппликация «Русская берёза» ,«Деревья родного города»,

 - Конструирование  "Объемное деревце"

- Совместный коллаж «Кудрявые деревья- берёзки»

- Изготовление макета бульвара Узилова.

- Изготовление осеннего коллажа.  (с использованием листьев берёзы)

-Разучивание хоровода «Во поле берёзка стояла...».

- Оформление спилов (рисование «Берёзка»)

Познавательное и социально-коммуникативное развитие:

- Викторина «Русская березка» (использование малых фольклорных форм).

- Беседы «Мой любимый город», «Деревья нашего города», «Улица, на которой я живу», «Традиции и обычаи связанные с берёзой», «Деревья родного края», «Береза-помощник человека»,  «Березы тоже плачут».

Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы.  (презентация «Берёза –лекарь»)

- Чтение художественной литературы по теме.

- Составление с детьми рассказов о любимых местах в городе Отрадный.

Оформление и презентация проекта

1. Самодельные дидактические игры

2. Оформление фотовыставки «Берёзы нашего города».

3. Оформление книжек- малышек «Русская берёзка»

4. Оформление мини-музея «Русская берёзка –символ России».

5. Литературная гостиная « Белая берёза под моим окном…»

6. Участие в акции «Посади деревце»

6 этап

Оценка результатов и процесса проектной деятельностиВ ходе реализации проекта воспитанники показали свою увлечённость, креативность, узнали много нового. У детей  возросла познавательная активность и творческая самостоятельность.

3. Заключение

Внедрение данного проекта обеспечило:

Возможность познакомиться с ролью  берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и придти к  выводу, что «Берёза символ  -России».

 Создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Дети рассказывали о том, что они часто стали выходить на прогулки  по родному городу, многие родители занялись облагораживанием территории родного двора, а все это укрепляет семьи и воспитывает в детях бережное отношение к родному городу и гордость за свою малую Родину.

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности при изготовлении книг, альбомов и презентаций о  берёзе.

 У детей повысились личностные качества  – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание.

 Дети приобрели навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

Литература

1. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе: «Учитель». Воронеж, 2001.

2. Н. Т. Брыкина. Нестандартные и интегрированный уроки. М.: Вако, 2004

3. А. А. Рутковская. Рисование в начальных классах. С-П: Дон Нева,2001

4. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.

5. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996

6. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.

7. Е. М. Тихомирова. Сценарии школьных праздников. М.: Экзамен 2006.

8. О. А. Шаповалова. Сценарии праздников в начальной школе. Саратов: Лицей, 2005.

9. http://www.openclass.ru

10. http://www.4stupeni.ru

11. http://center.fio.ru

Приложение № 1

Пословицы и поговорки о березе

  • Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
  • Ельник, березник чем не дрова?
  • За белыми березами тарара живет (язык).
  • Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
  • Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.
  • Услан березки считать (по дороге, т. е. сослан в Сибирь).
  • Узнаешь вкус березовой каши.
  • Пошел по широкой, где березки посажены.
  • Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.
  • Бог создал человека и создал тальник и березник.
  • Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
  • На вознесенье завивают березку: если она не завянет до дня пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж.
  • Когда береза станет распускаться, сей овес.
  • Толкуй про еловый, а березовый крепче.
  • Накормить кого березовой кашей.
  • Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.
  • Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сырым боркам, по веретейкам.
  • Плотва трется в первый раз на вербной; в другой — когда распустится береза; в третий — на вознесенье.
  • Около меня свищет; я туда — свищет, я сюда — свищет; беда, думаю, влез на березу, сижу — свищет; ан это у меня в носу.
  • Свинка ходит по бору, щиплет лебеду траву: она рвет, не берет, под березку кладет.
  • На сошествие св. духа развивают березки, бросают венки в воду; если тонет — к несчастью, плавает — к добру.

Приложение №2

Дидактические игры:

Словесная игра «Бусы для берёзки»

 Цель игры: расширение словаря прилагательных, описывающих берёзу.

Материалы: шнурок, бусины.

 Игровая задача. Чтобы нарядить берёзку необходимо собрать бусы из отдельных бусин. Правила игры. Детям предлагается собрать красивые бусы для берёзки, но надеть бусину на шнурок можно в том случае, если называется прилагательное, характеризующее образ берёзки. При этом нельзя повторять уже сказанные слова. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов.

 «Что сделано из берёзы?»

 Цель игры: расширение знаний детей об изделиях, изготовляемых из берёзы.

Материалы: изделия из деревьев разных пород: ложка, шкатулка, поделки сувенирные и спички, палочки для мороженого, китайские палочки.(изделия могут меняться или добавляться)

Игровая задача. Домовёнок Кузька решил в доме найти всё, что из берёзы сделано. Правила игры. Детям предлагается определить, какие из предлагаемых вещей могут быть сделаны из берёзы и почему. Поощряется тот ребёнок, который даёт более точный и обоснованный ответ.

«Из чего это сделано?»

Цель игры: расширение словаря редко употребляемыми словами, знаний детей о структуре дерева, об изделиях, изготовляемых из берёзы.

 Материалы: две карточки с изображением веточек берёзки и коры (либо можно использовать саму веточку и кусочек бересты); изделия из бересты: туески, лапти, короб; из веток: дудочка, веник березовый (изделия могут меняться или добавляться)

Игровая задача. Домовёнок Кузька не может разобраться: что из чего сделано.

 Правила игры. К карточке с изображением веток берёзки необходимо положить предметы, которые сделаны из веток, а карточке с изображением бересты – предметы, которые сделаны из бересты.

 «Листики берёзки»

Цель игры: закрепление знаний детей о форме, размере и цвете берёзовых листьев. Материалы: высушенные листья разных цветов и размеров берёзы, клёна, боярышника, тополя.

Игровая задача:  Домовёнок Кузька решил навести порядок и разложить листья по четырём коробочкам

Правила игры:  Необходимо разложить листья в зависимости от породы дерева и объяснить своё решение.

 «Для чего это нужно»

 Цель игры: расширять представления детей о спектре применения берёзы в жизни человека, уточнить знания детей о применении некоторых изделий из берёзы.

 Материалы: фармакологические: деготь, настойка из березовых почек, березовые почки, чай из березовых листьев, угольные таблетки. косметологические: крем, мыло, шампунь. Игровая задача. Домовёнок Кузька решил познакомить ребят с изделиями из берёзы и предлагает им отгадать, где их можно применять.

Правила игры: Домовёнок Кузька показывает и называет, что у него храниться в волшебном сундучке, а ребята отгадывают, где применяется то, что показал Кузька. За правильный ответ домовёнок вручает берёзовый листочек. Тот, кто соберёт больше всех берёзовых листочков получает «берёзовый» подарок (уголёк для рисования).

Приложение №3

Русские народные игры

Русская народная хороводная игра «Березка»

Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы  на Троицын  день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода.  Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок.  Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, белена, белена,

А макушка зелена, зелена.

Летом-то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Березка зеленеька,

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Ветки завивает,

С ветрами играет.

Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

Осенью холодною,

Березка нарядная,

Краса ненаглядная,

Дождем умывается,

 С красотой прощается.

Корни усыхают,

Листья опадают.

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

Хороводная игра «Березка».

(Дети ставновятся в круг и поют)

Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.

(Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают)

Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-

«березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.

Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» — девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

Эта старинная хороводная игра Калужской области.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект Тема: «Берёза – символ России».

В своей работе с детьми мы остановились на выборе проекта о березе – символе нашей Родины с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а...

Проект "Белая берёза - символ Родины моей"

Расширять представления о самом почитаемом дереве России - берёзе, о её значении в жизни человека ( оздоровительном, эстетическом, хозяйственном)....

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Почему берёза – символ России?»

Формировать представление дошкольников о русской березе как символе России....

Проект "Почему медведь символ России"

Цель: Выяснить, почему медведь является символом России.Гипотеза: Предполагаю, что медведь – это красивый и сильный зверь. Являясь символом страны, он показывает её силу, мощь, способность защит...

Наименование проекта «Почему берёза – символ России»

Проект «Почему берёза – символ России» посвящён актуальной теме по патриотическому, экологическому и духовно – нравственному воспитанию и способствует приобщению детей к народн...

Проект: «Русская берёза – символ Родины моей» (старшая группа)

Проект для детей старшего дошкольного возраста по формированию  у детей представлений о берёзе, как о дереве – символе России через разные виды деятельности; развиватию познавательно...

Фотоотчёт к проекту «Русская берёза – символ Родины моей»

Фотоотчёт содержит фотографии по теме  к проекту «Русская берёза – символ Родины моей»....