Общая характеристика видов музыкальной деятельности
статья на тему

Афанасьева Ольга Дмитриевна

Виды музыкальной деятельности детей в дошкольных учреждениях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Общая характеристика видов музыкальной деятельности

План

Введение______________________________________________________3

1.Общее понятие музыкальной деятельности, её структура и виды______4

2.Общая характеристика музыкального  восприятия у дошкольников____5

3.Общая характеристика  музыкального исполнительства у детей_______7

4. Общая характеристика детского  музыкального творчества__________9

5. Общая характеристика музыкально-образовательной деятельности___10

Заключение____________________________________________________11

 Список литературы_____________________________________________12  

                                                   

                                      Введение

            Музыка является одним из богатейших и действенных средств  художественно-эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы, поэтому музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.

              Музыкальная деятельность детей в дошкольном возрасте  является актуальной темой в настоящее время. Во- первых, потому, что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Вступивший в силу с 1 января 2014года «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и  науки от 17.10.2013г№1155) ставит целью повышения качества и статуса дошкольного образования и объединение воспитательной работы в целостный образовательный процесс. Педагоги дошкольного образования  должны поддержать  разнообразие детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Поэтому музыкальная деятельность детей в дошкольных учреждениях  не должна выпасть из этого  процесса, а должна стать дополнением к общему художественно-эстетическому, физическому, познавательному, социально-коммуникативному развитию. Педагогам  по музыкальному воспитанию необходимо поставить задачи   по  наиболее творческому  использованию всех  видов  музыкальной деятельности и обеспечения полноценного музыкального развития каждого ребенка в своем регионе с учетом его индивидуальных возможностей.

Во- вторых, необходимость использования всех  видов музыкальной  деятельности назревает во многих дошкольных учреждениях. Во многих малокомплектных детских садах преобладают 1-2 вида  музыкальной деятельности. И какими бы уважительными не были причины, отставание в музыкальном развитии  в дальнейшем компенсировать будет уже невозможно.

Формирование духовного мира ребенка ,его кругозор, его творческие навыки, знания и умения должны развиваться во всех видах музыкальной деятельности, для его полноценного развития. 

       Общее понятие музыкальной деятельности, ее структура и виды.

            Общее понятие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста определил   известный фольклорист Г.М. Науменко: «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие». ( 7 , с.63).

          В  современной  теории  и методике музыкального воспитания  можно выделить четыре основных вида  музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. (см.схема. Приложение 1)

  Каждый вид музыкальной деятельности  имеет свои разновидности. Так, например, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать или  сопутствовать другим видам музыкальной деятельности. Исполнительство и творчество чаще встречаются в пении, музыкально- ритмических  движениях, игре на  детских музыкальных инструментах.        Музыкально-образовательная деятельность включает в себя  общие познания в музыке как виде искусства, сведения о  музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Виды музыкальной деятельности имеет  свои особенности  и  предполагают овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, оказывают специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.  

О.П. Радынова обозначила структуру и взаимодействие видов музыкальной деятельности, продолжив  работу Н.А Ветлугиной .Музыкальная деятельность включает восприятие музыки (различной по содержанию, разных жанров, разных стилей и эпох); исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения); творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах); музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства); музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры).

(см.схемы .Приложение 2)

       Руководствуясь приведенными  схемами, можно сделать вывод, что  все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. Например, с  помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство,музыкально-слуховые представления развиваются с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах и т.д.

    В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических  движениях и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Общая характеристика музыкального восприятия у дошкольников.

    Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже  тогда,  когда  ребенок  еще мал и не  может включиться в другие  виды  музыкальной  деятельности,  когда  он  еще  не  в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие  музыки  –  ведущий вид  музыкальной  деятельности  во   всех  возрастных  периодах  дошкольного детства.  Известный музыкант-психолог  Е.В. Назайкинский  предлагает   различать   два   термина: восприятие  музыки  и  музыкальное  восприятие  –  в  зависимости  от  того, состоялось  ли  оно.  Музыкальным  восприятием  он   называет   состоявшееся восприятие -  прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное  восприятие  есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех  значений,  которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения  действительности, как эстетический художественный  феномен»   [ 6; с.91].  В  противоположном случае музыка воспринимается как звуковые  сигналы,  как  нечто  слышимое  и действующее  на  орган   слуха.   Важно   формировать   у дошкольников именно   музыкальное восприятие.

        Восприятие музыки в детском саду, как вид музыкальной деятельности, включает в себя музыку для слушания, музыку для исполнения, музыкально- дидактические игры. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность.

     В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по- настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.

          Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в детстве, когда опыт восприятия еще очень мал, педагогу необходимо развивать восприятие  в разных видах музыкальной деятельности, разными средствами выразительности и обязательно  тренировать его.

Общая характеристика музыкального исполнительства у детей.

     Основными видами исполнительства у детей в дошкольных учреждениях является пение, музыкально-ритмические  движения, игра  на музыкальных инструментах.

           Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения.  

            Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности  ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

         Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса.

      Музыкально- ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Музыкальные игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями. Педагоги должны подбирать музыкальный материал, который  должен отвечать интересам и возможностям ребенка, быть высокохудожественным. Музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.

           Детское музицирование или игра на музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических  движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

       Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах еще  в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов. В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них. В настоящее время современные педагоги продолжают и развивают этот вид деятельности.

              Таким образом, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах - каждый из этих видов деятельности способствует развитию музыкальных способностей, накопляет опыт исполнительства, оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Общая характеристика детского музыкального творчества.

        Понятие творчество характеризует деятельность, направленную на создание ценностей, отличающихся новизной и значимостью. Ценность детского творчества субъективна – его продукты ценны для самого ребенка, объективная ценность детского творчества – явление исключительное. Именно в процессе собственной творческой деятельности  ребенок эффективно закрепляет полученные в процессе восприятия и исполнительства представления, актуализирует свой слуховой опыт, овладевает способами использования известной ему информации в новых условиях. Помимо основных музыкальных способностей и способностей к различным видам музыкальной деятельности, музыкальное творчество, будучи очень привлекательным видом деятельности для дошкольников, развивает универсальную способность к творчеству – креативность. Продукты творчества ребенка являются показателем его музыкального развития. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

 Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.  Отсюда следует: чтобы у ребенка развилось музыкальное творчество и он мог что-то сочинить, педагогу необходимо постоянно развивать его основные музыкальные способности.

Общая характеристика музыкально-образовательной деятельности.

        Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства.

  Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным и т.д.

     Музыкально-образовательная деятельность не существует отдельно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия, исполнительства, творчества. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.

Например, для развития музыкального восприятия нужны общие знания (о музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т.д.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную, нежную, спокойную и т.д.). Педагог объясняет, с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики.      Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.).

         Обобщая и анализируя  музыкально-образовательную деятельность, можно сделать вывод, что каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Поэтому в процессе обучения детей музыке педагог должен использовать все виды музыкальной деятельности детей  в различных формах организации обучения. Только тогда  ребенок будет полноценно развит и образован.

Заключение.

        Рассмотрев виды музыкальной деятельности в детском саду, и дав  им общую характеристику, нужно сказать о том, что  с помощью их сочетания  решаются основные задачи музыкального воспитания: развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры детей. Ведущую роль здесь играет педагог, направляя  детские способности в нужное русло. При  целенаправленном  обучении у детей будет развиваться творческая активность, расширяться музыкальный опыт, активизироваться чувства, воображение и мышление, чуткость к красоте в искусстве и жизни. Так в условиях интересной, увлекательной деятельности  будет происходить художественно - эстетическое развитие ребенка.

           Наше  общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

                                  Список литературы

1. Боровик Т. Пути педагогического творчества. Музыкальный

руководитель, №3- 2004-С.

2. Бугаева З. Н.  Музыкальные занятия в детском саду. - М89М.: АСТ, Донецк, Сталпер, 2005. – 301 с.

3.Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкаль-

ного воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие

для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.  

4.Ка балевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

5. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985.

6.   Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.  – М.: Музыка, 1972.

7.Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996.

 8.Радынова  О.П. Настроения, чувства в музыке. – М.: Издательство: творческий центр, 2009.

 9.Радынова О.П,. Комиссарова Л.Н .Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. –Дубна :Феникс+,2011.

10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г№1155 -раздел 4с.31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

Характеристика пения, как вида музыкальной деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9839307","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную р...

Общая характеристика непрерывной образовательной деятельности (НОД)

Общая характеристика непрерывной образовательной деятельности (НОД)...

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности»

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности» 22 марта 2018 года в МБДОУ № 4 прошел муниципальный с...

Общая характеристика технологий педагогической деятельности

Педагогическая (образовательная)технология– это система функционирования всехкомпонентов педагогического процесса,построенных на научной основе,запрограммированная во времени ипространстве и при...

Презентация на тему "Общая характеристика технологий педагогической деятельности"

Педагогическая технология-это продуманная модель совместной педагогическоу деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...