Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»
статья на тему

Родионова Светлана Валерьевна

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей № 21 «Искорка»

Семинар-практикум для воспитателей

«Словообразование у детей                старшего

дошкольного возраста»

Подготовила и провела: воспитатель первой

квалификационной категории

Родионова Светлана Валерьевна

Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением. Например, рыбка - рыбка путем добавления к нему суффикса -к-  с вновь приобретенным этим словом значением уменьшительности. Этим словообразование отличается от словоизменения, поскольку при словоизменении смысловое значение не  меняется. Так, например, слово «лампа», в каком бы падеже оно не было употреблено (вижу лампу, нет лампы, подошел к лампе…), так и остается «лампой». Но если мы добавим суффикс -очк-, получится «лампочка», то смысловое значение его будет уже иным, то есть это будет уже не словоизменение, а словообразование.

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущим этапом в 2-3 раза.

Причину некоторые исследователи склонны искать в совершенствующемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении. Дети часто заменяют названия предметов местоимениями, используют много частиц и модальных слов, что придает речи ситуативный характер.

Эти изменения, изученные психологами-исследователями: Выготским, Любинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего хотят, чего опасаются, чего ждут.

На первый взгляд это незначительное достижение, но оно говорит об огромных изменениях происшедших в умственном развитии ребенка в этот период.

Самым интересным в области освоения родного языка детьми пятилетнего возраста является словотворчество.

Дети придумывают новые слова, которых нет в родном языке (мама – мамонька, мамушечка, цветушечка, хорошуленька…. или дом – человечник, людильник).

Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы – суффиксальные, способ сложения корней, а также часто используются в речи детей.

Овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах очень важно, так как, во-первых, оно является одним из важнейших средств обогащения словарного запаса ребенка.

Основные способы словообразования однотипны, а это значит, что любой усвоенный ребенком способ свободно переносится и на другие слова, благодаря чему он может в дальнейшем уже самостоятельно образовывать все новые и новые слова. Например, синий – ласково «синенький», слегка синий «синеватый».

Глагол от прилагательных: розовый – розовеют, белый – белеют.

При помощи приставок образование глаголов: выхожу – прихожу - перехожу.

При помощи приставок образуют причастия: выходящий – приходящий – переходящий.

Деепричастия: выходя – приходя – переходя.

Если ребенок усвоил способы образования новых слов, относящихся практически ко всем частям речи, от какого-то одного глагола, то это автоматически переносится на все другие глаголы.

Иными словами, овладев основными способами словообразования, ребенок получает в руки ключ, при помощи которого он может самостоятельно и поистине безгранично обогащать свой словарный запас.

Во-вторых, способствует более точному и более глубокому пониманию ребенком смыслового значения слов. Кроме того, работа над словообразованием дает первоначальные навыки подбора родственных слов и подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова.

Ребенок обязательно должен овладеть в практике своей устной речи до школы четырьмя способами словообразования:

  1. Образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (рыба – рыбка). Д/игра «Большие и маленькие».
  2. Образование глаголов при помощи приставок (ушел – пришел). Д/игра «Скажи наоборот».
  3. Образование относительных прилагательных (сок березы - березовый сок).  Д/игра «Что из чего сделано», «Какой получился сок?», «Вкусное варенье», «Скажи какой дом?».
  4. Образование притяжательных прилагательных (хвост лисы – лисий хвост). Д/игра «Чей дом?», «Какой лист?».

Нужно упражнять детей, образовывать сложнее существительные на

 -ищ-. Например, лапка, а большая … лапище

                                          домик … домище

                                                     кот … котище

В работе над словообразованием используйте следующие приёмы:

  1. Дидактические игры и упражнения.

Д/игры: «Подбери пару», «Дюймовочка и Гулливер»…

Игры с игрушками (образовывают детёнышей животных).

  1. Демонстрация картин, альбомов, фотографий (парные картинки – уменьшительный суффикс) иллюстрации к сказкам и другим книгам (например, «Заяц – хваста».)
  2. Художественная литература (потешки, стихи, сказки – способствуют правильному усвоению суффиксов. «Заяц – хваста» - зуб-ищ-е, лап-ищ-и)
  3. Наблюдение за окружающей жизнью (накопить опыт употребления сходных по значению суффиксов можно в свободном общении с людьми, в играх с игрушками, а также при рассматривании и названии картинок).
  4. Обогащать словарь ребёнка через музыку, театр.
  5. Использовать технические средства.
  6. Применять совместное «чтение» текстов, содержащие пиктограммы (помогают вводить в речь ребёнка слова, содержащие суффиксы; помогает воспитывать активное внимание ребёнка, побуждает к чтению).

5 лет – период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять все части речи.

Активными словотворцами они становятся лишь на шестом году жизни.

 Процесс развития словообразования у детей начинается в младшем дошкольном возрасте (яблоко – яблоки, много – рук, ложек…) и заканчивается уже в младшем школьном возрасте.

В старшей группе знакомим с разными способами образования слов (сахар – сахарница, соль – солонка…). Упражняем в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал – выбежал – перебежал).

В подготовительной к школе группе совершенствуем умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Работу по словообразованию нужно строить по плану:

1. Формирование интереса (игровая ситуация: волшебная книга, медаль…).

  1. Разработка приёмов.
  2. Подготовка необходимых материалов и атрибутов.
  3. Работа с родителями (для закрепления).

Тогда правильно спланированная работа приведёт к результатам, что:

- увеличится активный словарь детей;

- повысится интерес к словотворчеству;

- речь детей станет грамотной;

- дети научатся отличать выдуманные слова от русской речи.

Дети допускают в речи ошибки. Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребёнок делает ошибки, образуя новые слова. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих  дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен...

Семинар-практикум для воспитателей "Обучение общеразвивающим упражнениям детей дошкольного возраста"

Общеразвивающие   упражнения  занимают значительное место в общей системе физического воспитания  детей  дошкольного возраста. Общеразвивающие   упражнения  в детском сад...

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: •         Повышение профессиональной компетентн...

Семинар-практикум для воспитателей "Театральные игры для детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры-этюды, творческие задания, игры-путешествия для дошкольников....

Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»....