Мастер-класс на тему: «Сплочение детского коллектива по средствам декоративно-прикладного искусства «скапбукинг»
проект (старшая группа) на тему

Рогачёва Юлия Сергеевна

Интегрированное занятие психолога в старшей группе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_skapbuking_1.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 58 «ЖЕМЧУЖИНА»

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

141100 МО, г. Щёлково, ул. Заречная, д. 5А

телефон: (496) 253-64-63

e-mail: madou58@list.ru

http://ds58-schel.edumsko.ru

Мастер-класс на тему:

«Сплочение детского коллектива по средствам декоративно-прикладного искусства «скапбукинг»

Педагог-психолог: Рогачева Ю.С.

г. Щелково

2014 г.

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них. 
Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформирована еще у детей. И чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Она ставит перед нами такие цели  как - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, умению правильно взаимодействовать со сверстниками во время работы, договариваться, уважать чужой труд.   Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Формирование творческой личности – одна из важных задач на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.  

Важный путь психолого-педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка  - усиление внимания к эстетическому воспитанию.   Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.

Я считаю, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию. Она отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью. Создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества – в этом я вижу свою задачу. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без давления со стороны взрослого.

Вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый,   кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям. И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как  обычно учат знаниям и умениям.

     


Занятия скрапбуконгом – средство   всестороннего развития и личностного   роста ребёнка. 

 В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно - творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов - представлений и овладений способами изображения. Продуктом художественно - творческой деятельности является выразительный образ.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами. Эта работа  включает в себя  создание интересных  образов  из бумаги.

Скрапбукинг - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста.

Что представляет собой техника скрапбукинг? 

      Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbookscrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями классических альбомов— в коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы-аккордеоны (лепорелло), альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, и даже отдельные открытки (так называемый кардме́йкинг или кардмэ́йкингангл. cardmaking, букв. «изготовление открыток»)

Тема психолого-педагогического проекта «Сплочение детского коллектива по средствам декоративно-прикладного искусства - СКАПБУКИНГ»

Актуальность: В наш век высоких технологий когда дети с 3-х летнего возраста привыкают к гаджетам, раскашивая виртуальные раскраски, играя в виртуальные игры. Совсем не остается места для творчества и совсем мало места для живого общения. Так мало детского сопереживания, участия, ценность чужого труда так же сдает свои позиции, само понимание дружбы стало расплывчатым.  На помощь приходит старое, но надежное средство, сплотить детский коллектив по средствам общей цели, общей творческой работы. Показать как можно научится создавать красоту своими руками и преобразить свои взаимоотношения в группе.

Цель: развитие социально-коммуникативного общения – сплочение коллектива.

Задачи:

  • Познакомить детей с техникой скрапбукинг.
  • Обучать простейшим приемам работы в этой технике.
  • Формировать умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
  • Развивать творческие способности, художественно-эстетический вкус.
  • Воспитывать самостоятельность, уважение к чужому труду.

показать, как приятно делать сюрпризы для друга своими руками.

Участники: Подгруппа детей в возрасте 5-6 лет

Вид – творческий, познавательный.

Сроки: краткосрочный

Проблема:

Почему я решила заниматься данным направлением?

Проблема первая – не умение детей общаться друг с другом.

Проблема вторая – неумение детей договариваться между собой.

Проблема третья – слабая творческая активность и самостоятельность в     художественно-эстетическом развитии ребенка.

Методы, используемые в работе: практические, словесные и наглядные. 

Индивидуальная работа с детьми

Игры на сплочение

Беседы в ходе работы.

Наглядный пример работы

Форма работы: игра-занятие

Технология изготовления:

Сначала делается шаблон коробочки из белого плотного картона и вырезается (форма коробочки может быть любая). У коробочки есть основание и четыре стороны.

На шаблон с помощью линейки и карандаша наносим разметку по основанию для сгиба.

Сгибаем по основанию края. Берем два цвета бумаги (можно вырезка из журналов, обои, коробки из под конфет, гофрированный картон, цветной фольгинированный картон, старые открытки)

Далее нужно обклеить внешние стороны коробочки. Затем обклеить внутренние стороны.

Делаем дыроколом дырочки со всех 4 сторон для ленточки.

Результаты:

В ходе занятий дети научились взаимодействовать друг с другом, договариваться друг с другом, стали больше проявлять воображения и фантазии в работе.

Что дарить подарки так же приятно как и получать. Атмосфера в группе изменилась.

Ход мастер – класса «открытка своими руками»

Существует 7 основных стилей работы в технике скрапбукинг.

1.Vintage (Ложностаринный стиль). Для этого стиля характерно использование старинных фотографий или картинок из состаренных элементов, а также любых «исторических» предметов: старых открыток, марок, украшений, актуальных в период, по которому формируется страничка. Цветовую гамму обычно подбирают под стать времени, которое отражает страничка в стиле винтажа.

2.Shabby chic (Потёртый шик). Также известен как «ложностарый», «ложноиспользованный» с элементами шика. Основное отличие от других стилей — использование ложносостаренных, с эффектом продолжительного использования, элементов: ленточек с разлохмаченными краями, надорванных фонов, с различными потертостями, примятые. В качестве фонов чаще всего используются умеренные цвета (нежно-розовые, салатовые, пастельные).

3. American. Американский стиль является классическим в скрапбукинге, его главное отличие — большое количество самых различных украшений, которое тем не менее является сбалансированным для текущей странички, не доминирует над фотографией. 

4.Heritage (Наследие). Используется для оформления старинных фотографий. Характерная особенность — использование цветовых гамм, характерных для тех периодов, из которых заимствованы фотографии

5.European. Европейский стиль, основной признак — строгость и сдержанность. Основная используемая техника — разрезание фотографий с помощью специальных инструментов. Обычно отличаются единым принципом и сюжетом фотографий и минимумом украшений. Отличительная черта — значительное (обычно больше трех) количество фотографий на одной страничке.

6.Mixed media. Смешение стилей, материалов и различных техник.

Самое главное и самое сложное — не перегрузить страничку изобилием стилей, а также не пытаться сочетать несочетаемое.

7. Free style (Свободный стиль). Основные черты — светлый фон, смелые цветовые сочетания, заголовок и журналинг, сделанные вручную при помощи карандашей или фломастеров.

В нашем мастер классе мы используем «Свободный стиль»

Для изготовления скрапбукинг открытки к Новому году нам понадобится:

1-2 листа бумаги для скрапбукинга новогодней или зимней тематики или обрезки бумаги, подходящей расцветки;

заготовка для открытки;

Линейка, карандаш, ножницы, клей пва, вспененный скотч;

Декоративные элементы для украшения – наклейка на новогоднюю тематику, деревянные елочные игрушки, кружево (самоклеющееся), ленты, тесьма.

Приступаем к изготовлению открытки. Берем готовую заготовку для открытки или изготавливаем ее самостоятельно из бумаги для черчения, размером 10 х 14,5 см в сложенном пополам виде. Подбираем листы для скрапбукинга, которые сочетаются между собой. Достаточно 2 листов или одного, если он двусторонний. У меня 2 листа и наклейка из набора. Делаем заготовки из цветной бумаги.

Отрезаем 2 отреза кружева по 11,5 см, 2 отреза кружева по 7,5 и 8,5 см. Делаем заготовки декора. Большой прямоугольник из скрапбумаги приклеиваем к основе открытки с одной и второй стороны. К лицевой стороне открытки приклеиваем кружево и  декор, наклейки (в зависимости от фантазии). Открытка в технике скрапбукинг готова.

 


Список литературы:

  1. «Мир увлечений. Скрапбукинг» Издательство АСТ Москва 2013г.
  2. Журнал "Скрап-Инфо" №3 2010г.
  3. Книга "Скрапбукинг. Основы искусства оформления фотографий"    Татьяна Лапаева 2011г.


Приложение 1

Конспект игры-занятия в старшей группе

на тему: «Подарок для друга»

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с техникой скрапбукинг;

- научить конструктивно взаимодействовать детей в коллективе;

- научить детей просить и принимать помощь друг от друга;

- развивать эмпатии;

- воспитывать взаимоуважение.

Оборудование и материалы: бумага для черчения, бумага для скрапбукинга, паетки, пуговицы, деревянные елочные игрушки, клейкая лента «узоры», ножницы фигурные, клей ПВА, ленты разноцветные.

Предварительная работа: рассматривание открыток, чтение художественной литературы, выбор материалов для работы, индивидуальная беседа с родителями  (помощь в поиске различных материалов)

Ход игры-занятия:

Начинаем с ритуала приветствия:

1. Приветствие

Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.

Здравствуй друг! (рукопожатие)
Как ты тут?
(похлопывание по плечу)
Где ты был?
(теребят друг друга за мочку ушка)
Я скучал!
(складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел!
(разводят руки в сторону)
Хорошо!
 (обнимают друг друга).

Приглашаю детей сесть за столы и занять свои места.

2. Приступаем к работе.

На заготовленные  картонные шаблоны коробочки дети приклеивают заготовленные шаблоны цветной бумаги.

После склеивания обоих заготовок, проделываем дыроколом отверстия, что бы вдеть в них ленту. Дети вдевают ленту в отверстия. Ребята, а давайте сделаем перерыв.

3. Активная игра. «Туманная гавань»

Группа должна провести нефтеналивной танкер (одного из членов команды) без столкновения с другими судами (остальные члены команды). «Танкер» должен быть с завязанными глазами, его задача — на своем пути не натолкнуться на другие корабли, стоящие по всей игровой площадке. Как только танкер на четвереньках приближается, ближайший «корабль» начинает подавать предупреждающий сигнал (типа сирены). Тогда «танкер» сбавляет ход и пытается маневрировать, чтобы пройти через гавань без столкновений. Мы с вами немного передохнули и теперь садимся на свои места и продолжаем нашу работу.

4. Продолжаем работу. Начинаем украшать коробочку. Здесь каждый выбирает, что ему по душе, паетки, пуговки, перышки, кружева, изображения любимых героев и т.д. Когда все готово - обмениваемся подарками.

Во время работы я рассказываю поучительную сказку «Кто главнее?»

Поспорили как-то катушка ниток и иголка кто из них главнее. Катушка сказала: — «Я главнее, потому, что мои нити скрепляют ткани между собой и получается крепкая и красивая одежда». Тогда высказалась и игла: — «Нет, все же я главнее, потому, что я острая и тонкая, поэтому ловко делаю стежок на ткани. И еще я умею делать стежки разной формы». Катушка ответила: — «Подумаешь, острая, ничто не сравнится с мягкостью и шелковистостью моих нитей. К тому же мы катушки бываем с нитями разных цветов, красными, желтыми, синими, зелеными. А твои стежки только портят нежную ткань!» Игла, стежки только портят нежную ткань!» Игла, потупившись, глянула на катушку и со всей силы уколола ее в самую середину. Завизжав от боли и разбросав свои нити по столу, катушка откатилась немного назад. Она устрашающе вытащила свои нити, бросилась на иглу и принялась туго обвивать ее шею. Блюдца и кружки, стоявшие неподалеку в серванте, задребезжали от страха. Портняжий мелок спрятался в складках ткани. Ножницы застучали острыми зубами, а швейная машинка замерла в недоумении.

Весь тот день катушка и игла ссорились и ругались, доказывая свою значимость. Никто не хотел уступать друг другу. Так они проспорили до вечера, пока не пришел человек и не протянул свою руку для шитья. Рука взяла иглу, аккуратно вдела в нее нить, сделала стежок и сказала: — «Не ссорьтесь, вы обе важны, а друг без друга бесполезны. В игле есть отверстие для того, чтобы вмещать нить, а нить в свою очередь крепко держится за иглу и вместе они скрепляют ткань».

Так и друзья подобно иголке и нитке должны вмещать друг друга и крепко держаться вместе, не доказывая, кто из них главнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».

     Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает  самобытность, художественный  гений  народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, му...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год.

Отчет по самообразованию на тему  «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год....

План самообразоваия педагога на 2019 -2020 уч. год. Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

План самообразования педагога на 2019 -2020 уч. год.Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

План самообразования Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно- прикладное искусство»

Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно – прикладное искусство»

Цель: развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной, учебно – мето...