Психологам в помощь
материал на тему

Петелина Светлана Игоревна

Предварительный просмотр:

Карта

Нервно психического развития и поведения ребенка первого года жизни.

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________________________Дата рождения___________________

Анамнез биологический___________________________________________________________________________________________________________

Анамнез социальный______________________________________________________________________________________________________________

1-е полугодие:

Возраст

Уровень нервно-психического развития

(какому возрасту соответствует)

Поведение

(Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, отрицательные привычки, инд. особенности.)

Заключение

(группа развития)

Назначение

Сенсорное развитие

Эмоциональное, социальное, поведение

Движения руки, действия с пред-метами

Общие движения

Подготовитель-ный этап актив-ной речи

Навыки и умения

зрительное

слуховое

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

2-е полугодие:

Возраст

Уровень нервно-психического развития

(какому возрасту соответствует)

Поведение

(Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, отрицательные привычки, инд. особенности.)

Заключение

(группа развития)

Назначение

Сенсорное развитие

Эмоциональное, социальное, поведение

Движения руки, действия с пред-метами

Общие движения

Подготови-тельный этап активной речи

Навыки и умения

З

С

П

А

7 месяц

8 месяц

9 месяц

10 месяц

11 месяц

12 месяц

Карта

Нервно психического развития и поведения ребенка второго года жизни.

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________________________Дата рождения__________________

Возраст поступления________________________________

Анамнез _________________________________________________________________________________________________________________________

Возраст

Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует)

Характер поведения

(Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, сверстниками, отрицательные привычки, индивидуальные особенности.)

Заключение

(группа развития)

Назначение

Речь

Сенсорика

Игровые дей-ствия с предмет.

Общие движения

Навыки

Пассивная

Активная

1год

3 месяца

1 год

6 месяцев

1год

 9месяцев

2 года

Карта

Нервно психического развития и поведения ребенка третьего года жизни.

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________Дата рождения__________________

Возраст поступления________________________________

Анамнез _________________________________________________________________________________________________________________________

Возраст

Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует)

Характер поведения

(Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, сверстниками, отрицательные привычки, индивидуальные особенности.)

Заключение

(группа развития)

Назначение

Активная речь

Сенсорика

Игра

Конструирование

Навыки

Общие движения

Изо деятельность

Грамматика  

Вопросы

Форма

Цвет

2 года

6 месяцев

3 года

Карта

Нервно психического развития и поведения ребенка четвертого года жизни.

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________________________Дата рождения__________________

Возраст поступления________________________________

Анамнез _________________________________________________________________________________________________________________________

Возраст

Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует)

Характер поведения

(Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, сверстниками, отрицательные привычки, индивидуальные особенности.)

Заключение

(группа развития)

Назначение

Активная речь

Сенсорика

Игра

Конструирова-ние

Изо деятельность

Навыки

Грамматика  

Вопросы

Форма

Цвет

3 года

6 месяцев

4 года

Карта

Нервно психического развития и поведения ребенка пятого года жизни.

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________________________Дата рождения__________________

Возраст поступления________________________________

Анамнез _________________________________________________________________________________________________________________________

Возраст

Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует)

Характер поведения

(Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, сверстниками, отрицательные привычки, индивидуальные особенности.)

Заключение

Назначение

Активная речь

Сенсори-ка

Игра

Конструирова-ние

Изо деятельность

Навыки

Грамматика  

Вопросы

Форма

Цвет

4 года

6 месяцев

5 лет



Предварительный просмотр:

Контролируемые показатели нервно-психического развития

детей 1,2,3-го года жизни.

Возрастные периоды

Зрительные реакции

Слуховые реакции

Сенсорное развитие

Эмоции и общение детей друг с другом

Движения руки, действия с предметами

Движения общие

Понимание речи

Активная речь

Изобразительная деятельность

Конструирование

Навыки

Период новорож-денности

*

*

1-3 мес.

*

*

*

*

(в 3 мес)

*

*

(в 2 мес)

4-6 мес.

*

(до 5 мес.)

*

*

(эмоции

до 4х мес.)

*

*

*

*

7-9 мес.

*

(в 9 мес)

*

*

*

*

*

*

10-12 мес.

* 

(в 12 мес)

*

*

*

*

*

*

1-2 года

*

*

*

*

*

*

2-3 года

*

*

*

*

*

*

Количественная оценка развития детей.

Группы развития

I

II

III

IV              V

Развитие, характеризующее пограничное состояние нормы с патологией и патологию

1. Опережение:

а) на 2 эпикризных срока – высокое развитие.

б) на 1 эпикризный срок – ускореное развитие.

2. Опережение: негармоничное, верхнегармоничное развитие ( на разное количество эпикризных сроков)

3. Нормальное развитие.

Отставание на 1 эпикризный срок.

1. 1-я степень – по ¼ - 1/3  показателей.  

2-я степень – по ½ показателей.

 3-я степень – по ¾ или по всем показателям.

2. Негармоничное развитие, атипичное – часть показателей выше, часть  - ниже нормы.

Отставание на 2 эпикризных срока.

1. 1-я степень – по ¼ - 1/3  показателей.  

2-я степень – по ½ показателей.

3-я степень – по ¾ или по всем показателям.

2. а) Негармоничное развитие, атипичное – часть показателей выше, часть  - ниже нормы.

б) Нижнегармоничное развитие – отставание по всем или части показателей на разные сроки.

Отставание на 3 эпикризных срока.

1. 1-я степень – по ¼ - 1/3  показателей.  

2-я степень – по ½ показателей.

 3-я степень – по ¾ или по всем показателям.

2. Нижнегармоничное развитие – отставание по всем или части показателей на разные сроки.

Отставание на 4-5 и более эпикризных сроков.

1. 1-я степень – по ¼ - 1/3  показателей.  

2-я степень – по ½ показателей.

 3-я степень – по ¾ или по всем показателям.

2. Нижнегармоничное развитие – отставание по всем или части показателей на разные сроки.



Предварительный просмотр:

Параметры нервно психического развития и поведения ребенка первого года жизни.

1-е полугодие:

Возраст

Показатели нервно-психического развития ребенка

Ориентировочные реакции

Эмоции и соц. поведение

Движения руки и действия с предметами

Общие  движения

Подготовительный этап развития речи

Навыки и умения

Зрительные

Слуховые

Активная речь

1 месяц

Плавное прослеживание движущегося предмета.

Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки, длительное сосредоточение

Первая улыбка в ответ на разговор взрослого

Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 сек)

Издает отдельные звуки в ответ  на разговор с ним

2 месяц

Смотрит на привлекший внимание предмет или лицо взрослого. Длительно  сле-дит за движущейся игруш-кой или взрослым

Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого

Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке

Лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову

Произносит отдельные звуки

3 месяц

Зрит. Сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке)

Отвечает комплексом оживления (КО) на эмоциональное общение с ним. Ищет глазами ребенка, издающего звуки

Случайно наталкивается на игрушки, низко висящие над грудью

Лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову 1мин. Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого.

4 месяц

Узнает мать или близкого человека (радуется)

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами. Адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию

Во время бодрствования часто и легко возникает КО. Громко смеется в ответ на эмоциональ-но-речевое общение. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки

При поддержке под мышки крепко опирается о твердую поверхность ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Во время кормления придерживает бутылочку

5 месяц

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду

Узнает голос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи. По разному реагирует

Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку.

Долго лежит на животе под-няв корпус и опираясь на ла-дони выпрямленных рук. Пе-реворачивается со спины на живот. Ровно устойчиво сто-ит при поддержке под мышки.

Подолгу певуче гулит

Ест с ложки полу густую пищу

6 месяц

По-разному реагирует на свое и чужое имя

Уверенно берет игрушку, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перек-ладывая из одной руки в другую

Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Произносит отдельные слоги (начало лепета)

Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки.

2-е полугодие:

Возраст

Показатели нервно-психического развития ребенка

Сенсорное развитие

Эмоции, социальное поведение

Движения руки, действия с предметами

Общие движения

Речевое развитие

Навыки и умения

зрительное

слуховое

Понимание речи

Активная речь

7мес.

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и пр.

Хорошо ползает, много, быстро, в разных направлениях

На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в одном месте

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3)

Пьет из чашки, которую держит взрослый

8 месяц

Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет

Игрушками занимается долго, разнообразно действует с ними, в зависимости от их свойств. Подражает действиями взр. с игрушками (толкает мяч, стучит, вынимает и пр.)

Сам садится, сидит и ложится. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер.

На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3 на постоянных местах). По вербальной просьбе взрослого выполняет ранее выученные простые действия (без показа), ладушки, дай ручку и прочее.

Громко, четко и повторно произносит различные слоги

Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый

9 месяц

Плясовые движения под плясовую мелодию

Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям другого ребенка

С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.)

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками, знает свое имя, оборачивается на зов.

На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов независимо от того, где они находятся.

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, находящиеся в его лепете

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок)

10 месяц

Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним

Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др. действия с предметами принимают устойчивый характер

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее. Идет вперед с поддержкой, держась за обе руки.

По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по вербальной просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона», играет в прятки и др.)

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

11 месяц

Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям

Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень

Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

По словесной инструкции вы-полняет разученные действия, не подсказанные предметами. Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого находит и дает  любую куклу, которую видит среди игрушек.

Произносит первые слова обозначения (дай, мама и т.д.)

Закрепляются приобретенные в 9 мес. Умения и навыки.

12 месяц

Различает две контрастные формы предметов, подбор по образцу. Узнает на фотографии знакомого взрослого

Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом.  Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Выполняет самостоятельно разученные ранее действия с предметами, катает, водит, кормит и пр. переносит действия, разученные с одним предметом на другой (водит, кормит, баюкает куклу, кошку, зайца)

Ходит самостоятельно без опоры

Понимает без показа названия нескольких предметов,  действий, имена детей и взрослых. Выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай, положи на место и пр.). Понимает слово «нельзя» выполняет действие. Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. По вербальной просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.

Подражая взрослому, произносит новые слоги. Произносит 5-10 облегченных слов

Самостоятельно пьет из чашки (берет, держит ее руками и пьет).

Параметры нервно психического развития и поведения ребенка второго и третьего года жизни.

Возраст

Показатели нервно-психического развития ребенка

Речь

Сенсорное развитие

Игровые действия с предметами

Движения

Навыки

Понимание

Активная

1год 3 месяца

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний

Различает по величине два полых куба, разница граней 3 см.

Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится.)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6мес.

Обобщает предметы по существенным признакам

Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия, в момент сильной заинтересованности

Различает 3-4 контрастных формы предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Воспроизводит в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает приставным шагом через 2 палки, параллельно лежащие на полу.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1год  9мес.

Понимает вопросы взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинке

Во время игры словами и 2-х словными предложениями обозначает свои действия

Различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3см.)

Воспроизводит несложные сюжетные постройки (ворота, скамейки, дома)

Перешагивает приставным шагом через 3 палки, параллельно лежащие на полу.

Раздевается не полностью с небольшой помощью взрослого.

2 года

Понимает без иллюстраций короткий рассказ взрослого о ранее знакомых событиях. Отвечает на вопросы взрослого по рассказу.

При общении с взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета разного цвета

Воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает чередую-щимся  шагом через 3 палки, параллельно лежащие на полу. Перешагивает через палку, приподнятую над полом на 10 см.

Частично одевает одежду.

2года 6 мес.

Говорит многословными предложениями (более 3-х слов). Появляются вопросы «где?», «куда?».

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале, различные предметы 4-х основных цветов.

Конструирование: самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их

Игра носит сюжетный характер. Ребенок воспроизводит из окружающей жизни взаимосвязь и последовательность действий (2-3), детализирует, использует воображаемые предметы.

Перешагивает без поддержки через палку, приподнятую над полом на 15 см. Перепрыгивает  через палку, лежащую на полу

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно.

Параметры нервно психического развития и поведения ребенка  третьего – четвертого года жизни.

Возраст

Показатели нервно-психического развития ребенка

Активная речь,

Понимание речи

Сенсорика

Игра, социальное развитие

Конструирование

Изо деятельность

Навыки

Движения

Форма

Цвет

3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения.  Появляются вопросы: «Почему?», «Когда?» понимает содержание рассказов и сказок о событиях, которые не видел, но отдельные элементы знакомы

В своей деятельности использует геом. фигуры по назначению.

Называет 4 основных цвета

Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль. Проявляет самостоятельность, независимость, часто говорит «Я сам»

Появляются сложные сюжетные постройки. Играет с постройкой.

Лепит или рисует простой предмет, называет его. (Рисунок должен иметь сходство с предметом).

Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки, с небольшой помощью взрослого. Ест, пользуясь салфеткой без напоминания.

Перешагивает без поддержки через палку, приподнятую над полом на 20 см. Перепрыгивает  через палку, лежащую на полу, двумя ногами от пола.

3 года, 6 месяцев

Употребляет сложные придаточные предложения, возможен не всегда правильный порядок слов в предложении. Может заниматься звукоподражательными упражнениями: «ква-ква», «ду-ду-ду». Согласовывает по числу и времени.

Знает названия 3-4 цветов и 2-3 форм. Может выбрать из трех предметов разной величины самый большой и самый маленький. По образцу, предложенному взрослым может сделать постройку из 3-4 кубиков. Может запомнить 2-3 слова по просьбе взрослого.

Выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный  характер. Участвует в разыгрывании сюжета – цепочки из 2-3 действий, воображаемую ситуацию удерживает. Использует предметы заместители.

Строит постройку в зависимости от сюжета игры, обыгрывает, изменяет по ходу игры. Создает предметные конструкции из 3-5 деталей.

Создает предметный схематический рисунок, изображение опережает замысел. Может составить схематичное изображение из 2-3-х частей, выклады-вает и наклеивает элементы аппликации на бумагу.

Расстегивает маленькие пуговицы, застегивает большие.

Может пройти по гимнастической скамейке, ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками 3-4 раза. Может перекладывать мелкие предметы со стола в коробку.

4 года

При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого многословными придаточными предложениями. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом. Классифицирует предметы раскладывая на 2 группа (4й лишний)

Называет 6 цветов (красный, синий, желтый, зеленый, розовый, голубой). Складывает разрезную картинку из 3-4х частей

Играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их. В деятельности начинает ставить цель, соподчиняя между собой отдельные мотивы действий.

Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами.

В рисунке изображает предметы из нескольких частей (дом, машина, поезд)

Ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой. При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, самостоятельно завязывает шнурки.

Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед.



Предварительный просмотр:

Перечень материалов для диагностики НПР детей  первого года жизни.

  1. Погремушка с шаром (диаметр 5-10 см., на ручке 10-15 см.)
  2. 2-3 яркие погремушки.
  3. Висящие над грудью ребенка в5-10 см. погремушки.
  4. Яркая устойчивая игрушка.
  5. Яркая, звучащая, устойчивая игрушка.
  6. Яркая игрушка без звука (диаметр 5-10 см.)
  7. Громко звучащая резиновая игрушка.
  8. Озвученная, крупная игрушка на постоянном месте*.
  9. Мяч,
  10. Миска с шарами.
  11. Кастрюлька с крышкой.
  12. Бубен.
  13. Ящик с игрушками*.
  14. Стержень с кольцами.
  15. Платок из прозрачной ткани.
  16. Кирпичики (10х5х2 см.), кубики (5х5х5 см.).
  17. Стол с отверстиями и грибочками*.
  18. Скат*.
  19. Куклы разные по величине, мишка, собачка, машинка, чашка.
  20. Тележка.
  21. Одеяло.

Перечень материалов для диагностики НПР детей  второго и третьего года жизни.

  1. Пирамидка.
  2. Контрастные формы: шар, куб, кирпичик, призма (со стороной не менее 5см.)
  3. Кукла
  4. Тарелка, ложка.
  5. Кубы с разницей в гранях 3 см. 3-4 шт.
  6. Сюжетная картинка с рассказом 2-3 предложения.
  7. Карандаш, бумага.
  8. Пластилин.
  9. 3-4 цветных пары.



Предварительный просмотр:

Перечень оборудования к проведению диагностики

Первое полугодие жизни ребенка

Диагностика развития ребенка с взрослым проходит без предметов.

Диагностика развития познавательной активности

Ситуация 1 «Разные игрушки»

Четыре игрушки, различающиеся по форме, цвету, фактуре.

Игрушка  с изображением человеческого лица (кукла, пирамидка с верхушкой в виде клоуна), машинка, мягкая игрушка – животное, волчок (мяч с узорами). 

Ситуация 2 «Одна игрушка»

До трех месяцев: блестящий колокольчик с нежным звоном высотой и диаметром 3-5 см.

После трех месяцев: кукла-неваляшка высотой 25 см. (погремушка или резиновая игрушка-пищалка).

Второе полугодие жизни ребенка

Диагностика развития общения с взрослым

Ситуация 1 «Пассивный взрослый»

Несколько игрушек: погремушка, два кубика, маленький мячик, машинка, небольшая куколка, ложечка, чашечка.

Ситуация 2 «Ситуативно-деловое общение»

Несколько игрушек: кубик, мячик, кукла

Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности

Ситуация 1 «Разные игрушки»

Мешочек с несколькими игрушками: кольцо от пирамидки, погремушка, резиновая игрушка-пищалка, мяч, телефонная трубка, мягкая игрушка-животное или кукла с разнообразными деталями одежды, ложечка, чашечка.

Ситуация 2 «Незнакомая игрушка»

Незнакомый ребенку привлекательный предмет сложной формы, состоящий из нескольких подвижных или разъемных деталей: старый будильник без стекла, небольшой транзисторный приемник с выдвижной антенной, коробочка для дискет и т.д.

Второй год жизни ребенка

Диагностика развития общения с взрослым

Ситуация 1 «Пассивный взрослый»

2-3 составная матрешка, набор вкладышей, пирамидка в виде человечка или животного, несколько кубиков, заводная машинка с ключом, колокольчик, небольшая кукла, чашка, ложка, расческа.

Ситуация 2 «Индивидуальная предметная деятельность»

Те же игрушки.

Ситуация 3 « Ситуативно-деловое общение»

Те же игрушки.

Ситуация 4 «Незнакомый предмет»

Один незнакомый предмет: коробочка с сюрпризом, который виден сквозь прозрачную крышку, коробочка должна иметь незнакомый ребенку запор, чтобы открыть который ребенок должен проявить настойчивость.

Диагностика развития предметной деятельности

Те же ситуации, что и при диагностике развития общения с взрослым.

Третий год жизни ребенка

Диагностика развития общения (сдо и впо) и речи

Ситуация 1 «Пассивный взрослый»

Детский столик на котором находятся предметы:

Матрешка, пирамидка, кубики, машинка, куколка, игрушечное животное (собачка, мишка, слоник и т.д.), книжка с картинками или набор картинок.

Картинки в книжке должны содержать изображения:

4-5 изображений знакомых ребенку животных (собачка, кошка, птичка, зайчик).

4 изображения детей совершающих определенные действия (девочка ест, мальчик рисует, дети бегут или играют с игрушками, девочка одевается, мальчик сидит на стуле).

3 изображения знакомых ребенку транспортных средств различной величины (маленькая и большая машины, самолет, автобус).

3 изображения одного персонажа в разных пространственных положениях (птичка сидит под деревом, на дереве и летит высоко над деревом).

Ситуация 2 «Совместная игра с взрослым»

Те же игрушки и картинки.

Ситуация 3 «Совместное разглядывание картинок»

Вышеперечисленные картинки или книжки.

Диагностика развития предметной деятельности

Ситуация 1 «Знакомые предметы»

На столик выкладывают хорошо знакомые ребенку неигровые предметы:

Расческу, наручные часы, шетка для одежды, ложка, градусник, фонендоскоп, ножницы.

Ситуация 2 «Незнакомый предмет»

На стол выкладывают незнакомый ребенку предмет, содержащий секрет: бачок для проявки фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка. Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.

Ситуация 3 «Действия по образцу»

Пластмассовый грузовичок у которого легко снимаются колеса и кузов. Пластмассовый конструктор с жестким креплением, типа «Лего».

Диагностика развития процессуальной игры.

Ситуация 1 «Индивидуальная игра»

Игровой материал:

  • Реалистические игрушки: 1-2 персонажа игры (небольшая куколка в платье, шапочке и туфлях, собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.
  • Неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.

Ситуация 2 «Совместная игра»

Те же игрушки и предметы.



Предварительный просмотр:

Описание характера поведения ребенка.

Эмоциональное состояние, настроение:

Бодрое жизнерадостное: положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное настроение: положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.

Раздражительное возбужденное состояние: неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки, возбуждения, озлобленность, крик.

Подавленное настроение: вял, безынициативен, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.

Неустойчивое настроение: весел, смеется, но быстро может заплакать, вступить в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.

Сон:

Засыпание: медленное, быстрое, спокойное, неспокойное.

Характер сна: глубокий, неглубокий, спокойный,  неспокойный с дополнительными воздействиями.

Длительность сна: укороченный, длительный, соответствующий возрасту.

 Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище, ест без насыщения.

Характер бодрствования (активность): активный, малоактивный, пассивный.

Общение со взрослым: инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого, поощрениям и порицаниям, стремление действовать по образцу, эмоциональное отношение к общению со взрослым.

Отрицательные привычки.

Индивидуальные особенности ребенка: контактность, инициативность, любознательность, дружелюбие, застенчивость, тревожность и т.д.

Описание характера поведения ребенка.

Эмоциональное состояние, настроение:

Бодрое жизнерадостное: положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное настроение: положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.

Раздражительное возбужденное состояние: неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки, возбуждения, озлобленность, крик.

Подавленное настроение: вял, безынициативен, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.

Неустойчивое настроение: весел, смеется, но быстро может заплакать, вступить в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.

Сон:

Засыпание: медленное, быстрое, спокойное, неспокойное.

Характер сна: глубокий, неглубокий, спокойный,  неспокойный с дополнительными воздействиями.

Длительность сна: укороченный, длительный, соответствующий возрасту.

 Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище, ест без насыщения.

Характер бодрствования (активность): активный, малоактивный, пассивный.

Общение со взрослым: инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого, поощрениям и порицаниям, стремление действовать по образцу, эмоциональное отношение к общению со взрослым.

Отрицательные привычки.

Индивидуальные особенности ребенка: контактность, инициативность, любознательность, дружелюбие, застенчивость, тревожность и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом

При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может ...

"Экологическая катастрофа - "Крик о помощи!" - образовательная область "познание". Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Загрязнение водоемов - экологическая катастрофа. презентация "Крик о помощи!" открывает детям взор о катастрофе и призывает к решению проблемной ситуации....

Семья - главный источник и потенциал здоровья ребенка. Советы психолога в помощь воспитателю

—Семья – первичный институт социализации ребенка, позволяющий ему получить базовые представления о себе и мире, в том числе и о здоровье. Но случается так, что она оказывает на здоровье ребенка не пол...

Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной

Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказа...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с помощью техники Sandplay (песочная психотерапия)

Цель: исследование особенностей эмоционального состояния детей среднего возраста. Задачи:-Развитие мелкой моторики, пластики;-Развитие общей координации движения, фантазии, образного мышления;-Ра...

Уголок психолога: «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

Часто родители задают вопросы на консультации у психолога: почему мой ребенок такой активный? Вдруг у нас СДВГ? Эта статья о том, что такое СДВГ и омощь во взаимодействии с такими детьми....