Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему

Калачева Анна Викторовна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад20.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида «Машенька»

Доклад на тему

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

II квалификационной категории

Калачевой А.В.

   

п. Строитель 2014г

   Сенсорное воспитание– это целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Ни для кого не секрет, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В свою очередь цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания.  Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

        Уже очень много лет в дошкольной педагогике  основным средством сенсорного воспитания считаются дидактические игры. С их помощью почти каждый педагог старается развить в ребенке знания о сенсорных эталонах.  В настоящее время, рамки системы сенсорного воспитания детей значительно расширены. В нее входят и наблюдения в природе, и игры с водой и песком, и изобразительная деятельность, и игровое манипулирование с нестандартными материалами, и музыкальные игры. Однако дидактические игры по - прежнему  занимают ведущие позиции в формировании сенсорных эталонов  у детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.      

      Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.

        Цель дидактической игры на цветовое восприятие заключается в развитии способностей активного восприятия цвета у детей.

          В целях развития цветовосприятия детей раннего возраста дидактические игры традиционно соединяют в себе несколько задач:

  • развитие произвольного внимания,
  • развитие речи,
  • накопление сенсорных впечатлений,
  • формирование различных сенсорных эталонов.

Наряду с цветовосприятием, в одной дидактической игре может содержаться и задача, например, формирования геометрических эталонов.

  Для того, чтобы дидактические игры дали положительный результат в их организации необходимо учитывать общедидактические принципы:

  • принцип систематичности и последовательности.
  • принцип доступности, то есть дидактические игры должны учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
  • прочности  закрепления результата. В связи с этим принципом успешное проведение игр требует их повторности.

     Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

     В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

    Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и т. д. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

      Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

Учитывая принцип последовательности свою работу по цветовосприятию строю следующим образом.

  1. Предлагаю детям выбрать цвет по наглядному образцу. («Воздушные шары»,  «Спрячь мышку», «Побери по цвету» и т. д.)
  2. Размещение цвета по образцу. («Сделаем кукле бусы», «Собери картинку», «Мозаика»)
  3. Предлагаю детям выбрать цвет, который назову. («Найди свой домик», «Найди такое же колечко»)
  4. Самостоятельное называние цвета. («Какого цвета у куклы платье»)

         Для обучения обобщению и классификации по признаку цвета, провожу игры: «Построй заборчики», «Собери коллекцию», «Разложи карандаши», «Поезд». Большой интерес вызвала игра «Собери коллекцию», дети с удовольствием раскладывали предметы.

      Для закрепления результата играем в игры «Цветовое лото», « Украсим кукле платье», «Платье радуги», «Найди пару» и др. В режимных моментах использую такие словесные игры как «Что бывает красным, зеленым?», «Какого цвета одежда у кукол?».

Также для того, чтобы закрепить названия цветов, у детей в уголке изобразительной деятельности размещены карандаши разных цветов. Детям даю задания: «Нарисуй что-нибудь желтенькое», «Что бывает зеленым?» и т.д.    Для закрепления названий цветовых оттенков провожу игры, где подбираются несколько цветных предметов таким образом, чтобы среди них имелись одинаковые предметы, окрашенные в разные оттенки одного цвета, например игра "Чего не стало", "Назови цвет предмета", "Угадай, какого цвета одежда", "Разложи предметы по цвету","Найди предмет такого же цвета".

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).

   Игры по цветоведению развивают способности детей осознанно выделять тот или иной цвет, группировать предметы по цвету, называть тон, оттенок и т.д. Кроме того, умение различать цвета и оттенки, называть их, прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.

   Таким образом, младший дошкольник сделает первый шаг к усвоению мира цветов и оттенков, что будет способствовать развитию  цветового зрения, образного мышления, собственного чувственного опыта. Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...

Консультация для педагогов «Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста»...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются особенности формирования представлений о сенсорных эталонах формы у старших дошкольников. Представлено описание сущности сенсорного эталона формы, рассмотрены особенности восп...

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей 3-4 лет.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка....