Статья из опыта работы. "Развитие у детей младшего дошкольного возраста личностных качеств посредством театрализованной деятельности".
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Театрализованная деятельность играет большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
«Развитие у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованной днятельности».
Подготовила:
Воспитатель I категории
Быкова Ольга Николаевна
Отделение ДОД ГБОУ школа №246
Дошкольное детство-это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активно жить в человеческом обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны только с тем, что еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому " пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. Не только физически, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Все это-знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношения, переживания, способность к сочувствию, со радости действия в отношении других людей, развитие собственных качеств и составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.
Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста показывает, что большинство ребят не сформированы навыки и привычки культурного поведения, возникает агрессивность или наоборот, чрезмерная застенчивость и неуверенность в себе. Поэтому, развитие нравственного поведения личности ребёнка младшего дошкольного возраста считаю эффективны театрализованные игры.
Театрализованные игры- делают возможным знакомство дошкольников с окружающим миром через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеется персонажи, грустят, огорчаться вместе с ними, могут плакать над неудачами, любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Считаю, статистика и содержание игры имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении я должна найти место в импровизированных играх, постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованные игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельная разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение вступать в соответствии с нравственными нормами.
Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Задачи, которые я ставлю перед собой в своей работе.
-Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их поступкам персонажи сказок и литературных произведений.
-Учить согласовывать свои действия с действиями партнера ( слушать, не перебивая; говорить обращаясь к партнеру).
-Учить детей действиям с воображаемыми предметами.
-Учить импровизировать игры драматизации-на тему знакомых сказок.
-Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками.
-Формировать и активизировать познавательный интерес детей к театрализованным играм.
-Развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания.
Основными методами работы является не драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ, метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать сведения о произведениях искусства и окружающего мира.
Разнообразные формы работы:
1. Беседа.
Беседуя с детьми побуждаю, их думать и говорить. Задавая два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет мне понять, о что дети думают, что знают из личного опыта.
В группе провожу беседы на этические темы-это плановые, подготовительные занятия с детьми. Например: «Из какой я сказки?", где на примере героев сказок у детей является представление о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнение с отрицательными качествами: жесткостью, злом, трусостью, ленью.
Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что такое дружба?», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Страна грубияня", "Кого люди называют смелым" и т.д.
2.Чтение сказок и художественных произведений.
Например: А.Барто «Помощница», А. Кузнецовой «Мы поссорились». Эстетический фон моим занятиям-играм создают: загадки, стихи, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные.
3.Игры-занятия и игры упражнения.
-направленные на овладение невербальными средствами общения: «Угадай кто я», «Зоопарк» и др.;
-направленные на овладение вербальными средствами общения: «Подари мне цветок», «Молчанка» и др.;
-направленные на развитие эмоциональной осведомленности: «Цветовое настроение», «Маски» и др.
-направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей: «Ласковые дети», «Подарок другу», «Назови себя» и др.
4.Игры драматизации.
-игры драматизации с пальчиками
Атрибуты надеваются на пальцы, по ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст.
-игры драматизации с куклами бибабо
В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев, кисти руки.
Куклы бибабо действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети.
-импровизация;
Здесь разыгрывается тема, сюжет без предварительной подготовки — пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра.
5.Настольные театрализованные игры
-настольный театр игрушек;
В этом театре используем самые разнообразные игрушки-фабричные и самоделки.
Самое главное, чтобы персонажи устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
6.Стендовые театрализованные игры
-фланелеграф
Картинки к сказкам хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живой» эпизод сказки, который удобно демонстрировать всей группе.
Показ спектакля или игры инсценировки, занятия, проводятся один раз в неделю, в утреннее или вечернее время, а беседы, чтение сказок и художественной литературы ежедневно.
Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. Так же в своей работе положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
За небольшой срок моей работы с детьми младшего дошкольного возраста театрализованными играми стало видно, что в развитии нравственных качеств у детей появилась результативность. Дети стали добрее по отношении друг к другу, отзывчивее, дружелюбнее, внимательны, появилась уверенность в себе, стабилизировалась дисциплина.
Таким образом, театрализованные игры играют большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-353896-1385372026.jpg)
Обобщение опыта работы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
для воспитателей ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-770847-1459083550.jpg)
Развитие у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованной деятельности
Дошкольное детство - это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активно жить в человеческом обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей....
Обобщение опыта работы " Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Обобщение опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/04/picture-385129-1625404105.jpg)
Обобщение опыта работы "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/12/picture-121720-1570905401.jpg)
Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005657-1517559293.jpg)
опыт работы "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности"
способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР через театрализованную деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-613556-1673969975.jpg)
Педагогический проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»
Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершен...