Музыкальный досуг «Дорогая гостья Масленица»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бодина Любовь Васильевна

Масленица продолжала ту же древнюю языческую традицию восхваления хлеба и земледельческих работ, что и Коляда. Имя свое Масленица получила от обильной масляной еды, которой полагалось угощаться всю масляную неделю. Масленица как бы соединяла зиму и лето. «В феврале зима с весной встречается первой» - говорил народ.

Масленицу олицетворяло соломенное чучело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogaya_gostya_maslenitsa.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 129  Выборгского района  Санкт - Петербурга

Дорогая гостья Маслениц

 для старших групп

Вид деятельности – музыкальный досуг «Дорогая гостья Масленица»

Задачи:

  1. Приобщать детей к истокам народного творчества.
  2. Развивать любознательность детей.
  3. Развивать речь детей.
  4. Обогащать словарный запас.
  5. Совершенствовать умение анализировать и сравнивать.
  6. Воспитывать любовь и интерес к русскому фольклору.
  7. Расширять музыкальный кругозор.
  8. Воспитывать элементарную культуру поведения в процессе коллективного движения под музыку.

Интеграция:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

Предварительная работа:

- знакомство с народными обрядовыми традициями и праздниками;

- знакомство с народным  костюмом;

- знакомство с народными инструментами;

- понятийный словарь;

- знакомство с малыми формами фольклора;

- знакомство с народными играми и хороводами;

Оборудование и материал:

- народные костюмы для детей и взрослых;

- оформление развивающей среды для развлечения:

а) ширма для кукольного театра, кукла би-ба-бо Емеля,

б) большая  «соломенная» кукла  Масленица,

в) канат и мешки для игры,

г) карусель для игры,

д) поднос с блинами.

     Масленица продолжала ту же древнюю языческую традицию восхваления хлеба и земледельческих работ, что и Коляда. Имя свое Масленица получила от обильной масляной еды, которой полагалось угощаться всю масляную неделю. Масленица как бы соединяла зиму и лето. «В феврале зима с весной встречается первой» - говорил народ.

Масленицу олицетворяло соломенное чучело.

(Вбегает Скоморох I)

              Развеселый, звонкий, яркий будет праздник для ребят.

              Не дадим мы вам скучать, да на морозе замерзать.

              Все сюда скорей спешите, проходите, проходите

              Ждут вас игры, шутки, смех. Места хватит тут для всех.

Дети входят под музыку «Ах ты, береза» (выполняют движения, садятся)

Скоморох II

Привет, люди добрые! Низкий вам поклон. Сюда вы пришли со всех сторон.

Мы позвали к себе тех, кто любит веселье и смех,

Пляской, песней озорной проводим зиму на покой.

Нашу зиму-зимушку – славную хозяюшку

А за ней и Масленица с огоньком пусть катится.

Хоровод «Вот уж зимушка проходит»

Дети: 1. Масленицу величаем и чего ей только не обещаем:

           2. Реки сметаны,

           3. Горы с блинами,

           4.Лишь бы скорее приехала она честная, широкая боярыня.

Скоморох I: Ребята, давайте позовем на праздник нашу Масленицу.

Все: Масленица - полизуха,  приходи, приезжай

         И блиночком нас угощай!

Под музыку «Едет Масленица» въезжает на саночках Масленица, объезжает круг и останавливается у центральной стены.

Ребенок: Милу Масленицу встречаем,

                 Воспеваем, восхваляем.

                 Душа ль ты моя Масленица,

                 Приехала ты к нам в гости на широкий двор,

                 На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Скоморох II: Прощай зима холодная! Приходи лето красное!

                         Заиграем, запоем, в карусели всех зовем.

Игра «Карусель»

Скоморох I: Давайте праздник продолжать, песни петь, играть, плясать.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Скоморох II: Я ведь ни один сюда пришел, я козу с собой привел.

       В народе говорят: «Где коза ходит, там жито родит».

Дети: - Коза, коза, где была?          Коза: - Коней пасла.

-А кони где?                                             - Николка увел.

-А Николка где?                                      - В амбар ушел.

-А амбар где?                                          - Водой снесло

-А вода где?                                            - Быки выпили.                                      

- А быки где?                                          - В гору ушли.                                      

- А гора где?                                           - Черви сточили.

 -А черви где?                                          - Гуси склевали.

-А гуси где?                                             - В рощу ушли.

-А роща где?                                            -  Девки выломали.

-А девки где?                                           - Да замуж убежали.

Игра «Шла коза дорогою».

Ведущая: А мы собрались сегодня не только зиму проводить, но и весну позвать, пусть скорей она к нам приходит.

Все: Ой. Весна - Красна из-за темных лесов, из-за синих морей приходи, солнцем нас одари.

Под музыку выходит Весна.

Весна: Здравствуйте, ребятушки, заждались, соскучились по теплу, по солнышку. Давайте позовем все вместе Солнышко.

Закличка: Солнышко -  солнышко, выгляни в окошечко

                  Где твои детки? Сидят на загнетке,

                  Лепешки валяют, тебя поджидают.

                  Под музыку выходит Солнце.

Скоморох I: Пришла пора Масленицу провожать

                       Хватит Масленице угождать.

Дети: Прощай зима холодная, приходи лето красное  (повторяют 2-3 раза)

Скоморох II: Что же Масленица не уходит? Что же время тянет, проводит?

Под музыку едет на печке Емеля (кукла на ширме) .

Емеля: Я – Емелюшка-Емеля,

              Ох, не люблю работки,

              Не слезал бы всю неделю

              С печки - самоходки.

              Разъезжаю я по свету

              Скуку разгоняю,

             Мне милей гармошки  нету

             Слушайте, сыграю (грамзапись.)

Ведущая: Хорошо дружок играешь,

                  Может быть для нас попляшешь?

Емеля: На меня напала лень

             На печи бы спал весь день (спит.)

Ведущая: Эй, Емеля, полно спать, выходи скорей плясать.

Ребенок: Дайте русскую сейчас

                 Чтоб не выдержал Емеля и со мной пустился в пляс.

Под музыку . р.н. мел. Ребенок пляшет, из-за ширмы выходит Емеля (взрослый) и тоже, сначала медленно, а за тем задорно, пляшет. Музыка останавливается, а Емеля все пляшет.

Ведущая: Эдак  можно с ног свалиться!

Емеля: Я ленюсь остановиться!

Ведущая: Хватит, сядь и отдохни,

                  На ребяток погляди.

(К ребятам) Хотите помериться силой немножко

                     Выходите силачи, не сидите на печи.

Перетягивание каната. Бег в мешках.

Ведущая: Масленица – Кривошейка,

                   Встречаем тебя хорошенько.

Емеля: Веселье не кончается

             Праздник продолжается

             Все на улицу спешите

             Там блиночков поедите (уходят)

На улице (продолжение праздника). Дети встают в один общий круг, в середине круга Масленица.

Ведущая: Масленица не скупись,

                  Масленым блиночком поделись.

                                   Хоровод «Блины»

Ведущая: Масленица, не скупись, масленым  блиночком  поделись!

                  Про блины-то мы вспоминали, а сами их еще не едали.

(Выносят блины на подносах, угощают детей)

Емеля: Ешьте теплый блин в охоту, а душистый до икоты.

Ведущая: Ой, сказали нашей Масленице 7 годков,

                  А всего у нашей Масленицы 7 деньков!

                  Душа ль ты моя Масленица,

                  Бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь.

Емеля: Вот блиночков мы поели,

              Поиграть вновь захотели.

Скоморох: (считалка) Катилася торба с высокого горба,

                                       В этой торбе рожь, пшеница,

                                       С кем ты хочешь поделиться? (выбирается водящий)

Игра «Синий чиж»

Ведущая: Чучело сгорит - весна к нам поспешит!

                   Плясала жарко, теперь гори ярко!  (Поджигаем)

Емеля: Масленица с огнем ушла, зиму с собой увела!

Игра « Гори, гори, ясно»

Ведущая: Прощай масленица плутовка,

                  Погостила ты у нас не долго,

                  Мы думали 7 годков,

                  А ты гостила 7 деньков.

Поют «Прощай Масленица».

Понятийный Словарь

Масленица – масляная неделя, сырная неделя до великого поста, пекут блины, катание с гор и на лошадях и потехи разного рода.

Загнетка – заулок на шестке русской печи, ямка на передпече, куда сгребается жар.

Уста – рот человека, губы.

Торба – мешок, сума.

Потеха – потешать – веселить, забавлять, занимать.

Скоморох – музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр, промысляющий  этим и плясками, песнями, шутками, фокусами, потешник, ломака, шут.

Амбар – строение для складки зернового хлеба, муки, а иногда и других товаров.

Вл. Даль «Толковый словарь»  в 4-х томах. Москва 1989 г. изд. Русский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкального досуга " В гости к корове Муренке" для старшей группы

Сценарий музыкального досуга " В гости к корове Муренке" для старшей группы...

Сценарий музыкального досуга «В гостях у сказки»

Сценарий музыкального досуга «В гостях у сказки»...

КОНСПЕКТ физкультурно-музыкального досуга «В гости к Зайке» во II группе раннего возраста.

Данный конспект досуга полезен для воспитатей работающих в группах раннего возраста, без музыкального руководителя....

Сценарий музыкального досуга «В гостях у царицы Осени»

Сценарий этого осеннего досуга был создан как итоговое мероприятие к проекту "Такая прекрасная и такая разная Осень!". На протяжении 5 недель мы обогащали знания детей о чудесном времени год...

Конспект по музыкальному досуга «В гости к гномам» во II младшей группе

Цель: создать праздничной атмосферы, развитие чувства ритма на основе сочетания               музыки с движениями. Задачи:- закреплять двигательные умения ...

Сценарий музыкального досуга "В гости к насекомым" для детей 2-ой младшей группы

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Образовательные задачи:Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка...

Музыкальный досуг "В гостях у бабушки Забавушки" (2-3 года)

Группы раннего возраста - это самый доверчивый контингент детского сада. Для них я стараюсь сценарий не только адаптировать, но и написать индивидуально под контингент детей....