Развитие педагогической компетентности родителей как одно из условий формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах города
статья на тему

Опыт работы по созданию условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о навыке безопасного поведения на улицах города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pedagogicheskoy_kompetentnosti_roditeley.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Захарченко Т.В., Непокрытова С.В., г. Иркутск

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ ГОРОДА

Исследования психологов (Леонтьев А.Н., Ж. Пиаже, Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С. и др.) показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные сами себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Таким образом, психофизические особенности поведения ребенка на дороге говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения.

Анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод о том, что акцент делается не столько на опасное (безопасное) поведение дошкольников на улицах и дорогах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией. Такие знания, на наш взгляд, оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на желание авторов заставить детей механически заучить  и запомнить непонятную им информацию.

Многолетний опыт нашей работы в дошкольном учреждении показывает, что в таком вопросе как воспитание безопасного поведения дошкольников на дороге, воспитатели зачастую оказываются лишь теоретиками, давая знания детям на словах, в играх, иногда работая с макетами и наглядными пособиями. Применить в жизни знания и навыки, полученные в детском саду, дети могут только лишь за пределами дошкольного учреждения. Таким образом, возникает проблема: как помочь ребенку применить полученные в детском саду знания в реальной жизни на дорогах города?

Для того чтобы понять, какие образовательные потребности имеют семьи, пользующиеся услугами нашего детского сада, насколько, на их взгляд, удовлетворяются эти потребности, мы применили методику, предложенную Л. Свирской, используемую в бизнесе – SS-анализ (выявление значимости и удовлетворенности). Полученные результаты помогли нам  увидеть, чего хотят родители, каким они видят сотрудничество с детским садом и воспитателем. Проведение такого анализа позволило не только избавиться от мифов, что все родители хотят оздоровления и подготовки детей к школе, но и подсказало, какие моменты в воспитании и обучении детей предлагаются в недостаточном объеме – социализация ребенка в обществе, подготовка к более самостоятельной жизни после выхода из стен детского сада. Таким образом, пришли к выводу, что дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Целью  работы дошкольного учреждения по указанной теме является: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о навыке безопасного осознанного поведения на улицах города.

Она реализуется путем решения нескольких задач:

  1. Обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения.
  2. Оптимизация работы с родителями детей по изучению и закреплению знаний дорожного движения.
  3. Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
  4. Укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.
  5. Выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Работа по реализации поставленных цели и задач, строится на принципах дошкольной практики, ориентированной на семью: 1. Считать семью основным получателем услуг. 2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. 3. Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи.

С целью повышения компетентности сотрудников детского сада, родителей и детей систематизированы источники для получения информации по вопросам безопасности на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

На базе группы оборудована библиотека детской художественной литературы для детей, познавательной и публицистической литературы для педагогов и родителей, фонд которой формируется в процессе взаимодействия ДОУ с Центральной детской библиотекой г. Иркутска, семьями воспитанников, педагогов, организациями города. Особенностью библиотеки является наличие книг, изготовленных педагогами детского сада в сотрудничестве с родителями по разделу «Дети  и дорога». Данные книги используются педагогами при организации образовательной деятельности с детьми, а также для самостоятельного рассматривания и чтения дошкольниками.

В качестве реализации метода тематического проекта, организуется работа в Уголке ПДД, где дети знакомятся с тем содержанием программы, которое недоступно им для непосредственного восприятия. В фонде Уголка ПДД имеются атрибуты, пособия, дидактический и методический материал, в том числе: коллекция дизайнерской одежды для игр и  инсценировок по теме «Дети и дорога», макет светофора, игровые задания по правилам дорожного движения с использованием иллюстративного материала по сигналам милиционера-регулировщика, материалы из истории создания и развития автомобиля, транспорта и др.  

Таким образом, в группе и на территории ДОУ созданы оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей, в организации которых имеется спектр дидактических, настольных, режиссерских игр, атрибуты и игровые маркеры для сюжетно-ролевых игр, макеты улиц, отражающих расположение объектов реально существующих в нашем городе.

С целью развития педагогической компетентности родителей в процессе работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма разработан план родительских собраний с подробными конспектами их проведения во всех возрастных группах. Составили сборник консультаций для родителей по данной проблеме. В детском саду оформили стенд «Минутка безопасности», на котором помещен план микрорайона бульвара Постышева, регулярно обновляется информация для родителей о ситуации в области дорожного движения в городе и стране.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улице проводится планово, систематически с учетом всех направлений и областей федеральных государственных образовательных стандартов с активным включением всех участников образовательного процесса детского сада (педагогов, родителей, детей, специалистов). Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок применял в продуктивной деятельности и затем реализовывал в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Работа с детьми по освоению правил дорожного движения строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи, что решает задачу сделать родителей нашими  союзниками в воспитании у ребенка сознательного безопасного поведения на улицах города. А также выработать единые подходы по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у дошкольника.

Многолетний опыт работы показал, что наиболее эффективными формами взаимодействия педагогов с родителями являются:

  • организация встреч (общих, групповых, индивидуальных) с целью информирования родителей о совместной работе;
  • собрания, открытые просмотры, наглядная информация, выставки литературы, продуктов детского творчества, фотовыставки, организуемые с целью ознакомления родителей с работой группы, детского сада по реализуемой программе;
  • организация совместных мероприятий с участием родителей (Проектная деятельность «Дорога домой», спортивное развлечение «Красный, желтый, зеленый» и др.).

В течение 3-х лет в ДОУ работает родительский клуб по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек». В 2007 году, когда клуб начинал свою работу, я как руководитель клуба  столкнулась с серьезной проблемой: родители неохотно приходили на занятия, с недоверием относились к представленной информации, ссылались на то, что «и так знают все правила и смогут рассказать о них ребенку» или «ребенок не гуляет один по улицам города, зачем ему знать правила», «он еще маленький». В связи с этим программа занятий родительского клуба была тщательно пересмотрена, к участию в разработке плана привлекались специалисты (педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, преподаватель изобразительной деятельности, инспектор ГИБДД,). Занятия, ранее носившие только информационный характер, стали более интересными за счет создания игровых проблемных ситуаций, в которые «попадают» родители вместе с детьми, введения продуктивных видов деятельности (родители вместе с детьми рисуют дорожные знаки, ситуации на дороге, создают макеты дорожных перекрестков, атрибуты для игр, пособия). Кроме того, с родителями проводятся игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми («Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать», «Развиваем внимание, память, мышление», «Я иду гулять один»). Родители совместно с детьми и инспектором ГИБДД разработали «Безопасные маршруты «Дом – Детский сад».

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика повышения уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте: 51 % родителей хорошо ориентируются в проблеме и могут поделиться опытом; 38 % родителей проблему знают, но опытом поделиться не готовы; 11 %  родителей испытывают затруднения.

Таким образом, в ДОУ созданы необходимые условия для организации деятельности по охране и безопасности жизни детей; скоординирована работа по охране и безопасности жизни детей между родителями, сотрудниками дошкольного учреждения, сотрудниками ГИБДД. У родителей не только появился интерес к проблемам детского сада, они стали принимать активное участие в решении этих проблем, в жизни учреждения и своих детей.

Вопрос, как защитить детей от беды, адаптировать их к жизни в условиях города и сохранить при этом жизнь и здоровье, волнует педагогов и родителей в равной степени. В итоге, мы перестали воспринимать решение этой проблемы как обязанность, и перешли к сотрудничеству и партнерским отношениям в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры безопасного поведения детей на дороге.

Цель : Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма    Задачи:  Образовательные:1. закрепление правил дорожного движения: переходить дорогу по пешеход...

Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Беседы.

материал посвящён  формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте. В методической разработке представлены конспекты бесед для детей младше...

Методическая разработка : «Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице»

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желани...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к...

Картотека дидактических игр по разделу «Игры по пожарной безопасности» с целью формирования культуры безопасного поведения детей

В картотеке содержатся игры: "Назови картинку""Топаем, хлопаем""Игра "Да" - "нет" ""Лото-пожарная безопасность""Выбери нужное"...

Мастер-класс «Кейс-метод как способ формирования культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах»

Чтобы научить детей правилам дорожной безопасности в интересной форме, воспитатели нашего детского сада используют кейсметод. Вместо скучного заучивания правил, дети старших и подготовительных ...