Консультация: «Ребенок в мире ценностей».
материал на тему

Пилипенко Любовь Михайловна

 

Консультация:

«Ребенок в мире ценностей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_v_mire_tsennostey_no4_2012g.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР -  детский сад №10 г. Россоши

Консультация:

«Ребенок в мире ценностей».

Старший воспитатель: Пилипенко Л.М.

В современных условиях, когда переосмысливаются, а порой и полностью утрачиваются многие философские, этические и эстетические изменения культуры, утвердились и стали реальностью двойные стандарты морали     -        вопросы приобщения детей к духовным и материальным ценностям, воспитания неформального отношения к миру  звучат особенно актуально.

Выступая смысловыми основаниями, ценности раскрывают главные стороны жизни общества, дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют оценочные действия, поведение ребенка.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям – разноплановая работа по руководству эмоциональной стороной жизни дошкольников, становлению образного мировидения и личностно-смысловых позиций, созданию условий для самореализации детей в разных видах деятельности  и направлена на обогащение субъективного мира человека. На этапе дошкольного детства уместно говорить об эмоционально-образном уровне постижения ценностных категорий через художественное слово, звук, цвет, композицию, которые в структуре личности превращаются  в ценностные ориентации и  эмоционально-ценностные отношения.

В дошкольной педагогике описаны три основных направления приобщения детей к ценностям и соответственно три подхода к проектированию ценностно-ориентированного образовательного материала:

  • Развитие представления о ценностях. В таком подходе ценности через регистрируемые воздействия воспринимаются как задаваемые извне эталоны, окрашенные отдельными переживаниями. (Материал, который преподносим детям на занятиях и в режимных моментах)
  • Усвоение социальных установок, к которым сводится эффект ценностной регуляции. В таком понимании ценностям  присваивается направляющая и избирательная функции. Они рассматриваются в качестве образцов-эталонов, регуляторов взаимодействия с людьми. (Педагог является образцом, показывает пример взаимодействия с другими людьми)
  • Создание развивающего пространства, ценностно-ориентирующей среды. Произведения художественной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства, игрушки – все должно быть идеальным, направленным на то, чтобы в детях воспитывать только хорошие качества.

Существует множество оснований, по которым можно структурировать и выстраивать многообразие ценностей, существующих в современном обществе. Общепризнано, что ценностные отношения человека, включая и дошкольника, несравненно более многообразны, чем любая классификация ценностей. Невозможно предусмотреть все ценности, которыми ребенок будет руководствоваться в деятельности, проявлении своего отношения к миру в целом.

Можно выделить восемь основных ценностей, которые отвечают этим характеристикам и в совокупности представляют собой ценностно-ориентационный аспект содержания образования детей. К ним относятся: Человек и его жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. В этих ценностях интегративно представлены основные смысловые стороны жизни, культуры и обобщенно раскрываются ведущие духовные приоритеты современного российского общества, традиционные идеалы русского образа жизни.

Каждая ценность должна раскрываться в характеристиках, ориентация на которые позволит постигать их в  различном контексте, углубленно воспринимать сущностные стороны каждой ценностной категории.

Характеристики ценностных категорий.

Человек и его жизнь.

Неповторимость каждого, неразрывная связь с окружающей средой: природной, социальной; здоровье, условия жизни, жизненный опыт, гуманизм отношений, права и обязанности. Человек – творец. Вера как стимул и ориентир человеческой жизни. Земля – общий дом для всех людей планеты и т.д.

Семья.

Любящие родители: традиции семьи, семейные праздники, заботливое отношение ко всем членам семьи; уверенность в жизни, защита от неблагоприятных воздействий социального окружения, утешение в моменты душевного дискомфорта и т.д.

Труд.

Духовное и материальное благополучие, созидание на земле; творческая направленность профессий, личностная самореализация и т.д.

Знание.

Результат творческого труда, успешность деятельности, интересное общение, полезная наполненность свободного времени, умение использовать предметы, объяснять явления природы, социальной жизни и т.д.

Родина.

Страна, в которой родился, ближайшее окружение: родная природа, улица, отчий дом, национальные традиции, народное искусство и т.д.

Мир.

Согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования и дальнейшего процветания Земли; уважение прав других народов, умение прощать, понимать других и т.д.

Красота.

Гармоничное, прекрасное, изящное, величественное в природе, искусстве, социальном и рукотворном  мире; то, что доставляет удовольствие, наслаждение взору и слуху.

Данные характеристики как основные показатели ценности должны найти свое воплощение в близких и волнующих ребенка образах. Словами невозможно передать  ценность другому, чтобы она стала его ценностью. Приобщение к ценностям должно протекать в логике переживания, эмоциональной сопричастности и чувственного восприятия. Это предполагает использование соответствующих форм педагогической работы. Одной из форм является эмоционально-смысловое общение. Оно относится к числу специфичных и в то же время универсальных форм педагогической работы. Используется не только при освоении ценностно-ориентированного содержания, но и  образовательного материала в целом. Такое общение предполагает воздействие на эмоции детей, побуждение к переживанию смысловой стороны общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ребенок не рисует"

Полезные советы родителям, чьи дети не рисуют....

Консультация "Ребенок пошел в детский сад"

Раскрывается понятие "АДАПТАЦИЯ" - т.е. приспособление организма к новым условиям социального существования.Даются рекомендации родителям о том, как помочь своему ребенку в период адаптации в ДОУ....

Консультация "Ребенок не хочет читать" о путях преодоления негативизма к чтению у детей.

Данная   статья  поможет  родителям лучше понять  механизм развития  навыка осознанного чтения  у детей, а коллегам - доступно объяснить, как родители могут помочь...

Консультация "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?"

Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?...

Консультация "Ребенок в мире взрослых проблем"

Консультация "Ребенок в мире взрослых проблем"...

Консультации для родителей Консультация "Ребенок - левша"

Как определить, что Ваш ребенок – левша."Переплетение пальцев рук" Предложите ребёнку сложить руки в замок.  Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у ...

Консультация «Ребенок в мире информационных технологий»

На сегодняшний момент можно однозначно утверждать, что мир шагнул далеко вперед. Современные дети, еще не научившись уверенно держать ложку или пресловутый карандаш, уже с огромным интересом управляют...