Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через интегрированные подходы к экологическому и художественно-эстетическому образованию ________________________________________
методическая разработка на тему

Как показывает практика работы, дети глубже усваивают полезную информацию, при условии ее проникновения во все виды деятельности: игровую, практическую, театрализованную, музыкальную, изобразительную. Интегрирование одного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста. Интеграция экологического содержания как путь формирования творческих способностей в изобразительной деятельности позволяет предоставить детям возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavat._i_tvor._spos._u_detey.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через интегрированные подходы к экологическому и художественно-эстетическому образованию

Наше время – это время перемен. Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе российского образования: “…развивающему обществу нужны современно образованные, думающие, инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу…”, о чем говорится в концепции модернизации российского образования. Дошкольное детство – это время становлений первооснов личности гражданина и патриота. Важнейшей составляющей профессиональной деятельности каждого воспитателя является приобщение дошкольников к культуре своего родного края, в том числе ее природным богатствам. Успешность этой деятельности определяется такими факторами, как системность, содержательный и организационный характер эколого-познавательного воспитания, научная обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия.

Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений в работе детского сада. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Как показывает практика работы, дети глубже усваивают полезную информацию, при условии ее проникновения во все виды деятельности: игровую, практическую, театрализованную, музыкальную, изобразительную. Интегрирование одного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста. Интеграция экологического содержания как путь формирования творческих способностей в изобразительной деятельности позволяет предоставить детям возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.

Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляется в том случае, если использовать в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том, или ином виде художественно-творческой деятельности. Именно поэтому, решая проблему экологического и художественно-эстетического воспитания в едином процессе детского сада, мы решили разработать и реализовать педагогический проект “Мир леса в рисунках детей”, так как заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

Исходя из актуальности данной проблемы, мной был разработан педагогический проект “Мир леса в рисунках детей”. Данный проект был реализован с детьми старшего дошкольного возраста, в течение 2009-2010 учебного года.

Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через интегрированные подходы к экологическому и художественно-эстетическому образованию.

Задачи:

  • Расширять представления детей о “Мире природы” и жизни ее обитателей.
  • Создать организационные, методические, дидактические и информационные условия для творческого развития детей в разных видах деятельности.
  • Формировать у детей знания о явлениях природы, их общих характерных признаках, различиях.
  • Способствовать расширению и уточнению представлений о создании пейзажей.
  • Побуждать детей вносить дополнения в рисунки, расширять их содержание на основе имеющихся представлений, умений и навыков.
  • Способствовать овладению различным способам изображения деревьев (располагать в ряд на одной горизонтальной линии; на широкой полосе, на всем листе; ближе, дальше – по законам перспективы).
  • Побуждать использовать разные способы рисования кистью; всем ворсом, концом кисти, нанесение мазков, примакивание, использование клеевой щетинистой кисти и др.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей. Поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

Новизна проекта “Мир леса в рисунках детей” в том, что в его основу был положен интегрированный метод обучения (метод проекта), который является для дошкольных учреждений инновационным. Приступая к работе по данной проблеме, мы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический) подход к экологическому и художественно-эстетическому воспитанию. Именно взаимосвязь искусства, творчества с экологическим воспитанием найдут новый отклик в душе ребенка.

Практическая ценность заключается в том, что виды детской деятельности представленные в плане – схеме, затрагивают все разделы программы, не дублируются на занятиях и осуществляют комплексный подход к решению задач экологического и художественно-эстетического воспитания детей. В ходе реализации проекта был наработан практический и теоретический материал, который адресован, в первую очередь, воспитателям, а так же может быть полезен и интересен родителям. А также, создано дидактическое пособие “Мир леса в рисунках детей, которое в дальнейшем решит проблему дефицита практического и наглядно-демонстрационного материала по вопросам экологии.

Эффективность проекта заключается:

  • В разнообразии представленных форм и методов, которые соответствуют мотивации обучения и практическому достижению образовательных задач;
  • В отборе инновационных форм обучения: тренинги, игротеки, игры интеллектуального характера, творческие встреч, практическая деятельность;
  • Во взаимосвязи всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Эффективность использования проекта также подтверждается результатами диагностики.

Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепили навыки воспитанников, помогли им открыть и познать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы создали атмосферу сотворчества. Эффективность такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Предлагаемый нами проект, позволяет детям совершенствоваться в интеллектуальном плане, проявлять свои умственные и творческие способности, быть коммуникабельными, уравновешенными, способными удивляться и радоваться, хоть небольшим, но победам.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
  2. Желание детей участвовать в художественно-творческой деятельности;
  3. Участие в городских конкурсах детского художественного творчества “Природа и фантазия”, “Экология и Мы” и др.
  4. Повышение уровня экологического сознания родителей, педагогов;
  5. Трансляция опыта работы на городском уровне в СМИ.

Трансляция проекта.

  • Выпуск печатной продукции (буклеты, газеты, листовки);
  • Участие в городских акциях;
  • Трансляция опыта на городском уровне (СЮН, детские сады);
  • Презентация проекта на родительской конференции в ДОУ “Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития

Перспектива проекта.

Воспитание у детей любви к природе, бережного отношения ко всему живому не возможно привить в рамках отдельного педагогического проекта, данная работа необходима на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду, поэтому возникла необходимость создания педагогических под проектов: “Эти забавные животные”, “Экологический светофор”, “Чистый мир”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу»

ЦЕЛЬ:  повышение   уровня развития творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность в художественном труде, посредством кружковой работы.(из опыта работы)...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступным...

Проект "Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через сказку "Теремок"

Приобщать детей к изучению русского народного творчества, театральной культуре. Познакомить детей с различными видами театра. Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего д...