Особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста
консультация на тему

Консультация для воспитателей "Особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

                             Департамент образования города Москвы

                   Северо-Восточное окружное управление образования

                                        ГБОУ детский сад №2148

            Консультация для воспитателей

   Особенности развития монологической речи детей

             дошкольного возраста.

                                                                Подготовила и провела

                                                   воспитатель: Андриашина Е.В.

                                   Москва 2012 г.

          Особенности развития монологической речи детей

                  дошкольного возраста.

     Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

     В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.

     На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой – диалогической речью. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого.

     В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь видов приобретает форму монологической.

     Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связанная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами ещё, потом).

     В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

     Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний ( описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

     Знание специфики монологической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

     В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

     Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа ( описание, повествование, рассуждение).

     Картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала. В повествовательных монологах дети  передают определенный сюжет, подсказанный картиной, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного. В рассказывании по картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

Значение картины в процессе обучения детей монологи-

ческой речи

. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его и мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико. Рассматривание картины в раннем детстве преследует тронную цель:

1) Упражнение способности к наблюдению;

2) Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).

3) Развитие языка ребенка.

Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь картины специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания.

Большая радость, которую доставляют ребенку, начинания со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятия у него проявляются уже начатки функций высшей формы - чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях - основная цель при занятиях с детьми дошкольного возраста. Занятиям с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником для развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картинку, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Содержание картин постепенно усложняется: Деям дошкольникам от одного до трех лет, мы предлагаем картины с изображением одного хорошо им известного предмета (собаки, кошки, яблока и т.п.). Трехлеткам можно предложить два - три предмета в логическом соотношении. Для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации. Для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах и явлениях, но и для ознакомления с новыми, добытыми путем жизненных наблюдений.

       Типы и серии картин. Основные требования,         выдвигаемые методикой к картине и работа с ней.

Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями.

1. Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности.

2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.

3. Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание.

4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.

5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.

6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном пользовании воспитателем и детьми речевого общения.

7. Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется.

8. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.

     В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.

     Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные – автор С.А.Веретенникова, художник А.Комаров).

     Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. М.М.Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечеслением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

    Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н.Радлова.                                 Используются и репродукции картин мастеров искусства:

      Пейзажные картины: А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К.Юон «Мартовское солнце»; А.Куинджи «Березовая роща»; И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса», В.Васнецов «Аленушка»; В Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» идр.;

     Натюрморт: К.Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И.Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

     При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:

     содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;картина должна быть высокохудожественной;изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалиситическое изображение не всегда  воспринимается детьми; следует обращать внимание на доступность на только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неуязвимость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут по своему усмотрению: в коробках и т.п. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную значительную роль в развитии речи детей, поэтому занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не необходимо как можно шире использовать их в практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста

Статья посвящена методике определения уровня сформированности связной монологической речи детей дошкольного возраста...

Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста

Методика оценки эффективности коррекционной работы в логопедической группе...

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

Развитие связной речи, происходя постепенно вместе с развитием мышления, связано с  усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми....

Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста.

Коррекционно- логопедическая работа с детьми по определению уровня сформированности и особенностей связной монологической речи дошкольников....

Сюжетно - дидактические игры в развитии монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Сюжетно - дидактические игры в развитии монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет. 1. Сюжетно-дидактическая игра «Фермер» Описание: я предлагаю вашему вниманию сюже...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком языка,становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, связной речи, усвоение его выраженности и обр...

Развитие монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения де...