Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Статья посвящена методике определения уровня сформированности связной монологической речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.В. Корсакова, Н.И. Кульнева, МБДОУ Д/С №29

городского округа город Воронеж

Коррекционно-логопедическая работа проводилась с детьми систематически и поэтапно. В начале учебного года в речи детей наблюдались бедность языка, нарушался порядок слов в предложении. Имелись нарушения связности повествования. Наблюдался пропуск слов при рассказывании.

Для оценки эффективности коррекционной работы был проведен заключительный этап эксперимента, на котором была выявлена диагностика речевого развития, с целью определения уровня развития связной речи детей с общим недоразвитием.

В целях комплексного исследования связной речи детей использовалась серия заданий, предложенная В.П. Глуховым [1], включающая в себя:

Составление фразы по отдельным ситуационным картинкам.

Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу.

Пересказ текста (знакомые сказки, рассказы).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа из личного опыта (по вопросам).

Методика 1. Составление фразы.

В начале года при выполнении задания (составление фразы по отдельным ситуационным картинкам) дети с ОНР столкнулись с трудностями. Не было интереса к заданию. Речь детей была монотонной и эмоционально не выразительной. Отмечались пропуски слов в предложениях. Из одиннадцати исследуемых детей только трое старались не пользоваться помощью логопеда.

К концу же года при повторном выполнении этого задания наблюдались значительные улучшения. У всех детей наблюдался интерес к заданию. Все дети были активны при выполнении задания, старались выполнить его самостоятельно, без помощи логопеда. У девяти детей из одиннадцати отсутствовала монотонность речи, речь была эмоционально выразительна. Пропуска слов не было. Двое детей имели трудности, но выполнили задание при помощи наводящего вопроса.

Методика 2. Составление предложения по трем предметным картинкам

К концу года при повторном выполнении этого задания все дети с ним справились. Восемь детей из одиннадцати справились с данным заданием полностью, предложение было составлено грамотно, в составленном предложении наблюдалась последовательность. Трое из одиннадцати детей справились с заданием с помощью наводящего вопроса. Последовательность в предложении не была нарушена. В составленном предложении наблюдались незначительные аграмматизмы. В целом все испытуемые дети с интересом выполнили задание. У всех детей наблюдалась активность и инициативность во время выполнения задания. Дети выполняли задание увереннее, чем в начале года.

Задания на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР (III уровень речевого развития).

Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.

Особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

При пересказе знакомого текста («Курочка Ряба») в начале года дети с ОНР допускали ошибки в согласовании и управлении. Последовательность рассказа была относительно соблюдена.

При повторном же выполнении этого задания к концу года девять детей из одиннадцати выполнили задание самостоятельно. Речь была эмоционально выразительной, нарушение последовательности текста не наблюдалось. Двое детей имели трудности только с начинанием сказки. При этом последовательность рассказа не нарушалась. Речь была эмоционально выразительной. Дети активно проявили себя при выполнении задания. Наблюдалась уверенность в себе при пересказе.

Методика 3 Составить связный сюжетный рассказ

Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели: смысловое соответствие содержания рассказа, изображенному на картинках, соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

При выполнении четвертого задания (составление рассказа по серии сюжетных картинок) в начале учебного года у детей с ОНР наблюдались большие паузы, логической связи между предложениями не наблюдалось. У детей был бедный словарный запас. Четверо детей составили рассказ при помощи наводящего вопроса логопеда. Логическая связь между предложениями была нарушена. Долго не могли начать рассказ и ждали наводящего вопроса логопеда. Речь была монотонной и эмоционально не выразительной. Семеро выполнили задание с начала до конца только с помощью логопеда. У детей наблюдалась неуверенность в себе при выполнении задания, интерес к заданию отсутствовал.

К концу года было повторное выполнение задания. Наблюдалась динамика в правильности выполнения задания по сравнению с началом учебного года. Девять детей из одиннадцати выполнили задание без помощи логопеда. Не было пауз при рассказывании. Словарный запас детей был значительно обогащен. Два ребенка выполнили задание с помощью наводящего вопроса. Не было нарушений логической связи между предложениями. По сравнению с началом учебного года у всех детей наблюдалась активность при выполнении задания. Был интерес к заданию.

Методика 4. Составить рассказ на основе личного опыта.

Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяется количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера (простое название предмета или действия их развернутое описание) позволять, насколько плотно отражена ребенком тема сообщения.

К концу же года, когда детям дали выполнить это задание, то наблюдалось значительные улучшения по сравнению с началом учебного года. Восемь детей из одиннадцати без помощи логопеда составили рассказ. Трое детей выполнили задание с помощью логопеда. Речь была связной, грубых нарушений не наблюдалось.

Методика 5 Составить описательный рассказ.

 Обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

К концу года, когда детям дали задание составить описательный рассказ, то наблюдалось значительное улучшение по сравнению с началом учебного года. Девять детей из одиннадцати без помощи логопеда составили рассказ. Двое детей выполнили задание с помощью логопеда. Речь была связной, грубых нарушений не наблюдалось. При выполнении задания дети проявили большую активность. Все дети старались выполнить задания самостоятельно. У детей наблюдалась уверенность в себе, а также отсутствовал комплекс неполноценности из-за речевого дефекта.

Литература

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
  2. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы поддержки и развития чтения.

Доклад, подготовленный к неделе чтения в детском саду. Тема: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы подде...

Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР...

Особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей "Особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста

Методика оценки эффективности коррекционной работы в логопедической группе...

Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста.

Коррекционно- логопедическая работа с детьми по определению уровня сформированности и особенностей связной монологической речи дошкольников....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком языка,становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, связной речи, усвоение его выраженности и обр...