«Трудовая деятельность дошкольников с отклонениями в развитии».
методическая разработка на тему

Лукьяненко Наталья Васильевна

Развитие ребенка происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов, осуществляется на фоне роста и созревания организма, зависит от системы воспитания, уровня развития общества, в котором он живет. Успешное формирование личности может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Подготовка к труду  является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с нарушениями в развитии. И которая направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию детей в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.

Одна из центральных задач специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений - подготовка дошкольников к обучению в школе, к участию в посильном труде. У подавляющего большинства дошкольников с отклонениями в развитии  могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако этот процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с отклонениями в развитии, которые будут  способствовать успешному формированию трудовых умений и навыков.

В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями):

Лица с нарушением интеллекта:  дети умственно отсталые, ЗПР;

Лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие;

Лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие;

Лица с нарушениями речи;

Лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,

Рассмотрим некоторые статистические данные. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40 %), второе место – с нарушениями интеллекта (более 20 %), третье – с нарушениями речи (около 20 %), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20 %.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost.docx61.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудовая деятельность дошкольников

          с отклонениями в развитии».


План

  1. Введение
  2. Значение  трудовой  деятельности для  дошкольников с отклонениями в развитии.
  3. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта.
  4. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями слуха.
  5. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями зрения.
  6. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями ОДА.
  7. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями речи.
  8. Заключение.
  9. Литература.

  1. Введение.

Развитие ребенка происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов, осуществляется на фоне роста и созревания организма, зависит от системы воспитания, уровня развития общества, в котором он живет. Успешное формирование личности может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Подготовка к труду  является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с нарушениями в развитии. И которая направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию детей в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.

Одна из центральных задач специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений - подготовка дошкольников к обучению в школе, к участию в посильном труде. У подавляющего большинства дошкольников с отклонениями в развитии  могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако этот процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с отклонениями в развитии, которые будут  способствовать успешному формированию трудовых умений и навыков.

В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями):

Лица с нарушением интеллекта:  дети умственно отсталые, ЗПР;

Лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие;

Лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие;

Лица с нарушениями речи;

Лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,

Рассмотрим некоторые статистические данные. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40 %), второе место – с нарушениями интеллекта (более 20 %), третье – с нарушениями речи (около 20 %), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20 %.

  1. Значение  трудовой  деятельности для  дошкольников с отклонениями в развитии.

Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие дошкольников в труде является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.

Необходимость трудового воспитания в дошкольных учреждениях обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики  К.Д.Ушинского, А.С. Макаренко  и др. Различные аспекты трудового воспитания исследованы И.Ф.Харламовым, В.А.Сухомлинским,  Н.М.Аскариной  и др.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей. Труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы ребенка и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. К.Д.Ушинский в свое время писал: "Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда - тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать.

Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании детей. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием сознания дошкольников. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Существенная функция труда состоит в формировании у детей коллективизма и взаимной требовательности. А.С.Макаренко утверждал: "Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда".

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста,  имеющий отклонения в развитии, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой возможности овладения  того или иного вида труда, его конкретного содержания.

Содержание труда по самообслуживанию для детей дошкольного возраста — это умывание, одевание, раздевание. Чтобы дети могли принять участие в этих процессах, они должны освоить определенные действия и их последовательность. По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, ловко, аккуратно. У детей повышается самооценка, они менее зависят от окружающих, что существенно облегчает уход за ними.

Овладение навыками и умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в выполнении различных трудовых процессов.

Детский сад имеет возможности для раннего приобщения детей к труду в природе. В процессе совместной деятельности с взрослыми, во время выполнения обязанностей дежурных в уголке природы или работая на огороде, в цветнике, старшие дошкольники приобретают разнообразные трудовые навыки, осваивают приемы ухода за растениями и животными.

Дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии  могут заниматься ручным трудом. Он предполагает наличие у ребят умений, связанных с использованием инструментов (ножницы) и материалов (бумага, картон, клей). Ребята с помощью взрослых  могут овладеть некоторыми способами обработки бумаги: резания ее в разных направлениях, сгибания, складывания, склеивания, в зависимости от индивидуальных особенностей. В процессе занятий по аппликации и конструированию они приобретают навыки конструктивной деятельности: анализируют образец, рисунок, выделяют части, соотношение, величину, расположение и пр. В процессе работы с древесиной, бумагой, тканью, природными материалами совершенствуются приобретенные навыки, формируются новые.

Требования к качеству действий возрастают постепенно, последовательно, по мере овладения необходимыми навыками. Чтобы побудить детей к выполнению этих требований, при наблюдении труда взрослых надо обращать внимание на качество трудовых действий, совершаемых ими. Воспитатель не забывает указать ребятам, как дворник старается чисто подмести дорожки; как повар и его помощники быстро чистят и режут овощи; как аккуратно им самим подклеена коробка. Но одних наблюдений мало. При выполнении любой работы к детям постоянно надо предъявлять аналогичные требования. Тогда у них будут постепенно формироваться такие качества, как аккуратность, старательность, добросовестность, организованность.

Подробный показ и объяснение, как выполнять то или иное конкретное действие, в сочетании с непосредственным участием в работе позволяют научить детей точно следовать необходимому способу действий и исполнительности.

Для того чтобы дети научились правильно раскладывать материалы для занятия, убирать групповую комнату, сооружать из спичечных коробок незатейливые поделки, нужно прежде всего, чтобы они хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этом действии. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Некоторым детям с отклонениями в развитии  нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному умению, другим — больше. Многие дети имеют возможность овладеть теми или иными трудовыми навыками лишь частично.

Со стороны взрослых необходима постоянная моральная и физическая поддержка детям, своевременная похвала и поощрение. Не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает. Только объективная оценка помогает укреплять у них желание делать все самим, стремление работать лучше, преодолевать трудности, добиваться результата.

В формировании трудовых навыков важен единый подход со стороны педагогического коллектива, единство требований.

При обучении детей трудовым навыкам всюду должен быть введен целесообразный и четкий, не требующий лишних движений и затраты энергии порядок. Беспорядочное разбрасывание вещей, одежды, отсутствие системы и последовательности в требованиях приводят к появлению неаккуратности, снижают организованность детей, лишают их возможности упражняться в том или ином навыке.

Таким образом, в системе трудового воспитания детей  дошкольного возраста с отклонениями в развитии  есть много общих методических приемов, общих требований, которые воспитателю следует соблюдать. Но в этой работе и много своеобразного, специфического, обусловленного особенностями личности дошкольников. Поэтому, используя общие требования, методы педагогического руководства, взрослый должен непременно заботиться о выборе таких приемов, которые позволят наиболее эффективно решать задачу формирования трудовых навыков у дошкольников имеющих отклонения в развитии.

  1. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

В олигофренопсихологии и олигофренопедагогике всегда придавалось и придается большое значение трудовому воспитанию умственно отсталых дошкольников, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Своеобразие их психики и деятельности вызывает необходимость в специальной организации трудового воспитания и применении особых педагогических приемов. Весь процесс трудового воспитания органически связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития детей, способный  продвинуть умственно отсталых детей в общем развитии и, в частности, сформировать у них элементарные способы логического мышления.

По мере овладения определенными трудовыми приемами старшие дошкольники учатся действовать целенаправленно и руководствоваться общественными мотивами деятельности. Все это, разумеется, способствует развитию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей.

Формирование элементов трудовой деятельности осуществляется на специальных занятиях и в быту, и ведется в двух направлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни всего общества, воспитывают уважение к труду взрослых. С другой стороны, трудовое воспитание ведется при организации практической деятельности детей — при формировании навыков самообслуживания, на занятиях: по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

Детей специально знакомят с разными профессиями взрослых. Им не только рассказывают, но и показывают, как они трудятся: сначала в ближайшем окружении, в повседневной жизни (вот трудится няня, дворник, воспитатель, повар, врач). Затем детей знакомят с тем, как трудятся взрослые за пределами дошкольного учреждения. Детей ведут на стройку, в ателье, на почту, в магазин, в школу. При этом каждый раз объясняют, какое значение для всех людей имеет труд каждого. Такое ознакомление с трудом, с его социальной значимостью нужно проводить с детьми систематически.

Формирование представлений о труде взрослых проводится также в процессе ознакомления детей с художественными произведениями — со сказками, рассказами, стихами, с иллюстрациями к этим произведениям, а в старших группах и со специальными диафильмами, рассказывающими о разных профессиях. Представления уточняются с помощью дидактических игр, например, «Кому что нужно?» (подбор картинок с изображением средств труда к изображению людей разных профессий), «Кого позвать на помощь?» и др.

Наряду с формированием представлений о труде взрослых проводится организация трудовой деятельности самих детей. Немаловажное значение имеет выработка у детей-олигофренов правильных гигиенических привычек, умения принимать необходимую рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя, соответственно чередовать рабочие движения с паузами. На первых годах обучения особое место уделяется привитию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Эти навыки формируются на специальных занятиях и закрепляются во время всех режимных моментов. Механизм их формирования весьма сложен, так как их усвоение требует определенного уровня развития внимания, подражания, восприятия, поэтому этот раздел трудового воспитания не теряет своего значения до конца пребывания детей в дошкольном учреждении. Если обучение навыкам самообслуживания проводится правильно, с учетом особенностей развития моторики, восприятия, внимания детей, то эти занятия способствуют также формированию у детей положительного отношения к труду, желания трудиться, умения преодолевать посильные трудности, т. е. всех тех качеств, которые необходимы для дальнейшего трудового воспитания и обучения.

Трудовое обучение осуществляется также на специальных занятиях по ручному труду, на которых дети выполняют различные поделки. На этих занятиях необходимо, помимо навыков ручного труда, создавать у детей интерес и уважение к результату своего труда. Для этого результат труда нужно выделить и сделать значимым для детей. На занятиях по ручному труду дети изготавливают поделки, которые могут служить атрибутами для, игры, средством украшения группы, подарком для младших детей или взрослых и т.п. Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными. В процессе создания коллективных поделок дети учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, результат своего труда с результатами труда своих сверстников, что составляет одну из основных сторон культуры труда.

Хозяйственно-бытовой труд вводится в специальном дошкольном учреждении на втором году обучения. Вначале он носит несложный характер — дети выполняют отдельные поручения (поливают цветы, расставляют пособия, раздают ложки перед едой и т.п.). Постепенно трудовые поручения усложняются. С третьего года обучения проводятся специальные занятия по формированию навыков хозяйственно-бытового труда и систематические дежурства детей. Дети под руководством воспитателя проводят уборку кукольного уголка, стирают кукольное белье, учатся вытирать пыль, чистить обувь и др. Следующим видом трудовой деятельности умственно отсталых дошкольников является труд в природе. Дети ухаживают за растениями и животными в группе, трудятся на участке дошкольного учреждения, приобретают определенные навыки и умения, овладевают предметными и орудийными действиями, что, в свою очередь, способствует развитию восприятия и наглядного мышления.

В процессе трудовых заданий дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают формированию детей словесной регуляции деятельности.

В труде — также мы находим большие возможности для того чтобы учить детей планировать свои действия — что будет сделано сначала, что потом, осмысливать значение последовательности действий для достижения конечного результата, к старшему дошкольному возрасту это позволяет добиться появления элементов самоконтроля.

Необходимость трудиться сообща приводит к тому, что дети начинают ощущать себя членами коллектива, рассматривать свой труд как часть общего труда, гордиться своим вкладом в общий результат. На этой основе может быть сформировано не только уважение к результату своего и общего труда, но и элементы самооценки.

Коллективный труд представляет прекрасную основу для воспитания взаимопомощи и отзывчивости и для организации поведения детей в целом.

Существенный недостаток их трудовой деятельности состоит в неумении самостоятельно, без помощи воспитателя, справиться с поставленной трудовой задачей. Этот недостаток обусловлен не только особенностями их психической деятельности, но и недооценкой воспитателем важности воспитания самостоятельности в процессе трудового обучения. Большое внимание на занятиях труда воспитатель уделяет развитию у детей ритма и темпа деятельности. Это необходимо для того, чтобы они были в состоянии правильно выполнять важные трудовые операции.

Осуществляя необходимые мероприятия по охране труда детей, воспитатели специальных ДОУ в то же время не забывают и о том, чтобы их закалять, вырабатывать способность к трудовым усилиям и выносливость.

Умственно отсталые дошкольники скорее устают, чем нормально развивающиеся, в течение дня работоспособность снижается. Воспитателю приходится считаться с низкой работоспособностью детей, так как переутомление приводит не только к нарушениям деятельности организма, но и к психическим нарушениям: ухудшению процессов восприятия, мышления, внимания. Переутомление снижает общую активность детей, нарушает самоконтроль и волевые процессы. Большую роль в повышении работоспособности детей играет их положительное отношение к работе, проявляемый к ней интерес.

У детей-олигофренов усвоение трудовых знаний, навыков и умений и применение их на практике, а также их перенос в новые условия затруднены из-за недостаточного развития интеллектуальных умений и навыков, формирующихся на основе обобщения. Поэтому усваиваемый в данный момент материал оказывается не включенным в общую систему знаний. Следует также указать на то, что умственно отсталые старшие дошкольники затрудняются переносить ранее усвоенный опыт в новые условия из-за недоразвитости у них пространственных представлений.

Необходимое условие успешного обучения старших дошкольников труду — систематическое изучение их индивидуальных особенностей.

Общее недоразвитие психики умственно отсталых дошкольников, выражающееся в нарушении познавательной деятельности, ее структуры и мотивации, сказывается отрицательно на отношении к трудовой деятельности, в процессе которой они своеобразно не только воспринимают, запоминают, мыслят, воображают и т. д., но и относятся к выполняемым трудовым заданиям. Для того чтобы подготовить старших дошкольников с нарушениями интеллекта к трудовой деятельности, необходима систематическая и напряженная работа воспитателя по формированию правильного отношения к труду.

Воспитательный эффект особенно велик тогда, когда сами дошкольники принимают участие в организации трудового процесса и в оценке полученных результатов. Необходимо так организовать воспитательный процесс, чтобы их внимание было направлено не только на отдельные действия и операции, но и на выполнение задания, удовлетворяющего определенным требованиям. Таким образом, подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию старших дошкольников с нарушениями интеллекта в общество, способствует в будущем улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет возможность, наряду со всеми членами общества, жить полноценной активной жизнью.

  1. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности своего ребенка, стремятся оградить его от всяческих домашних дел, проблем, забот. Часто такая позиция добавляет к физической инвалидности инвалидность социальную, нравственную. Ребенок чувствует свое особое положение, свою отстраненность от проблем семьи. Социальная роль инвалида, о котором обязаны заботиться, ухаживать, оберегать от трудностей, становится его человеческой сущностью.

Глухие и слабослышащие дети, поступающие в дошкольные учреждения, как правило, не владеют элементарными навыками самообслуживания, оказываются беспомощными в различных бытовых ситуациях. В некоторой степени это связано с физической  ослабленностью,  моторной неловкостью детей, но часто бывает обусловлено повышенной опекой их со стороны родителей: стремлением заменить (вследствие трудностей общения) доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными. При правильной организации трудовой деятельности дошкольников она может иметь достаточно развитые формы, быть средством всестороннего развития детей с нарушениями слуха.

Среди главных задач трудового воспитания детей с нарушениями слуха следует отметить, во-первых, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

Во-вторых, очень важно  развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по ручному труду. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов с умением ими пользоваться, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.

В-третьих, большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду. Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты.

Общественно-социальное значение труда детей с нарушениями слуха связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

Труд в дошкольном возрасте имеет большое значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Для детей с нарушениями слуха условия осуществления трудовой деятельности создают возможности для речевого развития, так как практические действия способствуют усвоению значений слов, необходимых для обозначения инструментов, материалов (картон, ткань, игла); объектов труда (коробочка, закладка); определения последовательности действий (сначала наметим, а потом пришьем пуговицы). В коллективной трудовой деятельности создаются условия для общения детей, усвоения основных типов коммуникативных высказываний в связи с выполнением различных практических действий. Дети учатся понимать и выполнять трудовые поручения («Вытри пыль», «Вымой листья», «Собери игрушки»). Начиная со средней группы, они учатся сообщать о выполненных действиях («Я полил цветы», «Я собрала игрушки»).

Трудовая деятельность детей генетически связана с предметной и игровой. У младших дошкольников подражание трудовым действиям взрослых происходит в игре, когда детей привлекает не достижение результата, а непосредственно действие, связанное с игрой. К старшему дошкольному возрасту трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение. Для детей становятся интересны и доступны мотивы труда, они могут определять цели выполнения трудовых действий, владеют способами их достижения. При этом в некоторых случаях труд начинает обслуживать игру: дети изготавливают коврики для продажи их в магазине или для украшения квартиры, пекут печенье для угощения гостей и др. К концу дошкольного периода трудовая деятельность полностью обособляется от игры, что является следствием становления основных компонентов трудовой деятельности, овладения ребенком трудовыми процессами.

Развитие трудовой деятельности в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха происходит при организации различных режимных моментов, на прогулках, в связи с другими видами детской деятельности, и прежде всего игрой, на специальных занятиях, которые предусмотрены учебным планом с младшей группы, а также в семье.

Первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом, основной особенностью которого является направленность на себя, а результатом — умение обслужить себя. Начиная, с пред ошкольного возраста детей учат соблюдать правила гигиены, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетными принадлежностями.

Культурно-гигиенические навыки формируются в течение всего дошкольного периода. Их сформированность является в дальнейшем одним из условий готовности ребенка к школе. Эти навыки развиваются в семье и в детском саду. Приучение детей раннего и дошкольного возраста к самообслуживанию — длительный процесс, требующий со стороны взрослых систематического воспитания навыков, учета особенностей моторного и познавательного развития детей с нарушениями слуха. Большое значение имеет предъявление одинаковых требований со стороны всех взрослых к умению ребенка следить за собой, обслуживать себя. В процессе формирования навыков самообслуживания на каждом этапе обучения дети овладевают приемами самообслуживания в одевании и раздевании, умении следить за чистотой тела и опрятностью одежды, приеме пищи и поведении во время еды. Помимо трудовых умений у детей развиваются такие качества, как аккуратность, самостоятельность, желание и умение помогать друг другу. Складываются и некоторые коммуникативные умения: обратиться за помощью к взрослым или другому ребенку, поблагодарить, рассказать или отчитаться о сделанном.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе и классе, дома, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, провести уборку в группе, подготовить класс к занятиям и др.). Особенностью этого вида труда является его общественная направленность, так как он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается со средней группы и осуществляется как посильная помощь воспитателям, няне, сурдопедагогу. Дети помогают собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и убирать посуду, раздавать дидактический материал перед занятиями и др. Приучают детей к хозяйственно-бытовому труду также дежурства в столовой и по подготовке к занятиям.

Труд в природе связан с наличием у детей представлений о растениях и животных, с пониманием необходимости ухода за ними. В условиях детского сада дети учатся кормить животных, чистить их клетки, ухаживать за растениями, расчищать снег, собирать листья и др. В процессе труда в природе дошкольники приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопатой, лейкой и т. д.). Труд в природе имеет огромное значение для экологического воспитания детей.

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Воспитатели используют совместные формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше.

Ручной труд вводится на третьем году обучения. Этот вид труда требует владения ножницами, клеем, бумагой, иглой и другими инструментами. Они изготавливают игрушки, мебель для кукол, флажки для украшения помещения и др. Изготовление различных вещей приучает детей анализировать свойства материалов, способы использования различных инструментов, выделять и сравнивать части предметов, обсуждать последовательность их изготовления, что создает условия для развития восприятия, мышления, образной памяти. Этот вид труда наиболее близок к предметно-практической деятельности в школе глухих, в процессе ручного труда создаются предпосылки для перехода к этому виду уроков.

Основными методами трудового воспитания служат: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции.

Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с нарушениями слуха, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформированной у детей различных трудовых умений и навыков.

Другое важное направление — ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам. Эти два направления трудового воспитания детей реализуются комплексно, так как они тесно связаны.

Ознакомление с трудом взрослых в условиях дошкольного учреждения начинается с организации наблюдений за трудом таких близких детям людей, как няня, воспитатель. Воспитатели подчеркивают значение этой работы, обращают внимание на инструменты и предметы, как люди пользуются ими; учат детей подражать действиям взрослых, имитировать их в играх. Организуют экскурсии по детскому саду: на кухню, в медицинский кабинет, в прачечную. Дети знакомятся с поваром, медсестрой, дворником, наблюдают за их действиями. Для обогащения и уточнения материалов наблюдений используются беседы, рассматривание картинок, просмотр диафильмов, в процессе которых уточняются названия наиболее простых профессий, характерные действия, необходимые для их выполнения инструменты.

В старшем дошкольном возрасте ознакомление с трудом взрослых носит более систематический характер и связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Этому способствуют беседы, рисование по результатам экскурсий, подготовка альбомов, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д. Важным средством активизации сформированных представлений и знаний о деятельности представителей разных профессий является организация сюжетно-ролевых игр, в которых дети выступают в различных ролях, что отражает понимание ими деятельности людей. В процессе всей работы по ознакомлению с трудом взрослых педагоги акцентируют внимание на результатах труда, его значимости для людей. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.

  1. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями зрения.

Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения поражения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения. Особое место занимают продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения  являются:

  1. ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
  2. обучение простейшим трудовых умений и навыков;
  3. воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
  4.  воспитание общественно направленных мотивов труда.

В условия зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за изменений опеки взрослых у детей слепых и слабовидящих уже с раннего возраста притупляется естественное стремление  к трудовой деятельности на благо других, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим.
В результате у таких детей позднее формируется навыки самообслуживания, страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировке. У детей с нарушениями зрения отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т.д. Трудовое воспитание целесообразно осуществлять, опираясь на потенциальные возможности слепых и слабовидящих детей и складывающиеся у них процессы компенсации зрительного дефекта. Основным является формирование самостоятельности.

Самообслуживание включает заботу о чистоте своего тела, одежды, внутреннюю потребность соблюдать гигиенические правила.
Тифлопедагогами разработана специальная методика обучения самообслуживанию.
Основным методическим приемом формирования навыков самообслуживания является показ выполнения каждого элементарного действия в его последовательности. («Я буду мыть руки. Сначала заверну рукава, потом смочу руки, намылю мылом и т.д.»)
Коррекция трудовых действий осуществляется в процессе режимных моментов. Педагог сначала помогает, сопровождая «помощь» объяснением, позднее все большую самостоятельность обретает ребенок.
Особое значение при обучении имеет согласованность педагогов и родителей по отношению к ребенку со стороны взрослых.
Только многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности при активном участии ребенка достигает успеха.
Целесообразно в целях повышения интереса  к самообслуживанию использовать следующие приемы: песочные часы или будильник в качестве стимулятора, организация общения с 6-7 летних детей с 3-4 летними, нуждающихся.

С помощью первого приема формируются более быстрые темпы трудовой деятельности, а благодаря общению старшие дети приобретают навыки оказания помощи младшим.

Дальнейшему закреплению и автоматизации трудовых навыков будет способствовать участие детей в хозяйственно-бытовом труде.
Успешнее процесс научения будет протекать при оречевлении плана предстоящей деятельности сначала педагогом, а потом ребенком («Сейчас мы делаем уют в домике попугайчика, поменяем мутную воду и т.д.»).

Для формирования у слепого ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой («хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее накроем столы»).

Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд в природе. Не все виды труда в природе доступны слепому, а также ребенку с остаточным зрением (прополка, окучивание растений).
Однако есть вполне доступные трудовые процессы для слепых и слабовидящих детей:

  • посильное участие в перекопке земли, разбивание грядок и клумб, посев крупных семян высадка рассады;
  • подготовка корма для кормления зимующих птиц;
  • подкармливание птиц зимой;
  • уход за комнатными животными;
  • уход за растениями.

Начинать коррекционно-воспитательную работу по приобщению к труду детей с глубоким нарушением зрения необходимо со знакомства с орудиями труда и объяснения способа действия с ними. Каждый ребенок привлекается к обследованию предметов, с которыми ему предстоит действовать.
При наличии определенных трудовых навыков слепых и слабовидящих детей можно привлечь их к выполнению коллективных поручений (уборка участка природы).

Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различным материалов (конструирование, лепка, аппликация).

Учитывая, что при обучении и воспитании детей с нарушениями зрения необходим комплексный подход, важно говорить обо всех видах деятельности данной категории детей - это трудовая деятельность, изобразительная, художественно – эстетическая, познавательная, физическая деятельность.

Проф. ориентация осуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого воспитанника, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. Первоначальное трудовое обучение осуществляется в начальных классах.

  1. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями ОДА.

В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Организация трудовой деятельности дошкольников с ДЦП специфична.  Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы.

В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни.  Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т.д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса — так называемая вторичная апраксия. Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать: наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса - так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними (открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер). Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности.

Трудовая деятельность рассматривается как мощный источник нравственного развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность.

Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.

Заключение.

В дошкольном возрасте огромное  значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности.

Стоящая перед массовыми дошкольными учреждениями задача трудового воспитания детей не менее важна и для специальных дошкольных учреждений. Коррекционная работа в специализированном ДОУ не просто добавление к воспитательному процессу. Она пронизывает весь педагогический процесс, выступает его неотъемлемой частью. Прежде всего, она выполняет подготовительную функцию, создает необходимые предпосылки для формирования у старших дошкольников готовности к сознательному усвоению знаний и целенаправленной деятельности. А затем через развитие правильного отношения к труду и потребности выполнять отдельные действия и операции в соответствии с поставленной целью и  ведет к формированию мотивов труда и целенаправленных способов деятельности.

Однако наряду с общими задачами специальные детские сады имеют еще свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития  дошкольников с отклонениями в развитии.

Овладение навыками самообслуживания обеспечивает детям известную бытовую самостоятельность — ребенок без помощи взрослого может одеться, раздеться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. В дальнейшем детей учат посильному бытовому труду, уборке игрового уголка, дежурству по столовой и в уголке природы, уходу за животными, труду на участке и т.д. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий.

Воспитание трудовых навыков проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях. Во всех видах труда дети приобретают определенные навыки и умения, овладевают предметными и орудийными действиями, что, в свою очередь, способствует развитию восприятия и мышления. Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим

В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.

Изучение  развития детей с отклонениями в развитии  на этапе дошкольного детства показало его непосредственную связь с уровнем овладения различными сторонами деятельности. Таким образом, овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка общественно значимыми.

 

Литература

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
  2. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. - М., 2003.
  3. Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и спец.психология»– М.:ООО «Аспект»,2005.-448с.
  4. Дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1984.
  5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990.
  6. Лебединский В.И. Нарушения психического развития у детей. М.: Педагогика, 1978.
  7. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб. , 2001.
  9. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990.
  10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педвузов. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.-208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.

Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование  развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

Хезмәт эшчәнлеген оештыру процессында балаларның танып белү активлыгын үстерү / Развитие познавательной активности в процессе организации трудовой деятельности дошкольников

Хезмәт эшчәнлеген оештырганда, тәрбияче, балаларның төрле яклап үсешен тәэмин итә, үз көчләренә ышанырга, тормышта һәрвакыт кирәкле осталык һәм күнекмәләр формалаштырырга булыша, җаваплылык һәм мөстәк...

развитие трудовой деятельности дошкольников

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой,...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника»

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педа­гогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания...

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это...