Сенсорное воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Фадеенко Анна Геннадьевна

комплексное интегрированное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Радуга» 2015г

Тема: Дидактическая игра как традиционное  комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста

Номинация: Традиционное комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста

Выполнила:

Фадеенко Анна Геннадьевна

Кемерово,2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Конспект комплексного занятия по сенсорному воспитанию и развитию детей…………………………………….………………………………………….4

Список  литературы…………………………………………………...……..8

Фото отчет………………………………………………………

Введение

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Конспект комплексного занятия

по сенсорному воспитанию и развитию детей

Тема: «Путешествие в страну цветных фигур»

Цели: 1. Закрепить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник.

 2. Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению, сопоставлять формы предметов с геометрическими образами.

3. Закреплять знание у детей цвета и формы предметов.

4. Способствовать развитию образного мышления, памяти, восприятия, воображения.

5. Воспитывать у детей любознательность, обогащать опыт ориентировки в окружающем мире.

Ход занятия.

        В: Сегодня мы отправимся в путешествие в страну цветных фигур. С некоторыми жителями этой страны мы уже знакомы. Они уже ждут нас в гости и приготовили нам интересные игры и задания. А поедем мы на поезде. ( Дети проходят круг выстроившись «паровозиком». Останавливаются у первой «станции»).

Станция «Солнышко»

        В: Мы прибыли в гости к Солнышку. (В центре ковра лежит жёлтый обруч, лучи из ленточек).

        В: Какой формы наше солнце? А какого  цвета?  Давайте тоже встанем в круг и поиграем с солнышком. (Дети играют в игру «Карусель»)

Станция «Соотнеси по форме»        

В: Отправляемся дальше. Ой ,ребята, посмотрите! На этой станции был сильный ураган, который перепутал все предметы. (На полу лежат предметы, похожие на геометрические фигуры и корзинки с соответствующими фигурами.) Давайте наведём порядок. (Детям предлагается соотнести предметы с фигурами по форме и разложить их по корзинкам.В процессе выполнения задания уточняются цвет и форма предметов).

        В: Жители этого города очень благодарны нам за помощь. Каждый из них вернулся в свой домик. А нам пора.

Станция «Цветной мост»

На полу выложен мостик из цветных кирпичиков.

В: Дети, нам надо перебраться на другой берег по мосту. Но мостик заколдовала фея красок. Переходя по нему, надо наступать строго на определённые цвета – зелёный и красный. Если наступить на кирпич другого цвета, мост сломается!  

Дети осторожно переходят мост. Воспитатель помогает, при затруднении подсказывает нужный кирпичик.

Станция «Спортивная»

В: Мы прибыли на станцию «Спортивная». Посмотрите, что же это за игрушки тут лежат? (Кубики) Давайте немного поиграем с кубиками!

Качели для кубика (поднимание и опускание кубика в ладонях вверх, вниз).

Перепрыгивание кубика (с плеча на плечо, с коленки на коленку, с носка на носок).

Карусель для кубика (вращение вокруг туловища).

В: А теперь давайте уроним кубики. Покатились?(Нет.) Почему? (Ответы детей.) Потому, что у кубика есть уголки. Покажите пальчиками уголки. Острые! А еще есть ребра. Погладьте их пальчиками.

Кубик я в руках кручу,

Покатать его хочу.

Кубик не катается,

Он сопротивляется,

Углами упирается!

Станция «Весёлые палочки»

В: С кубиком мы поиграли, давайте поиграем с палочками. Занимайте места за столом. Перед вами лежат палочки. Назовите цвета? Я предлагаю из этих палочек выложить знакомые нам фигурки. А как сделать большие фигуры. Попробуйте сделать из них круг. Почему не получается?  Верно, у круга совсем нет углов, а палочки не гнутся.

В: С помощью чего можно выложить круг? Верно, с помощью шнурка или верёвки. Давайте попробуем? Почему круги получились разные по размеру? Да. Размер круга зависит от длины шнурка. Чем короче шнурок, тем меньше круг и наоборот.

Станция «Праздничная»

        В: Ребята, мы прибыли на праздник. Сегодня у наших фигур (круг, квадрат, треугольник) День Рождения. Они просят нас украсить для них торт. Но украшать торт можно только теми фигурами, которые сегодня отмечают праздник. Назовите их. А  цвета можно использовать любые. (Дети украшают торты, нарисованные на бумаге фигурками из цветной бумаги.)

Станция «Волшебный мешочек»

        В: Торт для наших друзей мы сделали, можно и поиграть. Мы сейчас будем из «Волшебного мешочка» доставать друзей – гостей для наших именинников. Смотреть в мешок нельзя, определить фигуру надо только с помощью рук.

Воспитатель кладёт на стол фигуру,  предлагает детям на ощупь из мешка достать такую же фигурку. После этого ребёнок называет её, определяет цвет и сравнивает по размеру с образцом.

Итог занятия.

        В: Сегодня мы побывали в гостях у геометрических фигур. Мы научились различать фигуры по форме, определять  цвет и сравнивать их между собой по размеру.

Список  литературы

1. Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста». М., Медицина, 1977. – 303 с.

2. Кузнецова Л.В., Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др «Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений»; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

3. Мусейибова Т. «Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста» Дошкольное воспитание. -1970. - №3, 36-41 с.

4. Мусейибова Т. «Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание» - 1992. -№2. -С. 48-55.

5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», М, Просвещение, М, 2006 - 143 с.

10. Пилюгина Э.Г, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 2009 г.

13. Усова А.П., Запорожец А.В. «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника» — В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005, с. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста

комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста...

Значение сенсорного воспитания для развития детей младшего дошкольного возраста.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее...

Сенсорное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста

В дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. В статье рассматривается актуальность и роль сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возра...

Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего дошкольного возраста

Данный материал содержит консультацию для родителей по теме "Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего дошкольного возраста"...

Значение сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему «значение сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста»...