Значение сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Владимирова Алёна Ильинична

Статья на тему «значение сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensorika_novaya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

М.К. АММОСОВА»

Педагогический институт

Статья на тему «значение сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила студентка З-БА ПиППО-17

Попова Алёна Ильинична

Научный руководитель: Дмитриева Степанида Николаевна

Доцент кафедры «Социальная педагогика» ПИ, к.п.н.

Якутск 2022 год

Как известно, сенсорное развитие детей имеет направленность на формирование полноценного восприятия детьми окружающей действительности, а также является основой для познания мира и самой первой его ступенью является чувственный опыт. В значительной степени успешность, как умственного, так и физического и эстетического воспитания ребенка зависит от уровня его сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно он может слышать, видеть, осязать окружающее.

Проблема сенсорного развития дошкольников на всех этапах развития истории дошкольной психологии и педагогики занимала главное, центральное место. Видные ученые дошкольной психологии и педагогики, такие как Я.А. Коменский, М. Монтессори, Ф.О. Фребель, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина и ряд других утверждали, что сенсорное воспитание, которое направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из главных сторон в дошкольном воспитании. Они разрабатывали самые разнообразные дидактические упражнения и игры по ознакомлению ребёнка со свойствами признаков и предметов.

Сенсорное воспитание – это основа умственного развития, и, как следствие, основа эстетического воспитания. В результате сенсорного воспитания формируется переход от чувственного к рациональному познанию, от простого восприятия к умению мыслить, формируется фундамент последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

Процесс ощущения является одним из первых, важных источников получения информации об окружающем внешнем мире и своем теле. Рассматривая ощущения, можно выделить четыре вида:

 слышать, ощущать звук - слуховые ощущения;

 почувствовать запах - обоняние;

 ощущение четырех вкусовых констант: кислое, сладкое, соленое, горькое, остальные вкусовые ощущения.

Как отмечено выше, ощущения – это первичное познание, за ним идет восприятие. Восприятие отражает предметы и происходящие явления в определенной комбинации, последовательности при непосредственном воздействии на организм и на органы чувств. Этим воздействием восприятие отличается от ощущения.

Сенсорное воспитание невозможно без развития анализаторов у ребёнка. Это значит научить малыша умению обследовать предметы (такие обследовательские действия в психологии называются перцептивными). Одной из основных задач сенсорного воспитания является формирование навыков сравнения, синтезирования, обобщения, развития мысли и представления о предмете через его непосредственное, близкое восприятие.

Задачи сенсорного развития детей в дошкольном возрасте:

  • формирование хороших условий для общего развития ребёнка;
  • содействие развитию сенсорной и психомоторной среды у деток путём познания мира, цветов и оттенков, а также величин различных предметов подбор эффективных игр, упражнений, занятий по общему развитию;
  •  привлечение пап и мам к процессу развития;
  • задействование иллюстрированных учебников;
  • создание сенсомоторного уголка в учебной дошкольной группе;
  • составление картотеки игр по общему воспитанию.

Освоение сенсорных эталонов детьми является важным элементом сенсорного воспитания. Это необходимо для целенонаправленности и гармонизации данного процесса с помощью обобщенного опыта человечества по сенсорным знаниям. Следует отметить разнообразие свойств предметов, но все же выделяются более значимые сенсорные эталоны, именно их необходимо освоить дошкольникам: система мер веса; система мер длины; система направлений; система геометрических фигур; система цвета; система величины; система звуков; система запахов; система фактуры.

Несомненно, процесс усвоения этих сенсорных эталонов достаточно долгий. Тем не менее, при усвоении данных эталонов происходит развитие ребенка во всех направлениях, самое важное у ребенка развивается речь и происходит умственное развитие. Важную роль здесь играет общественный опыт. Культурные навыки ребёнка формируются посредством освоения общественного опыта. Это является свидетельством того, что процессе, включающем в себя формирование потребностей и способностей ребёнка как целостной личности, достаточно глубок.

Значение сенсорного развития детей раннего возраста неоспоримо и заключается в следующем:

 необходимая основа для развития интеллекта;

 при взаимодействии с внешним миром происходит процесс упорядочения представления о внешнем мире;

 способствует развитию наблюдательности, внимания, мышления, воображения;

 формирует способность познать и применить на практике различные способы обследования предметов;

 способствует усвоению сенсорных эталонов.

Усвоение сенсорных эталонов – процесс, происходящий сложно и длительно, так как ребёнок должен научиться узнавать и запомнить таким образом, чтобы сформировалось четкое представление о каждом свойстве, самое важное научиться пользоваться полученными знаниями и представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности. В течение длительного времени происходит умение ребенка пользоваться сенсорными эталонами, как способами восприятия окружающего, и этот период имеет свои определенные отрезки времени.

Предэталонный этап – используется образец одного предмета при восприятии другого. В данном случае происходит приготовление для дальнейшего усвоения сенсорных эталонов. Именно свойства предметов, а не сами предметы выступают в качестве образцов. Это происходит весьма успешно у детей младшего возраста, то есть определенная характеристика формы предмета выступает в качестве сравнения для другого предмета (лёгкий – тяжелый).

Систематизация эталонов у детей на данном этапе начинает происходить, когда ребёнок владеет несколькими сенсорными эталонами. В данном случае доступны все сравнительные характеристики предметов начиная от цвета, формы заканчивая величиной.

Процесс усвоения детьми дошкольного возраста начинается с ознакомления геометрии и цвета фигуры. Это происходит в результате разных видов продуктивной деятельности ребёнка: рисования, конструирования, лепки.

То есть происходит определенное обследование предметов на цвет, форму, размерность величине и прочих свойств, что в результате приведет к формированию образца. Способность использовать общепринятые сенсорные эталоны возникает у детей с трех лет. При восприятии цвета сенсорными эталонами выступают спектральные цвета, так называемые хроматические и ахроматические цвета – белый, серый, черный.

Известно, что, строгая последовательность спектра зависит от длины световой волны: вначале идет красный и от него через световую волну цвет доходит до фиолетового. Оттенок цвета получается в результате смешения двух рядом расположенных цветов, промежуточный цвет получается в результате смешения цветов, расположенных не подряд. Хроматические цвета делятся на две группы – теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Любой цвет, расположенный в спектре, имеет свою насыщенность и теплоту.

Светлота – это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты. В первую очередь происходит формирование у ребенка представлений о белом, черном, храматических цветах, формируются условия для запоминания названий цветов. Рекомендуется вначале вводить шесть цветов, исключая при этом голубой, так как даже взрослый человек любой более светлый оттенок синего может назвать голубым. Поэтому голубой цвет детьми усваивается с трудом.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Здесь предполагается знакомство с такими формами как круг, овал, треугольник, квадрат. Более позже может быть добавлена трапеция. В тоже время в отличии от математических представлений целью сенсорного воспитания является умение узнать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т.п.).

Вопрос использование плоскостных и объемных геометрических фигур имеет достаточно важное значение при обучении детей использования плоскостных фигур в качестве эталонов. Плоскостные фигуры в отличие от объемных, позволяют дать оценку формы предмета, отметить его контур, что является наиболее существенным для восприятия формы предмета. В частности, такая фигура как круг позволяет отразить особенности формы мячика или шара. Это в свою очередь дает возможность использовать данное восприятие в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Если вводить в деятельность, ознакомление ребенка объемных фигур, это может запутать, сбить с мысли.

Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребёнка. От того, как хорошо ребёнок воспринимает на слух, зрительно отображает, осязает окружающее, насколько точно он может использовать полученную информацию, настолько более верно он сможет объяснить это словесно, то есть использовать в своей речи.

Сенсорное воспитание отражает развитие всех видов восприятия ребенка: зрительного, слухового, тактильного. На основе восприятия формируются представления о свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д., то есть происходит работа по усвоению сенсорных эталонов.

Итак, в дошкольный период у детей активно развиваются органы чувств, с помощью развывшегося образно-наглядного мышления они получают информацию о том, что их окружает, познают форму предметов и их свойства. Именно для совершенствования этих навыков в процессе воспитания отдельно выделяется сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений. Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно. Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребёнку совершать успешную психологическую деятельность.

Список использованной литературы

  1. Алимова, С.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] / С.В.Алимова, О.В.Юдаева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Международной научной конференции. – Челябинск, 2016. – С. 240 с.
  2. Амет-Уста, З.Р. Сенсомоторное развитие детей как важная задача дошкольного образования [Текст] / З.Р.Амет-Уста, В.Н.Ткаченко // Форум молодых ученых.- 2018. - № 4(20). – 300 с.
  3. Балашова, Э.Б. Современный взгляд на формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста [Текст] / Э.Б.Балашова, Ю.М.Васина // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XV ежегодной Всероссийской (с международным участием) научнопрактической конференции. – Иркутск, 2016. – С. 74-78.
  4. Бахметьева, Н.А. Роль сенсорных эталонов цвета в познавательном развитии детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А.Бахметьева // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы 65 развития: сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции: в 2 частях. – Нижний Новгород, 2018. – 150 с.
  5. Свистунова-Болотова И.С. Игровые технологии как средство сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях ДОУ // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 28. – С. 158-161.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста

комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста...

Сенсорное воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста

комплексное интегрированное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста...

Мастер-класс для детей и родителей: "Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста"

Подборка игр по сенсорному развитию для занятий на досуге родителей с детьми. ...

Значение сенсорного воспитания для развития детей младшего дошкольного возраста.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее...

Сенсорное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста

В дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. В статье рассматривается актуальность и роль сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возра...

Конспект игровой образовательной ситуации по сенсорному воспитанию в группе детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие»  Тема: « Кошкины помощники»Цель: продолжать формировать сенсорное развитие.Задачи: Образовательная: продолжать формирова...