программа дополнительного образования художественной направленности "Театр"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Белякова Елена Викторовна

модифицированная программа художественной направленности  предназначена для дополнительной образовательной деятельности в ДОУ,  для развития творческих способностей детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная образовательная программа ориентирована на всестороннее развитие  личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает современным передовым взглядам  на содержание и организацию театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

        В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе Т.И. Бабаевой «Детство» линия творчества. Побудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность  помогает программа Н.Ф. Сорокиной «Театр — Творчество — Дети» по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства.

        Преимущество в программе отдаётся игре как основному методу обучения дошкольников. В программе используются  дидактические, развивающие, пальчиковые игры, театрализованные развлечения, имитационные и интонационные упражнения, мимические и пантомимические этюды. Дети учатся  речевому творчеству и актёрскому мастерству. Таким образом, программа помогает всесторонне развивать ребёнка и подготовить его к школе.

        

         Отличительные особенности.  В программе  систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.  

        Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

        Цель программы: Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.                

        Основные задачи:

  1. Последовательно приобщать детей всех возрастных групп  к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с разными видами театра).
  2. Развивать творческую активность детей в театральной деятельности.
  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
  4. Обеспечить взаимосвязь театральной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

        

        Структура программы

        Программа состоит из трех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 3 до 4 лет; от 4 до 5; от 5 до 6).  

        В программе выделено два типа задач:

  • первый тип — это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
  • второй тип — это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

        

        Сроки реализации программы:

        Программа рассчитана на три года обучения.

        На первом этапе обучения (младший дошкольный возраст) у детей формируют простейшие образно – речевые умения.

                На втором этапе обучения (средний дошкольный возраст)  дети обучаются элементам художественно – образных выразительных средств.  

        На третьем этапе обучения (старший дошкольный возраст) у детей совершенствуют художественно – образные исполнительские умения.

        

Формы и режимы НОД:

        НОД проводятся по подгруппам,  один раз в неделю. Продолжительность НОД:  в младшей группе – не более  15 мин., в средней группе – не более  20 мин., в старшей группе  –  не более 25 минут. В структуру каждого НОД предусмотрен перерыв продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию.

        Ожидаемые результаты:

В конце изучаемого курса дети  проявляют любознательность, стремятся к познанию нового, легко усваивают новую информацию и новые способы действия, у детей развито ассоциативное мышление. Дети активны,  легко общаются, настойчивы в своих целях,   развит  интеллект, эмоциональны при проигрывании ролей.  Становятся более раскрепощёнными, общительными; четко формулируют свои мысли и излагают их публично. В общении импровизируют  по средствам мимики, выразительных движений и интонации.                                                                                                          

        Формы подведения итогов: 

  • Организация разнообразных форм детской деятельности: открытые показы театральных сказок, для родителей и младших детей; театрализованные игры.
  • Разработка и изготовление дидактических игр.
  • Консультации для родителей.
  • Привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций.
  • Выступление перед малышами и родителями.

Учебный план первый год обучения

Для детей 3-4 лет

Тема

Количество часов

1

Знакомство с театром

«Знакомство» (диагностика)

«Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?» (диагностика)

«Пойми меня»

«Язык  жестов»

4 часа

2

Сказка «Репка»

«Чтение пьесы Л.Поляк «Репка»

«Импровизация русской народной сказки «Репка»

«Репетиция пьесы «Репка»

«Играем пьесу «Репка»

«Театрализованная игра «Колобок»

«Репетиция пьесы «Репка»

«Репетиция пьесы «Репка»

«Репетиция пьесы «Репка»

«Репетиция пьесы «Репка»

«Репетиция спектакля «Репка»

Спектакль  «Репка»

«Театрализованная игра «Теремок»

12 часов

3

Театрализованные игры

«Воображаемое путешествие»

«Животные во дворе»

«Игровой урок»

Театральная игра «Ходим кругом»

4 часа

4

Сказка «Репка»

«Репетиция пьесы «Теремок»

«Репетиция пьесы «Теремок»

«Репетиция пьесы «Теремок»

«Репетиция пьесы «Теремок»

«Репетиция пьесы «Теремок»

«Репетиция пьесы «Теремок»

«Эмоции»

«Эмоции»

«Репетиция  спектакля «Теремок»

«Репетиция  спектакля «Теремок»

«Репетиция  спектакля «Теремок»

Спектакль «Теремок»

12 часов

5

Театрализованные игры

«Полет на  Луну»

2 часа

6

Диагностика

2 часа

Итого:

36часов

Учебный план второй год обучения

Для детей 4-5 лет

Тема

Количество часов

1

Повторение

Игровое творчество  (диагностика)

Театрализованная игра «Путешествие» (диагностика)

Импровизация на детских музыкальных инструментах

«Язык  жестов»

 

4 часа

2

Сказка «Три поросенка»

«Ознакомление со сказкой «Три поросенка»

«Репетиция спектакля «Три поросенка»

«Репетиция спектакля «Три поросенка»

«Репетиция спектакля «Три поросенка»

«Репетиция спектакля «Три поросенка»

«Репетиция спектакля «Три поросенка»

«Репетиция спектакля «Три поросенка»

Спектакль «Три поросенка»

8 часов

3

Театрализованные игры

«Насос и надувная  игрушка»

Театрализованная игра «Последний герой»

Танцевальное творчество «Вальс Белоснежки»

Театрализованная игра «Настройщик»

Театрализованная игра «Ярмарка»

Театрализованная игра «Корабль»

Театрализованная игра «Заяц и охотник»

Театрализованная игра «Цирк зверей»

Театрализованная игра «Цирк зверей»

Театрализованная игра «Цирк зверей»

Театрализованная игра «Цирк зверей»

Концерт   «Цирк зверей»

12 часов

4

Театрализованные игры с куклами марионетками

«Бременские музыканты»

«Бременские музыканты»

Кукла – марионетка «Пропал бы бедный Трубадур, если б не было друзей»

«Разыгрывание отдельных этюдов»

«Бременские музыканты»

«Распознаем эмоции»

«Их я буду читать, попробуйте их показать»

«Аты – баты – шли солдаты»

«Прекрати пустые речи, покажи – ка  лучше жесты»

10 часов

5

Диагностика

2 часа

Итого:

36часов

Учебный план третий год обучения

Для детей 5-6 лет

Тема

Количество часов

1

Повторение, диагностика

«Оценка результатов театрально- игровой деятельности детей»

«Оценка результатов театрально- игровой деятельности детей»

«Показ спектакля для детей младшей группы «Репка»

«Показ спектакля для детей средней группы «Три поросенка»

4 часа

2

Постановка спектакля по произведению Ш. Перро «Красная шапочка»

«Ш. Перро «Красная шапочка»

Репетиция сказки «Красная шапочка»

Репетиция сказки «Красная шапочка»

«Театральные игры»

Репетиция сказки «Красная шапочка»

Репетиция сказки «Красная шапочка»

Репетиция сказки «Красная шапочка»

«Ритмопластика»

«Репетиция спектакля «Красная Шапочка»

«Репетиция спектакля «Красная Шапочка»

Спектакль «Красная Шапочка»

(3- 4 занятия объединены)

Спектакль «Красная Шапочка»

(3- 4 занятия объединены)

12 часов

3

Театрализованные игры

«Театральная игра»

«Любитель – рыболов»

«Кругосветное путешествие»

«Кругосветное путешествие» (продолжение)

4 часа

4

 Театр куклы с «живой рукой»

«Кукла с живой рукой»

«Байки - побайки»

«Петрушкины загадки»

«Метелица»

4 часа

5

Постановка музыкальная сказка «Дюймовочка»

«Знакомство   со сказкой «Дюймовочка»

Репетиция сказки «Дюймовочка»

Спектакль «Дюймовочка» (1- 2 занятия объединены)

10 часов

6

Диагностика

2 часа

Итого:

36часов

Методическое обеспечение программы

 

Основная литература

Таблица 1

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Логинова В.И.Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А.  и др

«Детство»:

Программа развития и воспитания детей в детском саду

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2011.-228с.

Программа

1

2.

Сорокина Н.Ф.

«Играем в кукольный театр»

Программа «Театр –Творчество- Дети»

Москва, АРКТИ.2002.- 208С.

Программа

1

3.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А.  и др

«Мониторинг в детском саду»

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010.-592с.

Методическое пособие

1

Дополнительная литература

Таблица 2

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Артёмова Л.В.  

«Театрализованные игры  дошкольников»

Москва, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991.- 206с.

Методическое пособие

1

2.

Власенко О.П.

«Театр  кукол и игрушек в детском саду»

Волгоград,

УЧИТЕЛЬ, 2009.-266с.

Методическое пособие

1

3.

Гальцова Е.А.

«Забавные истории обо всем на свете»

Театрализованные и игровые занятия с детьми

Волгоград,

УЧИТЕЛЬ, 2008.-127с

Учебно-методическое пособие

1

4.

Гнедова О.Л.,

Майданюк Л.Е.

«Театрализация сказок в коррекционном детском саду»

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2007.-64с.

Методическое пособие

1

5.

Жукова Р.А.

«Театрализованная деятельность. Занимательные материалы»

Волгоград, ИТД «Корифей», 2007.-122с.

Методическое пособие

1

6.

Крамаренко Т.Н.

«Кукольный театр- дошкольникам»

Театр картинок,

Театр игрушек,

Театр петрушек.

Москва, ПРОСВЕЩЕНИЕ,1982.-191с.

Методическое пособие

1

7.

Поляк Л.

«Театр сказок»

Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2008.-48с.

Методическое пособие

1

8.

Петрова И.М.

«Театр на столе»

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2003.-144с.

Методическое пособие

1

9.

Федорова Г.П.

«На золотом крыльце сидели»

Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2003.-128с.

Методическое пособие

1

Средства обеспечения для освоения программы

Аудио- и видео- пособия

Таблица 3   

Вид аудио- и видео- пособия

Наименование пособия

видеофильм

кинофильм

слайды

аудио-

пособие

      +

1. Этюды:

«Гуси»,

«Заиньки»,

+

1. П.И.Чайковский «Времена года» (CD-диск)

+

2. А. Вивальди «Времена года» (CD-диск)

+

3. Серия «Звуки природы» (аудиокассеты): «Домашние животные»,

«Домашние птицы»,

«Лесные птицы»

+

4. Отрывки из музыкальных произведений: «Птичка», «Утка», «Волк» и пр. (аудиокассета «Музыка для театра»)

+

5. «Русские народные сказки» (DD-диск)

Наглядный материал

Таблица 4

Картины, картинки,  

силуэтные фигурки,муляжи

 

Модели, сигнальные карточки

Литература

для детей

Набор декораций для настольного театра по мотивам русских народных сказок

Настольный театр: «Русские народные сказки»

Сборник русских народных сказок

Набор декораций к сказкам

Пальчиковый театр:

«Три поросенка»,

«Курочка ряба»,

«Три медведя»,

«колобок»,

«Три медведя»,

«Теремок»

Сказки:

«Три Медведя»,

«Маша и медведь»,

«Три поросенка»,

«Заюшкина избушка»,

«Колобок»,

«Теремок»

Ширма для театра

Набор шапочек для театра

Теневой театр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Художественное творчество"

Для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы- 1 год....

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Программа Дополнительного образования «Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»

Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному  развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики»  разработана в соответствии  с особенностями и возможностями ...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...