«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Олексюк Оксана Викторовна

Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_tehnologii.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной  работе с детьми с нарушением зрения»

Олексюк Оксана Викторовна

МАДОУ ДС №17 «Ладушки»

Введение

          Современная реальность выражается в бурном развитии средств массовой коммуникации, широком распространении персональных компьютеров. Под информационно-коммуникационными технологиями обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтеры для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д. Но информационные технологии нельзя рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, потому что они глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ее повседневность. Сегодня информационные технологии внедрились почти во все структуры общества и государства. В связи с активным развитием процесса информатизации современного общества информационные технологии становятся одним из основных средств обучения в образовательном процессе.

          Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе сети Интернет сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников.

         С точки зрения И.С. Кона, самообразование представляет собой творческую работу «по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания. Оно являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную»

Основная часть.

Особая ценность самообразования – в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Источниками этих знаний, согласно мнению И.С. Кона, могут являться телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), видео, аудио информация на различных носителях, платные курсы, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, курсы повышения квалификации, путешествия, Интернет.

Все представленные источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, и  могут способствовать и тому, и другому одновременно. Когда идет речь о самообразовании, то имеется в виду не только чтение специальных профессиональных статей и книг, а также изучение широкого круга гуманитарных тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики и т.д. А также посещение лекций, семинаров, экскурсии, взаимодействие с информационными сетями и т.п. При этом самообразование становится одним из перспективных видов деятельности педагога в условиях динамичных экономических, социальных и культурных изменений общества.

Современным и решающим фактором успеха для педагога становится сегодня непрерывное, качественное профессиональное развитие средствами информационных технологий. При этом важно, чтобы профессиональное развитие не превратилось для педагога  в дополнительную нагрузку, с которой приходится мириться. Интернет может способствовать профессиональному развитию и  обеспечивает  доступ к огромному хранилищу информации.

Для формирования связей внутри педагогического сообщества сегодня активно используются возможности Интернет. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными: часть из них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом, другая хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования, а некоторые – вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции.

При таком общении у педагогов формируется

- чувство ответственности за собственные достижения;

- желание постоянного поиска лучших методов и идей, что является основой профессионализма современного педагога. Профессиональный рост обычно занимает много времени и требует множества встреч с коллегами. Интернет дает возможность более эффективно использовать  как время, так и профессиональные ресурсы, это новый способ совместного использования информации с возможностью диалога между людьми независимо от того, где они находятся и каково расписание их работы. Все, подключенные к сети Интернет, имеют доступ к одной и той же информации и могут принимать более продуманные решения при разработке программ, обсуждении результатов, рассмотрении региональных и федеральных проектов и постановлений.

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий, использование которых в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.

В последнее время в системе дошкольного образования становится актуальным использование информационных технологий. Информатизация коррекционно-образовательного процесса позволяет повысить качество зрительного восприятия окружающего мира, сформировать полноценные образы предметов и явлений, недоступных для ознакомления в непосредственном опыте ребенка с нарушением зрения. Опыт использования компьютерных технологий позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательную работу и максимально вовлечь в перцептивный процесс мыслительные операции и речь; стимулировать любопытство и познавательный интерес, стойкую мотивацию у ребенка, а это улучшает предпосылки к обучению; способствует формированию у детей рефлексии своей деятельности, позволяет им наглядно представить результат своих действий. Информатизация лечебно-восстановительного процесса расширяет возможности для диагностики, лечения и профилактики глазных заболеваний, позволяет объективно контролировать результаты лечебно-восстановительной работы.  Информатизация управления способствует формированию единой информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении, обеспечивает вхождение в современное информационное общество и расширяет возможности реализации социального заказа.

Осознание места и роли информационных технологий в организации управления дошкольным учреждением, овладение механизмом их использования позволяет обеспечить оптимальное функционирование и дальнейшее устойчивое развитие системы дошкольного образования.

Информационные технологии открыли широкие возможности для повышения качества образовательного процесса.    

В естественных жизненных условиях ребенок с нормальным зрением подвергается воздействию систематически и многократно повторяемой  визуальной стимуляции. Врожденное или возникшее на ранних этапах онтогенеза нарушение зрения оказывает отрицательное влияние на формирование когнитивной сферы и личности ребенка. В условиях слабовидения восприятие детьми окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе и может страдать фрагментарностью, уменьшением объема, замедленностью темпа, сниженной точностью. Почти у всех слабовидящих детей проявляются особенности в формировании зрительных образов. Однако эти недостатки могут быть компенсированы при условии включения в процесс восприятия не только ослабленного зрения, но и других анализаторов.

Использование информационных технологий позволяет повысить качество зрительного восприятия окружающего мира, сформировать полноценные образы предметов и явлений, недоступных для ознакомления в непосредственном опыте ребенка с нарушением зрения.

Опыт использования компьютерных технологий показывает, что:

компьютер развивает все психические процессы, посредством привлечения разных анализаторов;

компьютер стимулирует любопытство и познавательный интерес ребенка, дает ребенку стойкую мотивацию, а это улучшает предпосылки к обучению;

несмотря на индивидуальные особенности в развитии ребенка, компьютер дает ему возможность играть так, чтобы у него получалось;

у компьютера бесконечное терпение, он не устает и не сердится, все это является хорошей эмоциональной поддержкой для детей, которым требуются многократные повторения и поощрения;

при работе с техническими средствами необходимо строго соблюдать санитарные правила и нормы, предъявляемые к их использованию с учетом специфики дошкольного учреждения.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями зрения и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Специальная педагогика развивается, появляются новые подходы к обучению детей с нарушениями развития. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник, имеющий зрительную и речевую патологию, приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.

На протяжении 15 лет в нашем ДОУ функционируют группы для детей с нарушением зрения. Основной контингент составляют дети с функциональными нарушениями бинокулярного зрения, такими как амблиопия, косоглазие и анизометропия, сопровождающимися снижением остроты зрения, контрастной чувствительности, отсутствием или снижением уровня развития стереозрения. Эти нарушения создают у детей трудности не только при интерпретации изображения (особенно при различении деталей), но и при восприятии пространственных соотношений между предметами. Так как нарушения бинокулярного зрения приводит к неустойчивости и увеличению длительности фиксации взора и прослеживающих движений глаз, то у детей с такими нарушениями наблюдается снижение скорости зрительного поиска и локализации объектов в пространстве. Это создает постоянный дискомфорт в жизни ребенка и вызывает трудности в процессе обучения.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:

повысить рост мотивации, заинтересованность детей в занятиях;

закрепить учебный материал (ранее проработанный учителем-дефектологом и учителем-логопедом);

индивидуализировать процесс обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп);

снять негативизм от многократных повторений заданий;

освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;

развивать зрительно-двигательную координацию;

активизировать мыслительную деятельность детей;

способствовать положительной динамике развития.

Целью нашей работы в данном направлении является оптимизация коррекционно-образовательного процесса по средствам компьютерно-игровых технологий для повышения качества обучения детей с нарушениями зрения и речи.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Осуществление взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ по обеспечению сохранности психического и физического здоровья детей при использовании компьютерно-игровых технологий в коррекционно-образовательном процессе.

Формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка с нарушением зрения и речи к использованию информационно-коммуникационных технологий

Обогащение словарного запаса детей, автоматизирование звуков, способствование формированию грамматических категорий, развитию монологической речи, коммуникативно-планирующей функции связной речи.

Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза. Закрепление навыка осознанного грамотного чтения.

Формирование зрительного восприятия, автоматизированных навыков зрительно-пространственной ориентировки.

Развитие способности к зрительному поиску и повышению скорости локализации объектов в микропространстве.

Способствование развитию психических процессов (восприятие, мышление, воображение, память) и конструктивных способностей детей.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с нарушениями зрения и речи мы учитываем следующие факторы:

1. Состав и структуру нарушенных функций детей.

2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.

3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.

4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.

5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.

Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

использование новых моделей компьютера

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе педагогов-дефектологов и логопедов.

Администрацией нашего дошкольного учреждения были приобретены компьютерные программы, соответствующие государственным требованиям, предъявляемым к программно-методическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ, такие как:

«Визус» - для уточнения диагноза, измерения остроты зрения, подбора оптической коррекции;

«Карусель», «Охота» - для развития зрительного восприятия;

«Контур», «ЕУЕ» - для лечения косоглазия и амблиопии;

«Relax» - для повышения контрастной чувствительности и лечения амблиопии.

Специальные упражнения по вышеуказанным программам проводятся в период ортоптического лечения в целях подготовки к лечению на синоптофоре и других аппаратах. Это упражнения на совмещение, слияние, накладывание одного изображения на другое; подборка цветного изображения контурному или силуэтному и точное совмещение их; выполнение действий по словесным описаниям в определенной последовательности. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового).

       Для повышения эффективности коррекционных занятий специалистами ДОУ создаются презентации в программе Power Point. Их использование в процессе обучения детей с нарушениями зрения и речи имеет ряд достоинств:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Заключение.

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Таким образом, активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи.

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности.

Список литературы

  • Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М.: Дрофа, 2007. – 213 с.
  • Гудонис, В.А Компьютер в детском саду [Текст]/ В.А. Гудонис// Дошкольное воспитание. – 2001.-№11.-С.82-85
  • Денисова, Т. Компьютер в дошкольном учреждении [Текст]/ Т. Денисова// Дошкольное воспитание. – 2011.-№2.-С.23-25
  • Королева, Н., Петрова, С., Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада [Текст]/ Н. Королева// Дошкольное воспитание. – 2010.-№6.-С.31-32
  • Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.
  • Кукушкина, О.И. Программа «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 66–72.
  • Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. – М. : Педагогика. – 1988. – 192 с.
  • Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285-287.
  • Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник / Под редакцией Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003. - 160 с.
  • Морев И.А. Образовательные информационные технологии.  Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. / И.А.  Морев - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
  • Ноль  Л. Я.  Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. – М.: РГГУ, 2007. – 204 с.
  • Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / Отв. ред. М. Ю. Юхневич.- М.: Академический проект; РИК, 2006. - 176 с.
  • Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под редакцией И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2006. - 374 с.
  • Себар Т. В. Учебно-методическое пособие. Материалы курса «Как учить понимать язык искусства». Лекции 1-4. – М.: Педагогический университет Первое сентября, 2006. - 72 с.
  • Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности : Монография / С.Р. Удалов - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.- 211 с.
  • Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс] - Режим  доступа: http://www.ict.edu.ru/
  • Сетевые информационные технологии как предмет изучения и средство обучения [Электронный ресурс] / О.В. Токарева - Режим  доступа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения

В статье  говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий  связано с тем, что современные требо...

Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".

Современное образование и Требования ФГОС ДО  ставит перед воспитателями задачу стать первыми  для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур).

Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография  (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур)....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения.

Предложенный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов и родителей.Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастик...