"Играем с куклами" сообщение из опыта работы.
статья на тему

Муравьева Елена Геннадьевна

     КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Этот  вид театра оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и  настроение дошкольников, расширяет кругозор, обогащает речь детей, формирует моральные представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_kuklami.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Играем  с куклами»

Сообщение из опыта работы.

Подготовила воспитатель

 МБДОУ детский сад 58

Муравьева Елена Геннадьевна

     КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Этот  вид театра оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и  настроение дошкольников, расширяет кругозор, обогащает речь детей, формирует моральные представления.

Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе  педагога по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Дошкольники очень любят смотреть представления кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен, Дети видят на ширме знакомые  и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только  как развлечение. В дошкольный период у детей начинает формироваться отношение к окружающему  миру,  формироваться характер и интересы ребенка. Именно в этом возрасте полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, трудолюбия и правдивости. Поэтому моим помощником  в работе с детьми  сделала  театральную куклу – Петрушку. Перед собой поставила задачу, чтобы кукольный театр прочно вошел в  жизнь детей и способствовал  развитию художественно – творческой деятельности.

Работу с детьми я начала  во второй младшей группе с внесения  Петрушки. Когда Петрушка появился в группе,  дети с большим интересом стали его рассматривать,  протягивали ему ручки поздороваться,  знакомились, называли свои имена.  Петрушка разговаривал с детьми,  они слушали его внимательно, сразу затихали. Наблюдая за детьми  в процессе режимных моментов, Петрушка  хвалил аккуратных, расторопных детей.   В течение нескольких дней Петрушка был  другом детей, которому дети рассказывали о своих делах, о своем настроении и переживаниях.

В последующие дни Петрушка пришел не один, а с куклой –  девочкой. В первое время знакомства детей с куклами,  специально не ставила ширму, чтобы дети видели мои руки,  мои  действия с куклами.

 Первые игры с театрализованной  куклой появились у девочек. Они брали кукол в уголок, там беседовали с ними, укладывали их спать. Действия с куклами дети проводили без ширмы, использовали ее неверно.   Для обучения детей правильному действию с театральными куклами,  я принесла ширму и показала детям  инсценировку с двумя куклами, прочла потешку:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Машу не буди.

Ночка темная, не спится,

Наша Машенька боится.

Ты, собачка, не лай,

Ты мне Машу не пугай!

Дети с большим интересом смотрели за моими действиями. Мое предложение одеть куклу на руку и прочитать любое стихотворение дети восприняли оживленно. Объяснила, что кукла должна наклонять голову на  слова стихотворения, тогда она кажется живой. Не все сразу у всех получалось. При совместной работе  с детьми, мы смогли научиться управлять куклами.

В группе постоянно находились ширма и куклы, дети в любое время могли одевать их на руки и повторять любые  стихи, сказки. Постепенно они овладели навыками вождения кукол.

   После того как у детей появился интерес к кукольному театру, я решила использовать театральную куклу на занятие. Внести куклу можно разными способами, используя загадку, создав сюрпризный момент.

На занятии «Лесные жители»  на мой вопрос: «Каких лесных зверей вы знаете?», дети отвечали и появлялись куклы. Куклы задавали детям вопросы, оценивали ответы детей. Такие занятия увлекают детей, они активны и внимательны.  Внесение театральных кукол является удачным на такие занятия,  как  рассказывание, беседа, составление рассказа. И здесь внесение кукол необходимо  в конце занятия, когда снижается умственная работоспособность, а появление кукол  вызывает активность детей. На занятиях художественно – эстетического развития  куклы начинали занятия с просьбы слепить или нарисовать что-то.

Вне занятий дети сами устраивали кукольный театр, повторяли ранее услышанное, импровизировали. Дети полюбили кукол, но сценки были однообразны и речь невыразительна. Для решения этой проблемы необходимо было обучить детей различным видам выразительности. Дл этого я давала подгруппе детей задание, где в основе лежал какой-либо способ выразительности (интонация, жест, мимика, походка). Например, сказка «Заюшкина избушка»,  предложила детям разыграть эпизод: лиса выгнала  зайца.  Детям поочередно с помощью куклы нужно было изобразить зайца. Затем все вместе сравнивали и делали выводы. В работе по развитию выразительности речи вела индивидуальную работу для использования в речи вопросительно – ответных интонаций. К середине года у детей старшей группы появилось умение выполнять ту или иную роль.

Однажды, наблюдая за играми детей, я заметила, что они пытаются поставить сказку «Колобок». Дети подобрали атрибуты, распределили роли, но в речевом отношении спектакль у детей получился  не эмоциональным. Я пришла к выводу, что детей надо учить драматизировать  сказку.  Как – то вечером я прочитала детям русскую народную сказку «Пых» и мы решили попробовать ее  показать в кукольном театре. Итогом нашей работы был показ сказки «Пых»  на совместном с родителями празднике «Моя большая семья». Показ прошел успешно, дети и родители были в восторге от увиденного.

   Дети часто брали кукол и придумывали свои истории, зрителями этих представлений могли быть игрушки и куклы. Каждая игра в театр постоянно чем – то обновлялась. Театрализованная кукла полюбилась детям  и прочна вошла в их жизнь.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Музыка, общение, движение, игра" (сообщение из опыта работы)

Обобщение опыта работы за 2010-11 уч. год по теме "Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкального воспитания"...

Сообщение из опыта работы на тему:"Развитие коммуникативных умений и навыков ансамблевого исполнения при игре на шумовых инструментах"

В данном материале говорится об одном из видов исполнительской деятельности - игра на инструментах, с  опорой на прогамму Т.Э.Тютюнниковой "Элементарное музицирование с дошкольниками". Эту програ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...