Развитие самостоятельности как условие формирования социальной компетентности личности ребенка - дошкольника
статья на тему

Личностью не рождаются - ею становятся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение «ЦО «Эврика»

Петропавловск-Камчатский городской округ

Статья

Развитие самостоятельности как условие формирования социальной компетентности личности ребёнка-дошкольника.

Подготовила: Никонова Лариса Ивановна

воспитатель

высшая категория

апрель 2015г.

Личностью не рождаются – ею становятся, но ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольном возрасте имеет чётко направленную ориентацию – развивающую.

Развивающее дошкольное образование должно обеспечивать каждому ребёнку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально, получит необходимый социокультурный и личностный опыт.

Важными показателями социальной компетентности ребёнка являются произвольность – умение выстраивать отношения сотрудничества в процессе непосредственно образовательной деятельности, компетентность в сфере социально – трудовой деятельности, навыки самоорганизации, умение работать в коллективе. Л..В. Трубайчук так формулирует понятие социальной компетентности дошкольника: «Это приобретаемые ребёнком данного возраста компетенции, необходимые для вхождения растущей личности в общество… ценные для последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умения принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность».

Неуверенность  ребёнка в самостоятельной активной деятельности ведёт к невозможности приобретения им и общекультурных, и познавательных, и личностных компетенций, т.е. ведёт к социальной незрелости.

Реализация развития самостоятельности ребёнка через предоставляемую свободу деятельности возможна в специально подготовленной среде, которая соответствует его потребностям, в которой он может активно действовать, совершенствовать умения, ведущие его к независимости и самостоятельности.

Подготовленная среда – это не только специально организованная  развивающая предметная среда, но и среда социальная, включающая и детей, и значимых взрослых, и атмосферу, создаваемую и поддерживаемую их усилиями.

В ходе работы выделилось одно из главных направлений – организация предметно – развивающей среды в группах. Педагогический коллектив дошкольного отделения осознаёт, что предметная среда должна способствовать развитию психических процессов, формированию познавательной активности, мотивации детей и при этом не нарушать процесса естественного развития ребёнка. Предметную среду мы стремились организовать с целью предоставления  детям возможности свободно ориентироваться  в наиболее значимых для них видах деятельности.

В группах оборудованы основные и вспомогательные центры деятельности: «Сюжетно – ролевая игра»,это больница, кафе, магазин, пароход, семья, школа… «Весёлые почемучки» , развивающие игры. «Изобразительное искусство», мелки, краски, карандаши.  «Строительство и конструирование», строительный материал, лего. Центр развития музыкальных и физических способностей.  «Экспериментирование»,  микроскоп, лупы, колбы, мерки… «Диванчик уединения»,  чтобы отдохнуть, подумать, поразмышлять, помечтать.  При их организации мы придерживались следующих требований:

1. безопасности;

2.гуманизации;

3.психологической комфортности;

4.развивающего характера;

5.соблюдения возрастного принципа;

6.вариативности;

7.сочетание нового с традиционным;

Наполняемость центров, их содержание зависят от возраста детей, финансовых возможностей ( при необходимости фабричные пособия заменяются  на изготовленные руками педагогов и родителей).

Посредником между предметным миром и ребёнком является педагог. Когда 3-х летний ребёнок попадает в дошкольное учреждение, он окунается в атмосферу доброжелательности, помощи. Педагоги поощряют любые проявления самостоятельности, поддерживают его. Ведь часто дети приходят из семей, где за них делают всё  родители, хотя дети уже что – то могут делать сами. С младшей группы дети знакомятся в игровой форме с простейшими приёмами по самообслуживанию, правилами поведения, в процессе игры учатся убирать за собой всё на место. Так начинается постепенное восхождение к самостоятельности. В средней группе дети уже учатся делать выбор – играть одному или найти друга по интересам, стремятся  самостоятельно принимать решения. А воспитатель выступает как друг, помощник. При этом основная его роль заключается в том, чтобы создать условия для реализации способностей ребёнка, его внутреннего потенциала.

Повторяя за воспитателями, родителями алгоритм последовательных действий ребёнок тренирует своё внимание, память, координацию движений, мелкую моторику, учится доводить дело до конца. Всё это позволяет выработать умения быть самостоятельным и независимым, закладываются основы непосредственно образовательной деятельности. Поэтому каждый игровой центр в дошкольной группе имеет наибольшее значение в развитии ребёнка в определённые периоды. В старшей группе  дети в свободной деятельности  выбирают себе игры по желанию, придумывают сюжеты для сюжетно – ролевых игр, выбирают для себя роли. Для развития самостоятельности детей используется не только время для игр, но и гигиенические процедуры, подготовка к н.о.д., прогулка. На прогулке, когда гуляют вместе и младшие группы и старшие, подготовишки приходят на помощь. Организовывают игры, беседуют, рассказывают малышам о динозаврах, полезных ископаемых. К 6 годам ребёнок – помощник взрослого, может выполнять несложные поручения взрослого :дежурить по столовой, постирать кукольную одежду, разложить пособия для образовательной деятельности, если поссорились – помириться, и т. д. Это уже более высокий уровень  самостоятельности – самоосознание себя, способность приходить на помощь, брать на себя ответственность.

Таким образом, специально подготовленная среда группы и её атмосфера, ориентированная на поддержку и поощрение проявлений самостоятельности, способствуют развитию этого качества как базы формирования социальных компетенций ребёнка – дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».

Целью данного проекта является -  формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....

Взаимодействие с семьей как условие формирования социальной компетентности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель нашего взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду....

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»

Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...

Роль совместной деятельности в формировании социальной компетентности у старших дошкольников

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы дошкольного воспитания - роль совместной деятельностив со сверстниками  в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного воз...

Занятие по развитию речи в средней группе группе «Формирование социальной компетентности личности ребенка дошкольного возраста на основе культурных практик в ДОУ» «Сундучок сказок»

Программное содержание: помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки.Задачи:Образовательные задачи:-Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок...

"Модель формирования социально-ответственной личности ребенка в условиях дошкольного учреждения"

Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают форми...

Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает. Дошкольный возраст...