Красота природы России в творчестве П.И.Чайковского.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Гаптуллина Лилия Аухатовна

Конспект занятия по слушанию и художественному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasota_prirodydokument_microsoft_office_word.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Красота  природы России  в творчестве П.И.Чайковского».

 Слушание и художественный труд в подготовительной группе.

Цель:

1. Познакомить с пьесами «Декабрь. Святки», «Март. Песня    жаворонка» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

2. Эмоционально откликаться, узнавать знакомые музыкальные произведения «Октябрь» (цикл «Времена года» ), «Вальс цветов» (фрагмент из балета «Щелкунчик») П.И.Чайковского.

3. Познакомить с термином «музыкальный цикл».

4. Развивать художественный вкус посредством ознакомления с живописью русского художника Шишкина И.И., с поэзией Ф.Тютчева, А.Плещеева.

5. Развивать творческие и художественные способности.  

6. Прививать любовь к родному краю, умение видеть красоту в природе, бережное отношение к природе.

 Оборудование:

  1. Аудиозаписи, магнитофон.
  2. Репродукции картин Шишкина И.И.
  3. Атрибуты для музыкально-ритмических движений.
  4. Атрибуты для художественного творчества (цветная бумага, клей, ножницы, карандаши).
  5. Панно в виде окошка с изображением четырех времен года.

Ход занятия.

Муз.рук.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по временам года. Перед нами промелькнут Зима и Лето, Осень и Весна- четыре прекрасные гостьи. Музыка П.И.Чайковского поможет нам увидеть осеннюю, зимнюю, весеннюю, летнюю красоту природы. Мы сегодня с вами будем слушать музыку из цикла «Времена года», которую написал русский композитор П.И.Чайковский. Музыкальный цикл – это несколько различных по характеру музыкальных произведений, которые собраны вместе по одной теме. Музыкальный цикл «Времена года» П.И.Чайковского – это 12 разных, отличающихся друг от друга музыкальных произведений, каждое из которых имеет название какого-то месяца. Все они собраны в один цикл.

Послушайте загадку, отгадайте ее:

           Начинается год,

           Кто же первым к нам придет?

           Замела она дорожки,

           Снег посыпала в ладощки,

           Запорошила дома,

           То волшебница - …..(зима).

Рассматривание картины И.И.Шишкина «Лес зимой». Знакомство со стихотворением Ф.Тютчева:

                                               Чародейкою зимою

                                               Околдован лес стоит,

                                               И под снежной бахромою,

                                               Неподвижною, немою

                                               Чудной жизнью он блестит.

Слушание музыкального отрывка из «Декабрь.Святки» П.И.Чайковского. Обсуждение характера музыкального произведения (характер светлый, нежный, легкий). Художественное творчество под музыку (детям предлагается прослушать еще раз музыкальное произведение и вырезать снежинки). Музыкальный руководитель вместе с воспитателем помогают детям наклеить снежинки на панно.

Муз.рук.:      Окончен бал. Зиме пора.

                       Другая гостья у двора.

                       Чей теперь настал черед?

                        Какая гостья к нам придет?

   - Дети, отгадайте загадку:

                                          Весело смеется,

                                          Ручейками вьется,

                                          Света, радости полна,

                                          То красавица - ….(весна)!  

       Рассматривание картины И.И.Шишкина «Березовая роща». Чтение стихотворения А.Плещеева:

                       Травка зеленеет,

                       Солнышко блестит,

                       Ласточка с весною

                       В сени к нам летит.                    

Слушание музыкального отрывка из «Март. Песня жаворонка» П.И.Чайковского. Обсуждение характера музыкального произведения (характер спокойный, трели – быстро чередующиеся соседние звуки в верхнем регистре напоминают трели жаворонка ). Художественное творчество под музыку (детям предлагается прослушать еще раз музыкальное произведение и приклеить крылья на бумажные формы птиц). Музыкальный руководитель вместе с воспитателем помогают детям наклеить «птиц» на панно.

Муз.рук:                      Весна закончила дела

                                     И потихонечку ушла.

                                     Продолжается год,

                                     Кто же к нам сейчас придет?

- Дети, отгадайте загадку:

                                                            Природа зеленью одета,

                                                            Много солнечного света,

                                                            Все кругом теплом согрето

                                                            Это озорное - ….(лето)!

           Рассматривание картин  И.И.Шишкина «Девушка с зонтиком», «Цветы на опушке». Чтение стихотворения Ф.Тютчева:

                                   Какое лето, что за лето?

                                   Да это просто колдовство.

                                   И как, спрошу, далось нам это

                                   Так ни с того и ни с сего?

Музыкальный руководитель предлагает детям потанцевать со цветами под «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Дети выполняют импровизированные музыкально-ритмические движения.

Муз.рук: Мы с вами отдохнули под «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. (Повторение значения термина «балет», обсуждение характера музыки (характер торжественный, величественный, праздничный, радостный)).

               - Промелькнуло озорное лето,

                 Наступает осени черед.    

           Рассматривание картины  И.И.Шишкина «Лес осенью». Чтение стихотворения  А.Плещеева:

                                      Осень наступила,

                                      Высохли цветы,

                                      И глядят уныло

                                      Голые кусты.  

           Слушание музыкального отрывка из «Октябрь» П.И.Чайковского. Обсуждение характера музыкального произведения (характер пьесы печальный, грустный ). Художественное творчество под музыку (детям предлагается раскрасить цветными карандашами вырезанные из бумаги листья). Музыкальный руководитель вместе с воспитателем помогают детям наклеить листья на нарисованную  на панно веточку дерева.

Муз.рук.:  Ребята, посмотрите на наше волшебное окошко. В нем мы видим красоту нашей природы, нашего края в разные времена года. И где бы мы с вами не находились: гуляли в лесу, отдыхали на речке, на полянке, мы должны бережно относиться к природе, чтобы эта красота сохранилась.  Послушайте стихотворение «Прекрасная земля» (Р. Валеева):

                                 Красивая земля моя

                                 Родные, милые края

                                 Я не забуду никогда тебя,

                                 Родная сторона.

Дети исполняют песню «Отчизна» (Ф.Гершова).

Музыкальный руководитель завершает слушание.          

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию и художественному творчеству "Красота природы"

На данные конспекты могут опираться педагоги, которые работают по экологическому воспитанию. В них отражены и познавательные вопросы и самостоятельная твореская деятельность детей. Интересный сюрпризн...

Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи

Работа с родителями, духовно-нравственное воспитание...

Информационно – Практико-ориентированный проект в сфере духовно-нравственного воспитания на тему: «Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи»

Инфармационно-практико-ориентированный проект в сфере духовно-нравственного воспитания на тему: "Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи"...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...