Музыкотерапия как средство психолого-педагогической коррекции.
план-конспект занятия на тему

Чурсина Инна Валерьевна

Музыкотерапия, как средство психолого- педагогической  коррекции. Открытое мероприятие из цикла коррекционных занятий по музыкотерапии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Волшебный мир музыки»

Музыкотерапия, как  метод психолого-педагогической коррекции

Добрый день, уважаемые коллеги, дети. Рады видеть вас! Сегодняшнее открытое мероприятие проводится мною в рамках цикла коррекционно-развивающих занятий на тему: «Музыкотерапия, как  метод психолого-педагогической коррекции». Итак, начнем.

Музыка- это стенография чувств.

Л.Н.Толстой

Музыка- это великое искусство, которое с древних времен является естественной формой выражения эмоциональных состояний человека. Она является важной составляющей в воспитании подрастающего поколения.

В.А. Сухомлинский(педагог и психолог)  считал музыку средством нравственного и умственного воспитания человека: « Воспитание музыкальное- это не воспитание музыканта ,а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкотерапия-лечение музыкой.

Музыкотерапия  - это  контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка. 

Музыка-это лекарство, которое слушают.

Занятия музыкотерапией способствуют развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир, укрепляя его «Я».

Все это формирует успешного, уверенного в себе и сильного человека. В контексте нашей с вами работы мы можем использовать гармонизирующую силу музыки для развития ребенка и , при необходимости, коррекцию эмоционально- личностных расстройств посредством музыкального сопровождения.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и т.д.

Давайте рассмотрим, какие цели реализует музыкотерапия:

  • Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка- успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.
  • Помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка
  • Повышает самооценку
  • Способствует установлению и развитию межличностных отношений
  • Формирует ценные практические навыки- игру на музыкальных инструментах, умение петь.

И сегодня у нас с вами есть возможность прикоснуться к волшебному миру музыки, окунуться в него, почувствовать на себе его исцеляющее воздействие.А также, поближе познакомиться с различными музыкальными инструментами. Сегодня у нас в гостях учащиеся Мценской детской школы искусств со своими преподавателями. Разрешите вам их представить: Анисимова Ирина Ивановна, Чесных Ирина Валентиновна, Лях Иван Сергеевич, Сиротинина Татьяна Гавриловна, Евсеева Анна Владимировна, Сенина Елена Карловна, Верижников Сергей Николаевич, Косьмина Людмила Васильевна, Чурсина Нина Валентиновна, Заприкута Нина Васильевна, Бондаренко Юрий Иванович.

 Сегодня воспитанники ДШИ представят нашему вниманию прекрасные музыкальные произведения в собственном исполнении. И первый музыкальный инструмент, с которым мы с вами сегодня познакомимся-это фортепиано!

  1. Ребята, давайте с вами представим, что мы волшебным образом очутились на необитаемом острове, к нему подплывает корабль, а в нем Пираты!!!Вы знаете, кто такие пираты? (разбойники)И вот сейчас Георгий исполнит нам произведение «Тихоокеанские  пираты.(давайте похлопаем…ну что,понравились вам пираты…)
  2. А сейчас мы с вами перенесемся в цыганский табор и послушаем, как звучит прекрасный инструмент-гитара. «Цыганская пляска», в исполнении юного гитариста Максима
  3. Далее мы с вами послушаем такой интересный и красивый музыкальный инструмент аккордеон, и сейчас девочка Лиза исполнит пьесу «Микки Маус». Ребята, помните, кто это такой?
  4. «Раз сидел веселый гном,

 на пеньке под елкой

И латал свой колпачок,

хвойною иголкой»

Ребята, про кого-же у нас песенка…. Давайте послушаем веселую песенку в исполнении девочки Маши…

  1. А сейчас мы с вами увидим еще один интересный музыкальный инструмент- домра. И послушаем польку ,с веселым названием «Тик-так», мажорная, радостная, веселая музыка способствует, улучшению самочувствия, поднятию настроения,снятию напряжения, утомления, повышению эмоционального тонуса, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии детей. Итак, Полька, в исполнении двух сестричек Маши и Лизы.
  2. А сейчас, мы с вами послушаем вальс, в исполнении замечательной девочки Мелиссы. Представьте, что мы с вами присутствуем на волшебном балу.
  3. Ребята, давайте сейчас познакомимся с  музыкальным инструментом, который называется саксофон. Посмотрите, какой он красивый и блестящий, а как он звучит, мы сейчас послушаем.
  4. Сила музыки заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний . Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно или весело; достаточно только сыграть мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали или радости с первых тактов. И одним из наиболее ярких музыкальных инструментов, воздействующих на психику, является скрипка.Сейчас мы прослушаем вальс, в исполнении ансамбля скрипачей.
  5. Ребята, с этим инструментом мы с вами уже знакомы, давайте посчитаем, сколько сейчас на сцене инструментов(3). Итак, инструмент-аккордеон…и ансамбль аккордеонистов.
  6. Психологами установлено, что с помощью известных всем детских песен с добрыми словами, а также народной музыки, доступной в восприятии, легче устанавливается контакт между детьми.Такая музыка дает детям ощущение безопасности. заключительным номером нашей музыкальной программы звучит русская народная песня «Валенки», исполняет юная солистка, замечательная девочка Маша…

Вот и закончилось наше знакомство с миром музыки, теперь мы знаем, что музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыка увлекает за собой ребенка, вызывает в нем сильные чувства, пробуждает богатые внутренние зрительные образы. Прикасаясь к музыке, ребенок начинает воспринимать мир еще на одном языке- языке чувственных образов.

 Я надеюсь, что данная тема заинтересовала моих коллег и может пригодиться в их дальнейшей работе. Все материалы находятся в кабинете психолога, в свободном доступе.

Спасибо всем за внимание…


Список  музыкальных произведений.

  1. А. Гилли «Тихоокеанские пираты»
  2. «Цыганская пляска»
  3. Е. Дербенко Полька «Тик-так»
  4. А. Цфасман «Озорная девчонка»
  5. Русская народная песня «Валенки»
  6. Г. Фрид «Вальс»
  7. П.И. Чайковский «Вальс цветов»
  8. П.И. Чайковский «Святки»

Мероприятие подготовила и провела

Педагог-психолог Мценского детского дома для детей дошкольного возраста

Чурсина И.В.



Предварительный просмотр:

КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

 ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«МЦЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 (КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста»)

Реферат  

на тему:

Музыкотерапия как метод психологической коррекции.

Выполнила:

Педагог-психолог:

Чурсина И.В.

Мценск,2015г.


«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для

возбужденной фантазии и лекарство для мозга».

В. Шекспир

Термин "музыкотерапия" имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия "музыкотерапия". Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

  • Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
  • Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства ;
  • Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы.

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, психотерапии, рефолексотерапии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

История развития музыкотерапии (МТ)

В ХIХ столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

Во второй половине ХХ века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание, сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

Во многих странах Западной Европы и США возникли и приобрели популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии — Österreichische Gesellschaft zur Förderung der Musiktherapie, Швейцарии — Schweizer Forum fur Musiktherapie, Германии — Arbeitsgemeinschaft fur Musiktherapie.

Направления музыкальной терапии

В музыкотерапии в XX веке сформировалось несколько школ.

  • Шведская школа (основоположник — А. Понтвик) — выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания.
  • Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.
  • Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств.
  • В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен. Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует известные древние методики и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В. Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.

Формы музыкальной терапии

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

§  Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

§  Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

§  Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

Сфера применения музыкотерапии

Коррекция эмоциональных отклонений

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа.

Физиологическое воздействие музыки на человека

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.

Механизмы психологического воздействия музыки

Эмоциональная значимость музыки

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л. С. Брусиловского, В. Ю. Завьялова, К. Швабе и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

  • катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
  • облегчение осознания собственных переживаний;
  • конфронтацию с жизненными проблемами;
  • приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач МТ может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант МТ. Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Феномены музыкотерапии

Феномен Катарсиса

На психологическом уровне музыка волнует человека, вызывает потрясение.

Назовем это состояние катарсис.

Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

Катарсис способствует оживлению творческого подсознания, помогает гармонизовать человек, снять болезненные симптомы. Цветовыбор после достижения катарсиса становится гармоничным. Лик катарсиса – это счастливое лицо, наполненный светом творческого, счастливого огня взгляд. Это лицо счастливого человек, человека, в творчестве нашедшего свою самореализацию. Приобщение к шедеврам мелодики своего психологического уровня часто сопровождается (при сеансе с закрытыми глазами) появлением зрительных образов. Это эффект Чюрлениса, сотворчество, разговор подсознания с высшими духовными ценностями на одном уровне и на своем языке.

Мы наблюдаем проявления катарсиса – во время сеанса Импровизации, слушатель с закрытыми глазами видит иногда поразительные по яркости зрительные образы, трагически горестная маска сменяется сиянием глаз, человек испытывает творческое потрясение. Если сеанс проведен правильно, снимается тревожность.
Выбор близких человеку произведений искусства, включение в творческую игру, самоидентификация с творцами шедевров – это нереализованная одаренность. Именно это, он бы нарисовал, написал, сыграл, если бы умел. Такое личностное приобщение к шедевру, может снять оковы отрицательных эмоций, освободить творческое подсознание человека, слившегося с миром искусства.

Мы приобщаем подсознание к высшим мировым ценностям, эмоции пациента реализованы в шедеврах великих музыкантов, которые испытывали подобные чувства.

Музыка своего уровня волнует невротичного человека, вызывает потрясение, мы видим состояние катарсиса.
Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

Феномен кессона

При нарушении принципа индивидуальности, несоответствии психологического содержания музыки и слушателя вызывает тягостные ощущения, феномен кессона.

При восприятии музыки чуждого психологического уровня отмечаются следующие проявления кессона, идущие ступенями:

  • безразличие, отсутствие интереса;
  • скука, оценки "примитивный", "наивный";
  • иронически насмешливое восприятие (смеховой кессон);
  • отрицание, негативизм;
  • эмоциональные и вегетативные реакции (кашель, беспокойные движения и т.п.).

Кессон - термин, взятый для представления о неприятии чуждого пациенту психологического уровня и его проявлений.

Кессонная болезнь – это состояние, которое возникает у водолаза, если его быстро поднимают из глубины: может выделиться азот в крови и погубить человека. Так же вреден переход на чуждый психологический уровень. Понятие кессон имеет универсальное значение в психологических взаимоотношениях.

Если музыка не соответствует отрицаемому цвету, она может отрицаться и вызвать отрицательные образы – чудесная мелодия воспринимается как скучная, тягостная при этом возникают удивительные негативные образы. Приведем некоторые примеры, музыка Моцарта – и вдруг образы: зима, два мужика пилят дрова и очень устали, Ленин и Крупская сидят у белого рояля, атомный взрыв, эмбрион в банке.

Женщина отрицает в тесте Люшера синий цвет и на исполнение мелодии, соответствующей тональности реагирует по законам кессона – она иронически смеется, увидев свинью на коньках в ответ на мелодию Грига.
Молодой человек, отрицая синий цвет, на этой мелодии увидел пластмассовых людей с синими лицами, сидящими на снегу.

Феномен кессона позволяет снять старые проблемы, проработать болезненные проблемы.
Цель музыкотерапевта – избежать кессона и добиться катарсиса.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д.

Анализ данных научной литературы позволил нам ссделать вывод, что музыкотерапия – это система психосоматической регуляции функций организма человека, имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

Именно комплексное, гармонизирующее влияние музыкотерапии, активизирующее в первую очередь стентность организма, позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе лечебно-профилактической медицины.

В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах строится развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы в направлении музыкотерапии наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Музыкотерапия — одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крак дельфинов, журчание ручейка.) Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются, а спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Особое внимание следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению детей после сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, мылышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности.

Классические произведения:

1. П.И.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

2. П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

3. И. Штраус. Полька «Трик-трак».

4. М.И. Глинка. «Детская полька».

5. А. Вивальди. «Зима».

6. П.И. Чайковский «Апрель».

7. Г.В. Свиридов «Музыкальный ящик».

8. Г.В. Свиридов «Веселый марш».

9. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление «Три чуда».

10. Д. Чимароза «Концерт для двух флейт с оркестром», 2-я часть.

11. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае».

12. В.А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».

13. Й. Гайдн «Детская симфония», 3-я часть, финал.

14. М.И. Глинка «Вальс-фантазия».

15. И. Штраус «Сказки Венского леса».

Детские песни:

1.«Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)
2.«Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
3.«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)
4.«Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)
5.«Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)
6.«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)
7.«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)
8.«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)
9.«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)
10.«Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)
11.«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)
12.«Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Музыка для релаксации.

1. Колыбельные: «Тише. Тише», «Спи-засыпай, маленькая принцесса», «Ла Ле Лю», «Приход весны», «Музыкальная шкатулка», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Сколько звездочек на небе», «Спи, малыш мой, засыпай».

2. П.И. Чайковский «Октябрь».

3. Ц.А. Кюи Колыбельная.

4. Г.В. Свиридов «Грустная песенка».

5. Н.А. Римский-Корсаков» «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»).

6. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки.

7. К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия».

8. М.И. Глинка. Ноктюрн ми-бемоль мажор.

9. Л.В. Бетховен Соната №14, 2-я часть.

10. Л.В. Бетховен «Сурок».

11. Ф. Шуберт «Аве Мария».

12. Ф. Шуберт Серенада.

Музыка для пробуждения после дневного сна

1. В.А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».

2. Дж. Россини «Кошачий дуэт».

3. К. Сен-санс «Куры и петухи».

4. А.Т. Гречанинов «Бабушкин вальс».

5. А.Т. Гречанинов «Материнские ласки».

6. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда. Белка».

7. И. Штраус «Полька пиццикато».

8. Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

9. П.И. Чайковский Вальс фа-диез минор.

10. Р. Щедрин. Юмореска.

11.П.И. Чайковский. Танец маленьких лебедей.

12.Л.В. Бетховен. Соната №14, 2-я часть.

13.А.И. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад».

При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.

Список используемой литературы:

1. Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М. : Ин-т психологии, 1997.

2. 3. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.

3.  Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.

4.  Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 1993.

5. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М. : Смысл, 2001.

6.  Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. – 1999

7.  Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М. : Музыка, 1991.

8.  Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова; художник Б.Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002.

9.  Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.

10. . Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

11.  Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001.

12.  Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическая программа коррекции страхов"

Психологическая коррекция страхов является важным этапом в реализации мер помощи ребенку. Последовательно изучив проблему возникновения личностной тревожности, страхов, специалист переходит к диагност...

: Педагогический совет « Психолого-педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным  ее направлением является смягчение эмоционального дискомфор...

Выступление на МО логопедов "Музыкотерапия - это средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников"

Выступление на  МО логопедов "Музыкотерапия - это средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников"...

Психолого-педагогические техники коррекции тревожности и застенчивости у детей дошкольного и школьного возраста

Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание...

Психолого - педагогические технологии коррекции эмоционально - волевой сферы дошкольников с ОВЗ"

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего...

«Изобразительная деятельность как средство психолого- педагогической коррекции речи детей 4-5 лет»

Консультация для педагогов.Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению сло...

Мастер-класс на тему: «Нетрадиционная техника рисования на воде как средство психолого-педагогической коррекции при помощи искусства и творчества»

Цель: диссеминация педагогического опыта работы с применением арт-педагогических технологий. Задачи:представить педагогам ДОУ интегрированную образовательную деятельность с   использова...