5 кл конспект .Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь....
план-конспект на тему

Шеина Таисия Вячеславовна

5 кл конспект .Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_konspekt_.ty_motsart_bog_i_sam_togo_ne_znaesh.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

  Класс: 5                                                                         Студентка: Шеина Таисия 40гр

Тема урока: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...»

Тип урока: урок усвоения новых знаний. 

Вид урока: урок- лекция, беседа.

Цель: обогатить представление учащихся о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А. Моцарта . 

Задачи:  Личностные: воспитание эстетических ценностей и чувств.

                Метапредметные: формирование знаний об этапах жизни и творчества. В.А. Моцарта.

                Предметные: развитие развитие общих музыкальных способностей, творческого мышления.

Методы:

Наглядный

Практический

Словесный (беседа, рассказ, пояснение)

Объяснительно- иллюстративный

Структура:

1.Орг момент

2.Слушание В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

3.Слушание В.А. Моцарт «Ария Царицы Ночи»

4.Пение «Хор из оперы Царица Ночи» В.А. Моцарт

5.Слушание В.А. Моцарт «Реквием.»

6.Итог

Оборудование:  Наглядности (портрет композиторов, образы муз. тем) фортепиано,

Этап

Ход урока

хр.

1. Орг момент

2.Слушание В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

3.Слушание В.А. Моцарт «Ария Царицы Ночи»

4.Пение «Хор из оперы Царица Ночи» В.А. Моцарт

5.Слушание В.А. Моцарт «Реквием.»

6.Итог

1756 год. Австрия. Маленькое церковное княжество, которое на карте тогдашней Европы выглядело крохотным. Столица этого княжества – город Зальцбург.

О Зальцбурге говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!».

И в самом деле, каждый второй пел, каждый третий играл на музыкальном инструменте. В один из солнечных дней родился великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чей музыкальный талант проявился очень рано.

Из воспоминаний отца, Леопольда Моцарта, который был композитором, скрипачом: «…Ему было 4 года, когда я понял, что он сочиняет музыку… Однажды я застал его с пером: - Что ты делаешь? И четырёхлетний ребёнок ответил: - Я сочиняю концерт для клавесина… Я расхохотался… . Это была пачкотня из клякс, поверх которых были написаны ноты… . По детскому неразумению он макал перо в чернильницу до дна. И как только подносил перо к бумаге – падала клякса. Но когда я рассмотрел этот узор из клякс, я понял: ноты четырёхлетнего мальчика составили сложнейшую музыку. Из глаз моих полились слёзы счастья

Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга проходило под руководством отца.

Когда мальчику исполнилось 6 лет, он начал  публичные выступления, исполняя свои сочинения. Вот тогда отец и решил, что пора своих талантливых детей, сына и дочь, (Анна была на 4 года старше Вольфганга) показать Европе. Вена, Лондон, Париж рукоплещут чудо детям. В ноябре 1763 года юные музыканты предстали перед королевской фамилией в  Версальском дворце резиденции французских королей. Одеты они были согласно дворцовому этикету – девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку и оба были в пудренных париках. Дети вызывали умиление и восторг присутствующих. Особым успехом пользовался Вольфганг. Он блестяще играл с листа, импровизировал, аккомпанировал певцам по слуху. Со всех сторон сыпались задания, исполнить трудную пьесу одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить высоту звука издаваемых звоном хрустальных бокалов… И со всеми заданиями он справлялся великолепно.

А когда наступил Новый год, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. В тот праздничный вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король Франции спрашивал своего юного пажа:

 - Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?

И маленький Моцарт с поклоном отвечал:

- Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!

В 13 лет в жизни юного музыканта происходит поистине удивительные события. Отец везёт музыканта в концертную поездку по Италии. Академия искусств, пораженная талантом и мастерством чудо – мальчика, решает избрать его академиком. 13 – летний академик!

Творческая жизнь Моцарта началась счастливо. Его принимают при всех дворах. Его осыпают почестями. Однако, интерес к нему угас. Но он пишет непрерывно и много, пробуя свои силы во всех музыкальных жанрах: практически не было ни одного музыкального жанра, к которому не прикоснулся Моцарт. Моцарт прожил всего 35 лет, а музыкальные произведения, созданные и собранные в полные собрания, оказались в 70 томах. Он автор 20 опер, около 50 симфоний,35 сонат для фортепиано и скрипки, 19 месс и многочисленных серенад.

Вы услышите одну из серенад композитора. Называется она  «маленькая ночная серенада»послушайте и скажите, Какое настроение несут в себе эти звуки?

Что такое серенада?

В Вене 18 века было принято устраивать небольшие концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием.

Затем проходят года в путешествии по европе он гастролирует, пишет новые произведения по заказам. Его старый знакомый  заказал ему оперу. Опера написана в сказочном жанре, она полна сказочных героев  и чудес, приключения и любви некоторые критики писали о ней как о шутке, уж больно сказочный характер она несет. Главные герои принц Тамино его возлюбленная Памино и Царица ночи.

Послушайте очень известный отрывок из арии Царицы ночи, и скажите где происходит действие. премьера этой оперы имела небывалый успех среди зрителей. Все поражались той атмосферой которую несла эта опера. Небывалое веселье и счастье присутствовало в этой опере. Все зрители уходили из зала с улыбкой.

Споем хор из этой оперы

Совсем скоро после премьеры «Волшебной флейты» при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец и заказал реквием. Прочтите что это такое.

Моцарт с энтузиазмом занялся работой над Реквиемом. Эта работа очень сильно занимала его. Он очень сильно меняется. Становится угрюмым и грустным. Во время одной из прогулок он со слезами на глазах сказал, что пишет Реквием для себя.

Прочтите отрывок на стр 45.

послушайте часть «День гнева»

Что передаёт Моцарт в своей музыке?

Кажется что сама смерть бушует.

 Послушайте другую часть и сравните ее с первой. Она называется  «лакримоза»  что значит «день, исполненный слез» .  Скажите каков характер музыки?

Вы слышите страх перед смертью который передает композитор?

Совершенно разнохарактерные части,  с контрастирующими интонациями Но они обе передают предсмертные знамения.

Прочитайте отрывок трагедии «Моцарт и Сальери» на стр 46.

Моцарт заканчивает Реквием, но уже не может войти из депрессии, он болен. Моцарт чувствует приближение смерти, ему кажется что она уже совсем рядом  с ним. Он заснул, поздно ночью он вдруг проснулся  уставился на кого то кивнул, и опустился на подушки. Больше он не проснулся.

(если остается время выполняем задание в рабочей тетради на стр22-25)

Итак, музыка одного и того же композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль. Но скажите, в чём сила этих произведений?
- Сила этой музыки не только в её чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости. Характер музыки точно передает настроение и переживания композитора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Музыка В.А.Моцарта"

Предлагается  конспект  непосредственно  образовательной  деятельности  "Музыка"  по  теме  "Музыка  В.А.Моцарта".  С  помощью  этого  ...

Конспект открытого итогового занятия танцевального кружка. Развлечение для подготовительной группы «Кто танцует круглый год, того скука не берет»

Конспект открытого итогового занятия танцевального кружка. Развлечение для подготовительной группы «Кто танцует круглый год, того скука не берет»Музыкальный руководитель: Кучерявая СВ. Музыкальны...

Конспект занятия"Музыка Моцарта лечит".

Конспект музыкального занятия....

Конспект НОД "Музыка Моцарта"

Конспект занятия в подготовительной группе знакомит детей с творчеством композитора....

«Конспект образовательной деятельности» Тема «Физкультурный досуг с включением здоровьесберегающих технологий с привлечением родителей»Тема: «Кто физкультурой занимается, у того здоровье прибавляется!» Для детей подготовительной к школе группе

Цель: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка; способствовать формированию у детей основ здорового образа жизни; привлекать родителей к активному участию в с...

Конспект занятия на тему: "Пожалей того, кому грустно"

Конспект занятия на тему: "Пожалей того, кому грустно"...