Проект "Моя родословная"
проект (старшая группа) по теме

Яковлева Наталья Алексеевна

Одной из интересных форм работы с детьми и родителями является метод  проектов .Целью данного проекта является – научит составлять родословную, устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_r.docx68.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  СОШ №1 «ОЦ» п.г.т.Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Звездочка»

Проект «Родословная моей семьи»

Родословную помогут составить в библиотеке Молодежный портал Вологодской области upinfo.ru

                                                                                   

 Составила:

 Воспитатель

Яковлева Н.А

                                                                                                                   

                                                                                                         

                                           2014г.     

Во все времена семье отводилась особая социальная роль – сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья – источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья. Семейные отношения – любовь близких, определенные обязанности, привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизм. История семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье. Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. Термин «родословие» использовался в России с XI в. и до начала XX в.  Современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия». В педагогике наиболее часто встречается термин «родословная». На протяжении нескольких лет, в дошкольном учреждении  мы проводим проект с родителями «Моя родословная», который стал уже традиционным.

Целью данного проекта является – научит составлять родословную, устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной. Задачи, которые приходиться решать в процессе этой деятельности, многообразны.

Задачи познавательного характера

• Расширять представления о семье (у нее есть свои история и традиции) .

• Формировать представление о родственных отношениях.

• Обогащать словарный запас терминами родства.

• Формирование элементарных представлений о родословной.

Задачи нравственного воспитания.

• Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.

• Воспитывать уважение к труду взрослых.

Алгоритм действия (план работы)

1. Предварительная работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Проведение проекта

4. Выставка совместных работ для детей и родителей.

1. Предварительная работа:

Прежде всего следует обратить внимание на особенности развития у детей представлений о составе семьи, об отношениях родства. Составление родословной предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня понимания отношений родства, словарного запаса, их характеризующего, умения оперировать терминами родства.

Эта работа начинается еще в средней группе, детям даются представления о том, что такое семья – это все, кто живет вместе с ребенком, о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.) . Учим детей знать и называть своих ближних родственников. Интересуемся тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убрать игрушки, помочь накрыть на стол и т. д.) .

В старшей группе детей знакомим,  где работают их родители, как важен для общества их труд. Учим уважать труд и занятия других членов семьи, хорошо знать свой домашний адрес. Рассматриваем фотографии родственников, помогаем увидеть внешнее сходство с другими родственниками (цвет глаз, цвет волос) .

В старшей группе проводим основную работу по составлению родословной. Дети в этом возрасте должны знать свое отчество, имена и отчества своих родителей, интересы своих родственников. С детьми продолжаем рассматривать семейные альбомы с фотографиями, рассказывать о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из жизни.

На этом этапе у дошкольников формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам – это традиция, издавна существовавшая у народов России.

Данная работа проводиться на занятиях по социальному развитию

• Что значат наши имена «Ты скажи мне, как тебя зовут»

Задачи: Познакомить детей с правом каждого человека на имя. Подвести их к пониманию того, что у каждого человека есть имя и его имя может звучать по-разному. В доступной форме показать детям историю имен, значение их имен.

Формировать позитивное отношение к своему «Я».

• «Декларация прав ребенка». Право на имя

Задачи: Формировать у детей представление о том, что каждый ребенок, каждый человек имеет права и обязанности. Познакомить детей с правом каждого человека на имя, отчество и фамилию.

Формировать позитивное отношение к своему «Я».

• О происхождении фамилии.

Задачи: Формировать представление о появлении у людей имен и фамилий.

Воспитывать уважительное отношение к людям, потребность называть их по имени.

• Моя семья

Задачи: Развивать у детей коммуникативные умения. Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знание детьми профессий родителей и других членов семьи.

• Мужчины и женщины в семье

Задачи: Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.

• История моей семьи.

Задачи: Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные.

Познакомить детей с тем, что каждая из семей уникальна и замечательна по-своему.

Совершенствовать умение составлять короткие рассказы, употребляя в речи имена и отчества родных.

Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

Развивать связную речь, познавательный интерес.

• Родословная – старинная русская традиция.

Задачи: Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях.

Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях.

Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Развивать познавательный интерес, логическое мышление.

• Родословная моей семьи.

Задачи: Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях.

Прививать любовь и привязанность к своей семье.

Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду.

А так же и в других видах деятельности: рассматривание репродукций произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета

Цель: дать детям представление, о том, что семьи бывают разные по численности, составу; показать, как это отображено в произведениях изобразительного искусства.

Изодеятельность «Портрет моей семьи», «Дом в котором я живу».

Рассматривание иллюстраций семей сказочных героев.

Цель: продемонстрировать возможные варианты состава семьи.

Рассматривание семейных альбомов детей.

Цель: Познакомить детей с тем, что каждая из семей уникальна и замечательна по-своему.

Игра «Кто старше».

Цель: закрепить родственные понятия старше, младше, в наглядной форме показать ленту времени жизни каждого члена семьи.

2. Работа с родителями. Проводим предварительно с родителями консультацию «Что такое родословная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции». На которой рассказываем родителям о том, что такое родословная, знакомим с некоторыми правилами  согласно которым составляется родословная, со специальной терминологией, предлагаем материалы, которые помогут родителям разобраться в сложных вопросах, связанных с составлением родословной. Основная цель данной консультации – вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи. А также предлагаем памятку, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Наличие эскизов способствует развитию интереса к истории своей семьи, открывает творческие способности у детей и их родителей.

3. Проведение проекта.

Паспорт проекта.

Раздел

программы Познавательное развитие

1 2

Тематическое поле Ознакомление с историей своей семьи, составление родословной

Название проекта «Родословная моей семьи»

Тип проекта педагогический

Цель научит составлять родословную, устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной.

Задачи • Расширять представления о семье (у нее есть свои история и традиции) .

• Формировать представление о родственных отношениях.

• Обогащать словарный запас терминами родства.

• Формирование элементарных представлений о родословной.

• Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.

• Воспитывать уважение к труду взрослых.

Мероприятия Формы работы с детьми

Цикл занятий по познавательному блоку «Я и моя семья».

рассматривание репродукций произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета

Изодеятельность «Портрет моей семьи», «Дом в котором я живу».

Рассматривание иллюстраций семей сказочных героев.

Игра «Кто старше».

Формы работы с родителями

Консультация для родителей «Что такое родословная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции»

Памятка для родителей, включающая эскизы возможного оформления родословной и значение терминов, которые используются в работе с детьми.

Оформление родословной.

Результат Родословные семей воспитанников

Критерии Родословные:

- Важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род.

- Желательно наличие фотографий

- эстетически оформленный

Анализ ресурсов Фотографии членов семьи, рассказ о семье

Форма презентации Рассказ о своей семье, выставка родословных для детей и их родителей.

Детям дается задание, дома с родителями составить родословную своей семьи и рассказать о ней на итоговом занятии.

Родители проявили свое творчество и мастерство при составлении родословных, все проектные работы отличаются друг от друга по оформлению и количеству поколений. Каждый ребенок рассказал историю своей семьи с опорой на модель, детям было интересно слушать рассказы друг друга, рассматривать модели родословных. (Приложение 2). В завершении работы над проектом оформляем выставку семейных работ, посетить которую могут все желающие.

Составление родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

занятие"Семейная родословная"

«Семейная родословная»Занятие.  Программное содержание:1. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.2. Прививать потребность радовать близких добрыми д...

Сообщение на педсовете «Родословная»

С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря этому малышу соединились воедино два рода, два совершенно разные истории. И на старом родовом дереве проклюнулась новая веточка, ро...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....