ИМПРОВИЗАЦИЯ
методическая разработка на тему

Использование импровизации  - перспективный прием для воспитания интереса к музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon improvizatsiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИМПРОВИЗАЦИЯ – ОДНА ИЗ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

             Согласно словарю, импровизация  особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Цель импровизации на занятиях в детском саду – активизировать творчество детей. Музыкальная импровизация может выражаться в двух видах – вокальном и инструментальном.

     Использование импровизации  - перспективный прием для воспитания интереса к музыке, накопление музыкально – творческого опыта, так как ребенок сразу входит в непосредственный контакт с музыкой. Для вокальной импровизации не требуется никаких приспособлений: голосовой аппарат имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент,- тоже. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально – слуховые навыки, музыкально – слуховые представления.

       Конечно, наивно ожидать что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам  - в силах музыкального руководителя. Рассмотрим, какие приемы для этого можно использовать. Некоторые из описываемых ниже методических приемов хорошо известны в практике работы, а о чем – то, возможно, педагоги узнают впервые.

      Идеальный вариант – провести на импровизации все занятия: вопросы, ответы, собеседования с детьми по новому материалу, и по повторению старого. Но эта форма работы очень трудоемкая. Обычно же импровизация включается как один из элементов занятия.

 

 

 Педагог пропевает приветствие, дети в ответ – свое. Чаще всего они дублируют интонации педагога. Можно добавить инструментальное сопровождение. Например, музыкальный руководитель «комментирует» свою фразу звоном треугольника, а дети -  колокольчиков. Как правило, ритмические рисунки получаются у каждого свои, что и является первыми шагами инструментальной импровизации. К начальным попыткам обучить детей импровизированию относится просьба спеть свое имя. Это знакомый прием хорошо себя зарекомендовавший. Педагог нараспев произносит свое имя и отчество. Естественно, что называя себя, ребенок не сможет повторить напетую музыкальным руководителем мелодию – она по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества.

       Эпизод «Знакомство» можно вводить в занятия на протяжении довольно продолжительного времени, возвращаться к нему, только целесообразно совместить его с несколькими игровыми дополнениями. Например, игра «Эхо». Группа хором повторяет ответ одного ребенка. К интонированию добавляются хлопки и звучание шумовых музыкальных инструментов для ритмического дублирования ритма. В качестве задания для самостоятельной работы можно рекомендовать подбор мелодии своего имени на разновысотных инструментах – металлофоне, дудочке, фортепиано.

  Назову другие формы импровизаций.

       Полные ответы детей в диалоге взрослого и ребенка с целью расширения интонационно – вокального диапазона. Вопросы педагога в данном случае могут быть на

свободную тему (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое время года ты любишь? Почему?) или касаться музыкального разбора прослушанного произведения (К какому жанру относится эта музыка? Каков ее характер?)

Певческая перекличка детей по парам. Один ребенок поет «Ау, где ты?», другой отвечает «Я здесь».

       

 Звукоподражания (тиканье часов, звучание горна, барабана), имитация голосов кукушки, кошки и котенка и т. п. Передача голосом различного настроения персонажей (котик заболел – котик выздоровел).

         Мини – рассказы, в которые включена импровизация. Вот два примера таких рассказов.

  1. Пришли дети в лес, и чтобы не потеряться, стали аукаться - … (вокальные примеры). В лесу услышали пение кукушки - … и стук дятла - … Закапал дождик - … А потом тучки ушли и запел соловей - …
  2. Настало утро, пропел петушок - … Стало слышно, как пастух заиграл на рожке - … Коровы начали собираться в стадо и мычать - …

       Всегда интересна для детей импровизация на заданный педагогом текст. Выделим условные этапы этой работы в овладении детьми начальными умениями.

 

 1. Вслушивание в слово, предложенное взрослым, и понимание его смысла и характеристики будущего художественного образа. Например дается словосочетание «серенький зайчик». Показанные детьми распевы будут разными, но немаловажно  затем произвести анализ полученных ответов и выбрать наиболее убедительный вариант мелодии  - с легким, подвижным характером. После подобного разбора ребятам уже легче сосредоточиться на втором словосочетании   - «неуклюжий хомячок», а потом исследовать причины контраста в собственных импровизациях.

  2. Самостоятельный распев слова, сочинение логической интонации. Для этого я предлагаю детям контрастные сочетания, где герои уже пребывают в определенном действии, например: «Вот улитка ползет» и «Вот олень, он бежит!»; «Засвистела птичка весело на ветке» и «Бедная лягушка вымокла в болоте».

   3. Сочинение мелодии в заданном жанре. Такие вокальные импровизации удобно отрабатывать в соответствии с примерами

музыкальных жанров, показанных детям в самом начале обучения. Обычно их выполняют на слоги: тра – та – та – марш; а – а – а – вальс; ля – ля – полька; пение с закрытым ртом «м – м – м» - песня. Часто детям бывает не трудно подобрать собственное сопровождение на шумовом или одновысотном музыкальном инструменте.

       Жанр может определяться и стихотворным двустишием, дающим настрой импровизации. Вот примеры.

  1. Полька.

 Полька, полька, полечка, три поскока, два прыжка.

 Встань – ка на дорожке, хлопни – ка в ладошки,

 Топни каблучками, потанцуй – ка с нами!

  1. Вальс

В плавном вальсе вместе с нами закружилось все вокруг.

Бабочки сели в траву отдыхать, а отдохнув понесутся опять.

3.Марш

На зарядку мы спешим, стать сильными хитим.

Опять несет нас паровоз, мы слышим звонкий стук колес.

      4.Песня

Мама доченьку качала, тихо песню напевала.

На крыльце сидели девочки – подружки, и с утра до ночи пели нам частушки.

На елке свечки мы зажжем и хороводы заведем

        Как видно из приемов, темы для мелодий разных характеров могут быть даже внутри одного жанра: песня – колыбельная, частушка, хороводная. Это соответственно требует разнообразия музыкальных интонаций.

 

Работа с использованием стихов начинается с их разучивания, далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях

поэтического настроения и характера предполагаемой музыки. Вот еще возможные тексты:

         Солнце радостно смеется, на дворе звенит капель.

            Стоят морозы на дворе, звенят березы в серебре.

            Наша печка греет жарко, жар струится от костра.

            Лепили мы снеговиков, замерзли руки от снежков.

Стихотворный текст для импровизации должен отвечать следующим требованиям:

лаконизм и яркость в создании художественного образа;

художественная и педагогическая ценность;

возможность использования жизненного опыта ребенка;

напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объем, короткие строфы.

         Основой для импровизации могут стать известные стихи А. Барто «Игрушки», С. Маршака «Живая азбука», где на каждую букву алфавита названы имя и профессия – «Ева ездит в цирке на коне верхом».

          М. Давыдова  (кандидат педагогических наук) из произведений С. Маршака сделала следующие подборки:

           

           Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.

           Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.

           Едут девочки в санях лаковых, узорных,

           А мальчики на конях – серых или черных.

           Мельник на ослике ехал верхом,

           Мальчик за мельником плелся пешком.

           Жили – были грозный царь, и веселый чеботарь.

           Можно ль козам не бодаться, если рожки есть?

           В пляс девчонкам не пускаться, если ножки есть?

         

           

 Муравьишка в чаще дуб тяжелый тащит.

           Эй, товарищи – друзья, выручайте муравья!

           Король по склону едет над морем на коне,

           А рядом реют чайки с дорогой наравне.

Наличие двух художественных образов в одном тексте диктует непременную смену характера импровизации.

       Приемлемы в работе фольклорные тексты – загадки, потешки, считалки («Маленький, беленький, по лесочку прыг – прыг, по снежочку тык – тык», «Мягонькие лапки, а в лапках – царапки», «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали – ха – ха – ха – ха – ха»).

 Завершающий этап работы  - творческое домашнее задание на тему «Сочиним музыкальную сказку».

       Предложенные виды работы по развитию импровизационных умений проверены практикой и неизменно вызывают интерес у детей. Безусловно, они не исчерпывают всего богатства творчества в этой области и не претендуют на это. Надеюсь, публикация послужит началом большого полезного разговора о музыкальной импровизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры импровизации использованные в работе по экологичнскому воспитанию

ИГРЫ ИМПРОВИЗАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...

Новогодний праздник для подготовительной группы с использованием ритмопластических импровизаций под классическую музыку

Новогодний праздник в подготовительной группес использованием танцевально-двигательных импровизаций под классическую музыку.Ход праздника: Новогодняя ёлка находится за занавесом.Звучит ново...

Танцевальные импровизации

Эти  импровизации научат малышей различным музыкально-ритмическим движениям, в дальнейшем дети не будут испытывать затруднения при постановке танцев....

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ

У детей дошкольного возраста способность импровизировать возинкает подспудно и её можно и нужно развивать.......

Творческая импровизация на тему "Волк и козлята" для детей младшего дошкольного возраста.

Физкультурное занятие предназначено для детей младшего дошкольного возраста....

Игра со звуками-первичная форма импровизации.

«Игра звуками, как первичная форма импровизации»   Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального иск...

Занятие импровизация для детей старшей группы на тему : « Цель творчества – самоотдача!»

Стать добрым волшебником, надо пробоватьЗдесь хитрости  вовсе не нужно особойПонять и исполнить желание ребенка, любить и отдавать сердце одно удовольствие, честное слово!...