Пластилиновые чудеса
проект (старшая группа) на тему

Пластилинография-это один из сравнительно недавнего появления жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastilinovye_chudesa.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад №104 «Бэлэкэч»

 «Пластилиновые чудеса»

 Подготовила:

Гайсина И.Р.

Г.Набережные Челны

Вашему вниманию предлагается обобщенный опыт работы по художественно-изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

( 1 слайд)Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

( 2 слайд)

Принципы реализации пластилинографии:

1.Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитываются  у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
Обучая технике пластилинографии, закрепляются  у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.
3.Принцип свободы выбора. Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5.Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана:
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).
6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

( 3 слайд)Особенности используемого материала.

1.Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

2.Пластилин- материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

3.Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом.

4.Если работа выполняется в качестве подарка, например «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты рекомендуется поверхность выполненной из пластилина  композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

5.На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

6.Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

( 4 слайд)Правила при работе с пластилином.

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый 

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1раз в 2 недели

(5 слайд)Методы и приёмы реализации пластилинографии

Методы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы рисования пластилином:

- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных заранее картин,  заполнение их  дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Результат  любой деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Такие занятия позволяют организовать досуг у детей в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

(6 слайд)План работы по обучению пластилинографии детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Литература

Сентябрь

-Диагностика

-Беседа «Путешествие в Пластилинию».

- Историческая справка о пластилине.

- Виды пластилина, его свойства и применение.  

- Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. –

- Разнообразие техник работ с пластилином.

( придавливание, разглаживание, примазывание)

Октябрь

1.НОД  «Чудо - плоды»

Задачи:

- сформировать у детей обобщенное представление об овощах,

- развивать умение передавать их природные особенности цвет,

- развивать мелкую моторику рук.

- Силэт банки из плотного картона белого цвета,

- набор пластилина,

- полоска фольги,

- простой карандаш,

- салфетка для рук,

2 стеклянные банки,

- овощи натуральные или муляжи,

- маски овощей для игры.

Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография», Москва, 2013 г.

2.НОД  «Осенние деревья»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства -пейзажем,

- обучать детей приемам работы в технике пластилинографии,

- учить использовать разнофактурный материал,

- вызвать у детей эмоциональное отношение к яркой осенней природе.

Плотный картон белого цвета с фоном,пластилин коричневого(черного)цвета,арбузные семечки,простой карандаш,гуашь,кисть,стаканчик с водой,салфетка для рук, осенние листья, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»

Давыдова Г.Н.      

«Пластилинография- 2», Москва, 2013 г.

Ноябрь

1.НОД  «Хохлома»

Задачи:

Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

-Пластиковая емкость плотной структуры в виде стакана, обклеенная черной бумагой,

-набор пластилина,

- стека,

-салфетка,

-образцы изделий хохломы.

Давыдова Г.Н.      

«Пластилинография», Москва, 2013 г.

2.НОД  «Золотая рыбка»

Задачи:

 После прочтения сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбки» вызвать у детей желание сделать свою золотую рыбку. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – воздухом через трубочку (растения на морском дне). Закреплять умение размазывать пластилин по поверхности деталей, начиная с контура. Для украшения рыбьей чешуи предложить использовать пайетки. Развивать творческие способности.

-Керамическая плитка или плотный картон голубого цвета размером в половину альбомного листа с силуэтом рыбки,

- набор пластилина,

- футляр от таблеток,

- бусинка,

- набор блесков,

-стека,

- салфетка для рук,

- иллюстрация по произведению А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» или готовое панно по теме занятия.

Давыдова Г.Н.      

« Детский дизайн. Пластилинография», Москва, 2013 г.

Декабрь

1.НОД  «Снеговик».

Задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей,закреплять навыки раскатывания ,сплющивания,стимулировать интерес к экспериментированию в работе,испытывать чувство удовлетворения.

Картон голубого цвета,размер А4, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, салфетка для рук, игрушка снеговик

Давыдова Г.Н.      

«Пластилинография», Москва, 2013 г.

2.НОД  «Снегурочка»

Задачи:

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации);

 Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения— пластилинографию;

Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и

-Плотный картон розового ( сиреневого или лилового) цвета с силуэтом Снегурочки, размер А4,

- блестки для украшения,

-кукла Снегурочка для рассматривания,

-стека,

- салфетка для рук.

Давыдова Г.Н.      

«Пластилинография- 2», Москва, 2013 г.

Январь

1.НОД  «Чебурашка»

Задачи: закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина, учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки,развивать мелкую моторику, доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой

Картон светлых тонов А4, набор пластилина, салфетка для рук,

тарелочка с водой, игрушка Чебурашка для показа

Давыдова Г.Н.      

«Пластилинография- 2», Москва, 2013 г.

Февраль

1.НОД  «Дымка - водоноска»

Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении

игрушек.

Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле

дымковской росписи.

 Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в

узоре крупные элементы с мелкими.

Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного

народного творчества.

-Плотный картон белого с силуэтом барыни-водоноски, размер А4,

- набор разноцветного пластилина

-стека,

- дымковская игрушка : кукла-водоноска

- салфетка для рук.

Давыдова Г.Н.      

«Пластилинография», Москва, 2013 г.

2.НОД «Матрешка»

Задачи: воспитывать интерес к народной игрушке, познакомить с историей создания русской матрешки,учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике - пластилинографии ,закрепить понимание взаимосвязи ДПИ и русского фольклора

- Плотный картон желтого цвета с силуэтом матрешки,

-набор цветного пластилина,

- стека,

- салфетки для рук,

- игрушка матрешка,

- сундучок

Давыдова Г.Н.      

«Пластилинография», Москва, 2013 г.

Март

1.НОД  «Городец»

Задачи:

  Продолжать знакомство с городецкой росписью.

Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.

Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству.

 - Силуэт разделочной доски из плотного картона желтого цвета, размер А4,

- набор цветного пластилина,

- стека,

- салфетки для рук,

- образцы изделий городецких мастеров.

Давыдова Г.Н.      

«Пластилинография», Москва, 2013 г.

2.НОД  «Букетдля мамы» 

Задачи:

-Воспитывать любовь уважение близким людям,

- закреплять умение детей выполнять лепную картину,

- формировать композиционные навыки,

- развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные

- Плотный картон желтого цвета с силуэтом корзины,

-набор цветного пластилина,

- стека,

- салфетки для рук,

- простой карандаш,

-- фото или иллюстрация с изображением цветов

Давыдова Г.Н.      

«Детский дизайн.Пластилинография», Москва, 2013 г.

Апрель

1.НОД  «Божья коровка на ромашке»

Задачи:

 Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе.

Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.

Воспитывать умение с помощью взрослых находить ответы на возникающие вопросы в ходе выполнения работы.

- Силуэт ромашки с серединкой из плотного картона,

- набор пластилина,

- тонкая палочка или стержень от ручки,

- стека.

Давыдова Г.Н.      

«Детский дизайн. Пластилинография», Москва, 2013 г.

2.НОД "Подснежники"

Задачи:

- Вызвать интерес к пробуждающей среде,

- продолжить знакомить детей с пластилтнографией,

-закрепить умение и навыки детей в работе с пластилином,

- развивать мелкую моторику рук.

-Плотный картон    

оранжевого (розового) цвета 15*20 см.,

- набор пластилина,

- стека,

- влажная салфетка для рук,

- доска для лепки,

- фото или иллюстрация с изображением подснежников .

Давыдова Г.Н.      

«Пластилинография. Цветочные мотивы» Москва, 2013 г.

Май

1. НОД  

«Душистый снег»

Задачи:

 Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина.

 Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание.

Развивать мелкую моторику рук.

- Плотный картон голубого цвета ( размер А4),

- набор пластилина,

- стека,

- салфетка для рук,

- стержень от шариковой ручки,

- фото или иллюстрации с изображением полевых цветов.

Давыдова Г.Н.      

«Детский дизайн. Пластилинография», Москва, 2013 г.

2.НОД  «Полевые цветы»

Задачи:

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.

Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения - рисование пластилином.

Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов.

Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы.

- Плотный картон голубого цвета ( размер А4),

- набор пластилина,

- стека,

- салфетка для рук,

- стержень от шариковой ручки,

- фото или иллюстрации с изображением полевых цветов.

Давыдова Г.Н.      

«Детский дизайн. Пластилинография», Москва, 2013 г.

( 8 слайд) Работы

(9 слайд)Выводы:

 

Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. На занятиях с пластилином развиваются и крепнут пальчики ребенка, что непосредственно влияет на развитие речи и мышление, а творческое создание привлекательного для малыша изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Приобретается сенсорный опыт — чувство пластики, формы, веса. Кроме того дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

( 7 слайд)Работа с родителями:

1.Анкетирование

2. Консультации

3. Мастер-классы

4. Круглый стол

5. Итоговое занятие.

10 слайд Список использованных источников

  1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
  2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». - М., 1973 г.
  3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.
  4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
  5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
  6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
  7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г.
  8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по пластилинографии "Пластилиновые чудеса"

Проект направлен на развитие навыков мелкой моторики ребёнка. Реализация проекта незаметным образом помогает ребёнку в формировании его познавательных и творческих способностей, становлению речи....

Перспективный план кружка по лепке "Пластилиновые чудеса"

Перспективный плн включает в себя занятия кружковой деятельности, развивает у детей мелкую моторику, творчество...

"Пластилиновые чудеса"

Проект по самообразованию: развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей средствами пластилинографии  для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по пластилинографии "Пластилиновые чудеса"

АктуальностьВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а...

Проек "Пластилиновые чудеса"

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию....

Досуговая деятельность «Пластилиновые чудеса» (художественно – эстетической направленности) Детей средней «Б» группы На 2018-2019учебный год

Досуговая деятельность «Пластилиновые чудеса» (художественно – эстетической направленности) детей средней «Б» группы на 2017-2018учебный год...