Тема по самообразованию:  «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки ».
методическая разработка на тему

Орлова Елена Анатольевна
  Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами и способами  воспитания у детей патриотических чувств через музыку.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx23.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:  «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки ».

(музыкального руководителя Е.А. Орловой)   

       Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами и способами  воспитания у детей патриотических чувств через музыку.

       Проблема патриотического воспитания с каждым годом приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной.   Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному краю, дому и своей семье, к истории и культуре страны.          

 Но как все это привить  детям дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побуждает меня изучать литературу,  которая поможет мне узнать опыт, наработки других педагогов, отобрать тематический аудио и нотный материал.

           Мной были изучены книги:

  1. Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
  2. Л.И.Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.
  3. Е.К.Ривина «Государственная символика России»
  4. Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ).
  5. Васина-Гроссман «Первая книга о музыке» Москва 1976г.
  6. Ю.Васильев. «Рассказы о русских народных инструментах» Москва 1986г.
  7. Журнал «Музыкальный руководитель». 2005 г.№2
  8. Журнал «Музыкальный руководитель». 2005 г.№3
  9. Журнал «Музыкальный руководитель». 2005 г.№5

Создана музыкальная копилка:

  1. Диск №1:

*Фрагменты аудио рассказов  из истории народного фольклора.

*Звуки народных музыкальных инструментов.

*Жанры народной музыки.

*Фрагменты народной музыки.

  1. Диск№ 2

           *Сборник военных песен.

      *Сборник детских песен отечественных композиторов.

          3. Песенник «Я по травкам шла». СГОДНТ, Екатеринбург. 2008г.

          4. Песенник «Изумрудные россыпи». СГОДНТ, Екатеринбург. 2008г.

          5. Песенник «Колыбельные песни» В.Балкова.  Екатеринбург. 1997г.

             6. Песенник «Заинька во садочке» Н.Тарасевич.  Новосибирск. 2002г.

             7. Печатный материал «Игровые модели на основе русского  фольклора»                                    

                     С. Жилинская. Екатеринбург 2009 г.

                   8.Дидактическое пособие для работы с детьми «Ты откуда русская,            

                     зародилась музыка?»

Работа по самообразованию в данном направлении рассчитана на один учебный год.

Для  внедрения полученного опыта в музыкально-педагогическую деятельность, а также  систематизации накопленного материала, мной составлен план работы по трем направлениям - с детьми, педагогами, родителями:

Взаимодействие  с детьми

Взаимодействие с                       педагогами

Взаимодействие с родителями

сентябрь

Изучение методической и справочной  литературы, музыкального материала.

октябрь

*Серия бесед по теме: «Ты откуда русская, зародилась музыка»- народные музыкальные инструменты  /ср., ст., подг. группы/

*включение тематических песен отечественных авторов, описывающих красоту русской природы в «Осенние посиделки»  /ср., ст., подг. группы/

Консультация для родителей на тему:

«Нравственно – патриотическое воспитание

 дошкольника средствами музыки» /ср., ст., подготовит  группы/

ноябрь

декабрь

*включение р.нар. игр в новогодние мероприятия

/все  группы/

*Серия бесед по теме: «Ты откуда русская, зародилась музыка»- народные музыкальные жанры /ср., ст., подг. группы/

январь

Консультация    для родителей «Праздники дома»

/младш., ср., ст., подготовит  группы/

февраль

*включение в репертуар тематических песен отечественных авторов патриотической направленности /ср., ст., подг. группы/

Организация совместного детско-родительского мероприятия приуроченного Дню защитника отечества   /ст. группа/

Участие родителей в мероприятии приуроченном Дню защитника отечества  

март

*включение в репертуар тематических песен отечественных авторов, о семье, отце, матери /ср., ст., подг. группы/

*Серия бесед по теме: «Ты откуда русская, зародилась музыка»- современные отечественные композиторы –песенники /ср., ст., подготовит. группы/

Консультация:«Влияние классической музыки на нравственное воспитание детей» /ср., ст.,  группы/

Консультация для родителей о пользе народных колыбельных песен «Пойте детям перед сном»

/мл., ср., группы/

апрель

Организация совместного детско-родительского мероприятия приуроченного 70-летию ВОВ /ст. группа/

Участие родителей в мероприятии приуроченном

70-летию ВОВ

май

включение в репертуар тематических песен отечественных авторов о ВОВ /ср., ст.,  группы/

Обмен опытом по теме: нравственно-патриотическое воспитание на музыкальных занятиях

Направление по работе с детьми является самым значимым и потому включает в себя большой объем работы.

            Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

      В музыкальной жизни своих воспитанников я тесно переплела фольклор с классикой и современностью. При знакомстве детей с песней я учитываю особенности русского мелодизма, лада, метроритма. Как красивы распевы русских мелодий, как жизнеутверждающе звучат древние народные лады! Такие песни, как «Русская зима», «Осенины на Руси» Л. Олифировой написаны в традициях русской песни, но современны по ритму, гармоническим сочетаниям. У детей они вызывают светлые, радостные эмоции и надолго остаются самыми любимыми в их репертуаре.                 Вниманию детей мной предложено большое количество интересной информации о русских народных инструментах: история их появления, музыкальная сказка с их звучанием, самостоятельное исполнение простых «попевок» на ударных инструментах, включение мини-оркестровок в праздники и развлечения.

Изучая с детьми  современную музыку, особое внимание я уделила   творчеству детских поэтов-песенников и  композиторов. Дети с большим удовольствием поют песни Н.Гладова, Ю.Чичкова, В. Шаинского.

Весь собранный материал по данной теме я систематизировала и оформила в виде методического пособия для работы с детьми 4-6 лет  «Ты откуда, русская, зародилась музыка», куда включены такие разделы:

* «От ложек до дров»

* «Народный оркестр»

* «Льется песня над простором…..»

Для закрепления пройденного материала составлены дидактические игры «Музыкальные парные картинки» и «Музыкальный домик», подобран аудио и нотный материал.

    При планировании работы по данной теме  не оставлена  без внимания и тема Великой Победы.  Организована музыкальная гостиная «Песни военных лет», состоялась экскурсия в ДШИ №5 на концерт «Дети войны», проведен  концерт для родителей и гостей детского сада «70-летию победы посвящается». Т.о.  дети знакомились с величием подвига советского солдата, с песнями тех времен и о тех временах. Данная тема была раскрыта.  Эти мероприятия надолго останутся в памяти ребят и будут важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

      Итак, изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки, включение разных форм работы по данной теме в педагогический процесс дало ощутимые результаты: дети познакомились с русскими  народными музыкальными инструментами, различными жанрами народной музыки, композиторами классической и современной музыки. Дети с трепетом относятся ко многим музыкальным композициям отечественных авторов.

 Музыка своей Родины  прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чу...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки».

Каждая встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства....

Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами музыки

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим...

Опыт работы по теме самообразования «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Тема по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» мною была выбрана не случайно. Это - одна из самых актуальных задач н...

Программа по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»

В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....