«Использование ИКТ и технологий в музыкально – дидактических играх на развитие тембрового слуха»
статья (подготовительная группа) на тему

Кучер Зоя Анатольевна

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуальна на данный момент. В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_mo_vystuplenie.docx26.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №11 станица Андреевская.

«Использование ИКТ и технологий в музыкально – дидактических играх на развитие тембрового слуха»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Кучер Зоя Анатольевна

2015 год

«Использование ИКТ и технологий в музыкально – дидактических играх на развитие тембрового слуха»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Кучер Зоя Анатольевна

МБДОУ – Д/С №11 ст. Андреевская


     В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуальна на данный момент.

     Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

     Научная новизна и теоретическая значимость состоят: в выявлении направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании; адаптации требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию, развитию речи, внимания, памяти, моторики; определении функционально-методического назначения и видов компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками; обосновании и формулировании принципов формирования содержания обучения музыкальных руководителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.
  Практическая значимость. В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.

    Музыкальным руководителем  ДОУ разработаны и апробированы занятия с использованием мультимедийных презентаций, флеш – игрык музыкально – дидактическим играм на развитие тембрового слуха.

     В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, на наш взгляд, улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:


• сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;


• существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;


• обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;


• активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;


• развить интегративные качества дошкольника.


     И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.


     К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходится самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации, музыкально-дидактические игры с аудиоприложением.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.
Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

     Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.

    Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т.д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах я использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах,  правильному звукоизвлечению.

   

Музыкально – дидактическая игры

«Определи инструмент»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал:металлофон, колокольчики,  ложки, палочки…

Ход игры:

Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание. Игра проводится в свободное от занятий время.

«На чём играю?»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры:

Детям раздают несколько карточек (3 - 4). Ребёнок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделённой на 4 – 6 квадратов, даётся изображение различных инструментов (4 – 6) . маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребёнку дают по одной большой карте и 4 – 6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой. Презентация на игру  «На чем играю?»

«Музыкальные загадки»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал:металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры:

Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее количество фишек. Игра проводится в свободное от занятий время. Презентация на игру «Музыкальные загадки». Презентация к игре «Музыкальные загадки»

Как работать с презентацией?

• Ребенок не видит изображения, но слышит соответствующий звук. Он угадывает, что звучит.

• По щелчку мыши ребенок видит ответ.
• Переход от слайда к слайду проходит по щелчку мыши.
 

Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

   Новые информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием «информация дошкольного образования». Помогли нам достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребёнка - дошкольника.

     Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:


• психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;


• возбуждает живой интерес к предмету познания;


• расширяет общий кругозор детей;


• возрастает уровень использования наглядности на занятиях;


     Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

     Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. На музыкальных занятиях активизируется познавательная и умственная деятельность.
Как же разобраться, есть ли у малыша особые музыкальные способности или нет? Отдавать его в музыкальную школу или лучше пускай плавает в бассейне или изучает основы боевых искусств?
Для начала, давайте разберемся с понятием «музыкальный слух». Это способность человека целостно и активно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности. Слушая музыку, человек воспринимает различные характеристики звучащего потока: громкость, ритмичность, звуковысотность, тембровые краски и интонации.
   Борис Михайлович Теплов - ведущий исследователь в области музыкальной психологии - делит музыкальный слух на звуковысотный и тембровый (умение различать тембры различных инструментов, голосов).

Протокол МО:

Было прослушано выступление музыкального руководителя Кучер Зои Анатольевна на тему: «Использование ИКТ и технологий в музыкально – дидактических играх на развитие тембрового слуха»  а так же были предоставлены вниманию педагогам презентации к музыкально – дидактическим играм на развитие тембрового слуха.

  Рассматривали   цель  педагогического опыта которая  показала  что с помощью средств ИКТ и технологий можно приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.

   Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить определенные задачи:

• сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

• существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

• обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;

• активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

• развить интегративные качества дошкольника.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с использованием ИКТ базируется на следующих обще-дидактических принципах обучения:

• принцип сознательности и активности;

• принцип связи обучения с практикой;

• принцип системности и последовательности;

• принцип доступности;

• принцип наглядности;

• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

• принцип полноты и целостности.

 Решили:

   Данные презентации к играм, флеш – игры на развитие тембрового слуха музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей дошкольного возраста , направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области "Музыка". Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.     Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что новые информационно-коммуникативные технологии помогают осуществить самые разнообразные запросы педагогов, позволяют повысить эффективность  образовательного процесса.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха "Что звучит?"

Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами. Задачи: 1. Упражнять детей в умении различать звучание музыкальных инструментов: скрипка, барабан, фортепиано,...

Музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха.

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребенка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки....

Музыкально-дидактические игры для развитие звуковысотного слуха детей дошкольного возраста

Где мои детки? Возрастная группа: Средняя группаЦель: развитие звуковысотного слуха;Материалы: Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены г...

Музыкально - дидактическая игра на развитие тембрового слуха 2 младшая группа " Кто в домике живёт?"

Музыкально - дидактическая игра на развитие тембрового слуха 2 младшая группа "Кто в домике живёт"...

Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха "Музыкальное лото"

Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха...

Музыкально - дидактические игры для развития тембрового слуха дошкольников

Музыкально - дидактические игры для развития тембрового слуха дошкольников...

Музыкально-дидактические игры на развитие тембрового слуха у детей

Игры помогают детям запомнить названия музыкальнных инструментов и их звучание...