Проект «Народная игрушка – деревянная Матрешка»
проект на тему

 

Проект для детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад № 9 комбинированного вида « Берёзка »

Реализация проекта

«Народная игрушка – деревянная Матрешка»

Участники проекта: дети I младшей «Б» группы

Руководители проекта: воспитатель Казарина Е.Г. I кв. кат.

       

г. Снежногорск

2013г.

Паспорт проекта

Тема

«Народная игрушка – деревянная Матрешка»

Вид проекта

Образовательный

Тип  проекта

Информационно - творческий

Срок реализации

Краткосрочный – 1 неделя

Руководители

проекта

Казарина Е.Г.

Участники

проекта

Дети I младшей «Б» группы

Цель  проекта

Познакомить детей с народной игрушкой – деревянная Матрешка

Задачи   проекта

1.Познакомить детей с произведениями    прикладного искусства – деревянная Матрешка

2.Учить детей рассматривать народную игрушку – Матрешку, отвечать на вопросы педагога

3.Воспитывать у детей интерес, любознательность, эмоциональный отклик на отдельные свойства и качества деревянной игрушки - Матрешка

Предполагаемый

результат

Игра – развлечение «Мы весёлые Матрешки»

Подготовить для родителей консультацию «Как играть с матрешкой»

Компьютерное оформление

Казарина Е.Г.

Этапы работы над проектом

Этапы работы

Цель

I этап

Подготовительный

определить задачи,

подобрать литературу,

составить план работы с детьми

II этап

Основной                    (реализация проекта)

организовать работу над проектом

III этап

Заключительный

игра – развлечение «Мы веселые Матрешки»

     

План работы по проекту

Разделы

Виды детской деятельности

Познание.

Математическое развитие.

«Сделаем Матрешке бусы»

Коммуникация

«Игрушечная история»

Познание

«Матрешка»

Художественное творчество. Рисование

«Украсим Матрешкам сарафан»

Музыкальное развитие

«Матрешки» А.Ануфриев

«Матрешки» Ю.Слонов

Чтение художественной литературы

«Шли подружки по дорожке…» В.Д.Берестов,

«Весь народ глядит в окошко…» В.Д.Берестов,

«Мы матрешку открываем…»

Конструирование

«Стол и стул для Матрешки»

Дидактические игры

«Веселые Матрешки»,

«Найди Матрешкам косыночки»,

«Парные картинки»,

«Собери картинку из кубиков»

Работа с родителями

Консультация для родителей «Как играть с матрешкой»

                                       

Список литературы:

  1. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 – 3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. – М.: ТЦ сфера, 2009. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  2. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
  3. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.В.Галанова. – Ярославль: академия развития, 2005.
  5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно – методическое пособие / Сост. Е.С.Демина. – М.: Сфера, 2006.
  6. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2 – 3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  7. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  8. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

 

                                   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 комбинированного вида « Берёзка »

Конспект  НОД с детьми I младшей «Б» группы

тема: «Сделаем матрешке бусы»

(реализация образовательной области:

«Познание. Математическое  развитие»)

                                                                                             Подготовила и провела

                                                                                             воспитатель I кв. кат.

                                                                                             Казарина Е.Г.

г.Снежногорск

Март 2013 г.

Программные задачи:

  1.  Продолжать учить детей различать предметы по размеру (большой – поменьше – маленький), по цвету (красный, зелёный, желтый).
  2. Закрепить умение детей группировать предметы по общему признаку – цвету.
  3. Способствовать формированию интереса детей к манипулятивным действиям с предметами.

Материал: три   матрешки   разного   размера   (большая,  поменьше,

                    маленькая),    разных    сарафанах    (красный,    зелёный,

                    желтый);  бусы   трех   цветов   и  шнуры  тех  же  цветов,

                    ширма, корзинка, подносы.

Словарная    работа: большая,   поменьше,   маленькая,   красный,        

                                       зелёный,  желтый,  бусы.

Предварительная работа:   дидактические игры: «Собери бусы»,

                                                  «Угадай – ка!», «Найди такую же по цвету» и др.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках  перед воспитателем.

Восп. –  Послушайте, кто – то к нам стучится? Давайте посмотрим.

               ( Из – за ширмы выставляются матрешки ).    

Восп. –  Дети, кто к нам в гости пришел?                      ( Матрешки ).

Восп. –  Скажите, а матрешки по размеру одинаковые?      ( Нет ).

Восп. –  Это какая по размеру матрешка?                     ( Большая ).  

Восп. –  А вот эта матрешка, какая по размеру?          ( Поменьше ).

Восп. –  А эта матрешка, какая по размеру?                  ( Маленькая ).

Восп. –  Дети, посмотрите, какие красивые сарафанчики у матрешек,

               разноцветные.

Восп. –  Какого цвета сарафан у большой матрешки?       ( Зеленый ).

Восп. –  У матрешки поменьше, какого цвета сарафан?    ( Красный ).

Восп. –  Какого цвета сарафан у маленькой матрешки?     ( Желтого ).

Восп. –  Молодцы, правильно.

Восп. –  Давайте, встанем, отдохнем, а матрешки на нас посмотрят.

Физ. минутка «Веселые Матрешки ».

Мы - веселые матрешки,

                                             Ладушки, ладушки! 
                                           
На ногах у нас сапожки. 
                                           
Ладушки, ладушки! 
                                           
В сарафанах ходим пестрых. 
                                           
Ладушки, ладушки! 
                                           
Мы похожи, словно сестры.
                                           
Ладушки, ладушки! 
                                           
Завязали мы платочки. 
                                           
Ладушки, ладушки! 
                                           
Раскраснелись наши щечки. 
                                           
Ладушки, ладушки!

Восп. –  Матрешки  хотели  сделать  бусы, а бусинки все рассыпались            

               и  перепутались.  Они   положили  их   в   корзинку  и  просят          

               вас помочь разобрать бусинки по цвету.

Восп. –  Дети, поможем матрёшкам?               ( Да ).

Восп. –  Ребята,  скажите   какого   цвета   бусинки   мы  положим   в    

              поднос для матрешки в красном сарафане  (зеленом, желтом).

                                        ( Ответы детей ).

Дети выполняют задание, при выполнении спрашиваю: какой матрешке положишь бусинку, какого цвета у тебя бусинка, какой матрешки эта бусинка и т.д.

Восп. –  Какие  молодцы  все  бусинки  разложили.  Давайте поможем  

               матрешкам собрать бусы.

Дети собирают бусы на шнурки того же цвета, что и бусинки.

Восп. –  Какие  красивые  получились  бусы.  Катя,  какого  цвета  ты  

              собирала  бусы,  какой  матрешке  ты  их  отдашь?

( Ответы детей ).

Восп. –  Ребята, кто сегодня к нам пришел на занятие?

              Какого цвета был сарафан у большой матрешки ( маленькой,  

              поменьше )?

              Бусы какого цвета мы собирали для маленькой ( большой,

              поменьше ) матрешке?

( Ответы детей ).

Восп. –  Матрешки благодарят вас за помощь.

                       

Стихи про Матрешку

А. Гришин
Деревянные подружки                        
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - матрёшки.                                          

Е.Крысин
В одной кукле – кукол много,
Так живут они -  друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки.

Р. Карапетян
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней - еще немножко,
Ну а в ней - матрешка-крошка,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего. 

А. Кулешова
Кукла славная - матрешка,                       Вот матрешка - мама,
Где - же ручки,                                            Вот матрешки - дочки,
Где - же ножки?                                           Ротик - будто ягодки,
Ах, какие щечки,                                         Глазки - будто точки!
Красные, румяные,                                      Мама песенку поет, 
На фартучке цветочки                                Дочки водят хоровод,
И на сарафане.                                             Маме хочется в покой,

                                                                       Прячутся одна в другой                                                                                            

 

Консультация для родителей

Как играть с матрешкой.

 

    Уже давно русская матрешка является модным сувениром. Но матрешка не только украшение или сувенир, прежде всего это игрушка для детей. Причем очень полезная игрушка. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно ее приобрести и дать в руки ребенку. Необходимо открыть ее замечательные свойства и научить малыша играть с ней.

   Усевшись за столик вместе с ребенком, вы торжественно достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: "Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки!" Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: "Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!" Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произносите слова: "Матрешка-матрешка, откройся немножко!" Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка.

     Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова ("Матрешка-матрешка, откройся немножко!") пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.
Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра "в детский сад".

    Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие - в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую - пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше - в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую.
   
"А теперь отправим наших матрешек на прогулку, - предлагаете вы. - Пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы". Попросите ребенка сначала построить по росту старших матрешек, а затем для каждой старшей матрешки найти соответствующую пару в младшей группе. Предложите малышу взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ей подходящую пару - самую большую среди маленьких. Когда он выберет подходящую пару для большой, попросите отвести обеих матрешек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Первая пара уже пошла, гулять, а вам нужно подобрать следующую, т. е. выбрать вторую по величине матрешку в старшей и младшей группах. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, матрешки начинают гулять по столу: прыгать, петь и т. д.
   
На "прогулке" можно устроить игру в прятки. Маленькие матрешки пусть попросят более крупных спрятать их, а остальные ищут пропавших подружек. Убедитесь вместе с ребенком, что в матрешке спрятаться может только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится.
   
После прогулки матрешки с помощью малыша опять выстраиваются парами и возвращаются в "детский сад", где их зовут измерять рост. В качестве ростомера используйте, к примеру, пирамидку с одним колечком, которое свободно перемещается по стержню. Пусть малыш ставит матрешек на ростомер, начиная с самой маленькой, а вы опускаете над их головами колечко и отмечаете, какого роста каждая из них. Для отметок можно использовать цветные карандаши, подбирая их в соответствии с цветом каждой матрешки. Почаще спрашивайте ребенка, какая из них самая высокая, какая чуть-чуть пониже, какая намного меньше, где самая маленькая и др.
   
Затем наступает время обедать. Вы достаете набор тарелок - кружочков разной величины - в соответствии с количеством матрешек и предлагаете ребенку подобрать для каждой подходящую тарелочку: самую большую для самой высокой матрешки, чуть поменьше для следующей и т. д. Здесь уместны разные шутки. Например, маленькая матрешка захотела поесть из большой тарелки, а большая, жалуясь на отсутствие аппетита, предпочитает маленькую порцию.

   После обеда, естественно, нужно поспать. В качестве кроваток можно использовать бумажные полоски или квадраты разной величины, соответствующие размерам матрешек. Матрешек опять делят на две группы - старшую и младшую. Ребенок отводит каждую группу в свою спальню, где выбирает для них кроватки. Сначала нужно уложить младших, а потом старших. Здесь опять же матрешки могут покапризничать и показать свой характер. Две из них могут поспорить из-за одного места, а большая захочет лечь в маленькую кроватку. С вашей помощью матрешки иногда могут исчезать. Обнаружив вместе с малышом, пустую кроватку, подскажите ему, что кто-то из матрешек спрятался и что он должен догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными, ребенок сам должен определить рост пропавшей матрешки - из какой она группы, ближе она к самой большой или самой маленькой, где самые близкие к ней по росту. Когда он приблизительно определит рост исчезнувшей матрешки, она вдруг появится и извинится за непослушание.
 
Проснувшись, матрешки опять выстраиваются и отправляются парами на прогулку, где снова бегают, резвятся и прячутся.
 
Если вы играете двумя одинаковыми наборами, можно подбирать пары одинаковых матрешек из каждого набора. В этом случае ребенок должен найти для каждой матрешки подругу того же роста. Перемешайте оба набора матрешек и предложите построить их парами по росту. Говоря от имени каждой матрешки, просите ребенка найти ей пару. Сначала он будет сравнивать с помощью рук, а потом научится делать это на глаз. Вы можете придумать и другие сюжеты. Важно показать, что все матрешки, с одной стороны, похожи, что они подружки. А с другой, что они разные и могут вступать в различные отношения (дружить, ссориться, мириться, старшие могут заботиться о младших или, наоборот, обижать их, а младшие демонстрировать свою неопытность и наивности).
 
После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
   
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.
    И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет полным хозяином.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. «Народная игрушка- матрешка»

Данный разработанный материал поможет осуществить с дошкольниками работу по изучению народных истоков нашей страны, а именно историю народной игрушки - Матрешки....

«Народная игрушка – деревянная матрешка»

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики"....

Образовательный проект "Народная игрушка-матрешка"

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, знакомство их с народной игрушкой, народными традициями  и символом России....

Проект "Народная игрушка-матрешка"

Краткосрочный проект для детей средней группы....

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности :"Народная игрушка -деревянная игрушка"

В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки  ее мастерами ,закрепляют знания о  промыслах и   символе  России  -матрешке....

Занятие "Здравствуй мир" на тему: Народная игрушка - деревянная игрушка"

laquo;Народная игрушка — деревянная игрушкаПр.сод.: расширять знания детей о народной культуре. Развивать наблюдательность, речь.   Воспитывать эстетический вкус.Ход занятия...

Проект "Народная игрушка.Русская матрешка"

Приобщение детей к народному искусству...