Конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Учимся творчеству"
план-конспект на тему

Мякотина Юлия Ивановна

Предварительный просмотр:

Предмет: обществознание

Класс: 5

Тема: Учимся творчеству

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Труд»; развивать творческое начало с помощью тренировочных упражнений.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся выявлять характерные особенности процесса творчества в науке и искусстве; приводить примеры проявления творчества в науке и искусстве; оформлять и презентовать проделанную работу;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группе; словари; дополнительный материал (в том числе иллюстративный), материалы Интернета; листы бумаги, карандаши, фломастеры; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: развивающего контроля.

                                                              Ход урока

  1. Организационный момент

Класс делится на четыре группы (каждый ученик, заходя в класс, вытягивает бумажку с номером группы)

  1. Мотивационно – целевой этап

Учитель принёс сундук и сказал ученикам:

- Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

- Учитель, может, начнём учиться? – робко спросил один ученик. – Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и сказал:

- Ты прав. Образование – это клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

- О чём эта притча?

- Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

- Используя знания, полученные при изучении темы «Труд», ответьте на следующие вопросы.

- Что такое труд?

О. Труд – это такая деятельность человека, которая требует знаний умений. Труд не бывает бесцельным. Он всегда приводит к результату.

- Каким бывает труд человека?

О.  Постоянный – временный

      Простой – сложный

      Умственный – физический

      Оплачиваемый – безвозмездный

      Добровольный – принудительный

       Ручной – автоматизированный

       Творческий – традиционный

       Коллективный – индивидуальный (слайд ).

Выступление заранее подготовленной ученицы «В мире профессий» (презентация).

Задание: каждой группе учащихся  предлагается  вытянуть из коробки по 4 фишки с изображением профессии. Используя приведенные на слайде характеристики, необходимо дать характеристику труда (время на обсуждение 2 минуты).

- Почему труд по- разному оценивается?

- Кто такие меценаты?

- Какие правила помогают успешно трудиться?

- Какое значение имеет слово ремесленник?

- Чем ремесленник отличается от мастера? (слайд)

У. Рассмотрите слайд и выскажите свои предположения (определите черты, свойственные ремесленнику, изучая картинку, и черты, свойственные мастеру)

(ответы учеников).

План урока

  1. Проблемные задания.
  2. Практикум.
  3. Работа над проектом.
  1. Работа по теме уроков
  1. Проблемные задания

-  Как вы понимаете английскую пословицу: «Цена работника – его зарплата»?

- Кого называют людьми творческих профессий?

- Известна поговорка «бить баклуши». Вы работали со словарём и материалами Интернета. Выскажите своё мнение: человек, который бил баклуши, был ремесленником или творцом?

(Проверка выполнения заданий)

  1. Практикум

Учёные доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и  хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии.

Упражнение 1. Стул

Инструкция. Выберите какой – нибудь предмет, например стул. Придумайте как минимум 30 способов, с помощью которых можно сделать стул. Например, его можно:

  • сложить из книг;
  • вылепить из глины;
  • выпилить из дерева;
  • вырезать из гигантского арбуза и т.д.

Чем необычнее будут ваши варианты, тем лучше.

Упражнение 2. Ощущения

Инструкция. Вам необходимо:

  • посидеть на стуле так, как сидит царь на троне, как пчела на цветке, как побитая собака, наказанный ребёнок, бабочка, которая сейчас взлетит, наездник на лошади, космонавт в скафандре;
  • показать, как двигается младенец, который только что научился ходить, старый человек, артист балета;
  • улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, кот на солнышке; мать – младенцу; ребёнок матери;
  • нахмуриться, как ребёнок, у которого отняли игрушку, как человек, желающий скрыть смех.

Упражнение 3. По кругу

Инструкция. Каждая группа  (по очереди) становится в полукруг. Ведущий показывает игрокам предметы (книга, банка, указка, линейка). Ребята должны передавать этот предмет друг другу, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то передает линейку, как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй игрок изображает эту же линейку, например, как ружьё или кисть и т.д.Важно, чтобы дети делали не просто какие – то жесты, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Это упражнение направлено на взаимодействие ребят, ведь ученик должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

Упражнение 4. Несуществующее животное.

Инструкция. Если существование  рыбы-молота или рыбы- иглы научно доказано, то существование рыбы – напёрстка не исключено. Пофантазируйте: как выглядит рыба – кастрюля? Чем питается рыба – ножницы? Как можно использовать рыбу магнит?

Упражнение 5. Сочиняем сказки сами

Инструкция. Группам раздаются листы бумаги и карандаши. Задача игроков за 5-6 минут придумать весёлую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили-были…» - и заканчивающуюся словами: «Ну надо же!» По истечении установленного времени ребята от каждой команды по очереди зачитывают свои  сказки, используя звуковое или какое-либо другое оформление, при этом и остальные члены команды участвуют в представлении. Игроки могут не только зачитать и разыграть сказку, но и перевести её на язык жестов или придумать что-то ещё.

  1. Работа над проектом

Тематика нашего проекта: « Творчество в науке и искусстве».

- Выберите тему из предложенных:

* Автомобиль будущего: каким он будет?

* Как дом «вышел» из под земли.

* От печатной до Интернет- книги.

- А теперь: 1) составьте план сообщения (доклада) и презентации;

                   2) подберите информацию по выбранной теме (для этого обратитесь к дополнительному материалу или загляните в Интернет);

                   3) подберите иллюстративный материал;

                   4) выполните презентацию и подготовьте текст сообщения (доклада) (слайд).

IV. Подведение итогов урока

Учитель задал ученикам вопрос:

 - Если бы все хорошие люди были белыми, а все плохие  - чёрными, какой бы цвет вы выбрали?

Маленькая девочка ответила:

- Я была бы полосатой.

- О чём свидетельствует ответ девочки?

(Ответы учеников.)

         V. Рефлексия

Поскольку наш урок был посвящён творчеству, предлагаю украсить «дерево творчества» (слайд)

  • плоды – занятие было полезным, плодотворным;
  • цветок – занятие прошло довольно не плохо;
  • зелёный листик – не совсем удовлетворён (а) занятием;
  • жёлтый листик – удовлетворен (а) занятием.

(Ученики прикрепляют к шаблону дерева  (изготовленного самими учениками)плоды, цветы, листья).

Домашнее задание

Подготовить собственный творческий проект по изученной теме.

При изучении темы «Труд» параллельно проводится конкурс рисунков « В мире удивительных профессий». Оформляется стенд с работами учащихся, определяются самые лучшие работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

Конспект урока ИЗО в 5 классе

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе...

Конспект урока литературы в 7 классе. Тема: "Музыкальность рассказов А. П. Чехова."

Два конспекта уроков литературы в 7 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "О ком плачет скрипка"

Конспект урока литературы в 9 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Конспект урока по литературе ( 9 классе )

Тема урока:  Дружба в лирике  А.С.Пушкина. И. И. Пущину « Во глубине сибирских руд…»- свидетельство душевной доброты, щедрости , верности идеалам дружбы...

Конспект занятия по обществознанию "Весна пришла"

Конспект занятия по обществознанию "Весна пришла"....