Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"
материал на тему

Орленок Инна Викторовна

       Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера.  Одна из ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Проблема развития эмоциональной отзывчивости принадлежит к числу важнейших в дошкольной педагогике и, как правило, рассматривается с социальной, интеллектуальной и эстетической активностью ребенка.  

       Использование русского народного музыкального фольклора дает возможность для эмоционального, познавательного и эстетического развития. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.                                    Эмоциональную отзывчивость легче формировать на материале народных песен, игр, танцев, потому что только народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия.

     Кроме того, использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.  В дошкольной педагогике музыкальный фольклор рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. В этой связи на первый план выдвигается задача развития эмоциональной отзывчивости воспитанника в ходе приобщения к музыкальной культуре русского народа

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx128.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №2

г. Николаевска – на – Амуре Хабаровского края.

Описание опыта работы:

«Развитие эмоциональной отзывчивости у

детей старшего дошкольного возраста в процессе  приобщения к музыкальному фольклору»

Музыкальный руководитель

                                                                                 МБДОУ ДС № 2 «Белочка»

                                                                                Орлёнок Инна Викторовна

2014г.

                                                   ПЛАН:

Введение.

1.Условия формирования опыта.

2.Теоретическая база опыта.

2.1 Музыкальный фольклор. Виды музыкального фольклора.

2.2 Аспекты изучения педагогами и психологами проблемы развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

3.Актуальность и перспективность.

4.Новизна опыта.

5. Адресность опыта

6.Трудоемкость.

7.Технология опыта.

8. Работа с родителями.

9.Результативность опыта.

10.Литература

Введение.

                                                «Русский народ не должен терять своего

                                                нравственного авторитета среди других народов -                

                                                авторитета, достойно завоеванного русским                              

                                                искусством, литературой.

                                                Мы не должны забывать о своем культурном

                                                прошлом, о наших памятниках, литературе,                          

                                                языке, живописи…

                                                Национальные отличия сохранятся и в 21 веке,        

                                                если мы будем озабочены воспитанием душ,

                                                а не только передачей знаний»

                                                                                                             Д. С. Лихачев

         Ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Да, сегодня, с большой силой возрастает интерес к народному творчеству, к нашей забытой старине, ведь в ней нужно искать истоки наших исторических корней. Раньше на деревенских околицах можно было слышать девичье пение, на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков, а как пели наши бабушки, на интересном, уже нам не  понятном языке. А что говорить о наших детях. В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости, не способствует гармоничному и нравственному развитию.

        Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна.  Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице - малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. Именно поэтому родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, сопровождающим личность. И начинать это воспитание нужно как можно раньше.

       Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности - это важнейшая идейно-нравственная и эстетическая задача современной культурно-образовательной политики государства. Повернуться лицом к кладези народной мудрости, народной песни, музыке, танцу, устному поэтическому творчеству, обрядовой культуре, декоративно-прикладному искусству - одно из приоритетных направлений современной педагогики. Основанная на принципах этнокультурного воспитания и образования, эта социальная идея, делая основной акцент на пробуждении заложенного в сознании генофонда, располагает неограниченными возможностями активного воздействия на детей.

       

1.Условия формирования опыта.

     

       Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он обладает высоким общеразвивающим,  образовательным и воспитательным потенциалом. Использование фольклора дает возможность для эмоционального, познавательного и эстетического развития. Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Очень важно, чтобы потешки, пестушки, песенки, частушки, т.е. все элементы фольклора, которые являются для детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции нашего народа.

       Синкретичная природа фольклора, включающая в себя различные виды искусства (музыку, танец, поэзию, народно-прикладное творчество) дает богатейший материал для музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании старших дошкольников неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.

       В старину специально не учили детей народным песням. Им пели колыбельные, потешки, прибаутки и цепкая детская память фиксировала всё легко и точно. Слыша ещё в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, малыш естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры, обогащался эмоционально. Взрослея, ребёнок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, заботой и терпимостью. Связь детей с родителями была тесной и глубокой.    Но вот изменился быт, изменился жизненный уклад, и порвалась цепочка из устной, непосредственной передачи традиционного песенного искусства. Необходимо найти пути преодоления этого разрыва.

       В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, наблюдается огромный дефицит речевого, эмоционального общения ребёнка с взрослыми, сверстниками, а порой и с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую воспитательную роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии,  народной культуре, страдают нравственные устои. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей.

       Поэтому для себя, как музыкального руководителя, определила приоритетное направление своей деятельности – приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному музыкальному искусству. Но для этого необходимо создать такие условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир русского быта и русской культуры в целом. Считаю, что для более эффективной и качественной воспитательно -образовательной деятельности в данном направлении в детских садах  необходимо:

- внедрять в работу современные программы по музыкальному воспитанию, учитывающие именно фольклорное направление в музыкально - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста;

- обеспечивать взаимосвязь разных видов музыкальной деятельности с различными видами музыкального фольклора (исполнение потешек, приговорок, использование народных игр, хороводов и т.д.);

- обогащать репертуар, который предлагается на музыкальных занятиях в детских садах произведениями фольклора и использовать его во всех видах музыкальной деятельности детей.

       В этой связи стала изучать парциальные программы, целью которых является приобщение детей к русскому народному фольклору. Вначале мое внимание было обращено к программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д.  Маханёвой. По своему характеру она является развивающе – обучающей и направлена на приобщение детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Но, изучив эту программу, ее цели и задачи,  поняла, что в ней недостаточно используется тема народного фольклора в развитии музыкальных способностей детей.            

       По специфике моей деятельности меня, конечно,  больше интересовали программы, в которых отражено приобщение детей к музыкальному фольклору. И такие программы существуют – это «Горенка» Н.В. Хазовой и «Оберег» Е.Г. Борониной. Обе программы предлагают комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду.

       Новизна программы «Горенка» Н.В. Хазовой заложена в цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и так далее, передаваемых из года в год, из поколения в поколение.

       Программа «Оберег» - Е. Г. Борониной так же предусматривает  комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду с учётом ознакомления с музыкальным народным творчеством.

       Таким образом, рассмотренные и проанализированные мной программы «Горенка»  Н.В. Хазовой и «Оберег» Е.Г. Борониной отвечают современным требованиям государственного стандарта дошкольного образования к развитию детей  в музыкальной деятельности, в которых указывается: «необходимо, чтобы элементы народного образа жизни (обычаи, обряды) органично вошли в жизнь детского сада в виде содержания познавательного материала и были использованы для своеобразных художественных событий: праздников в духе народных традиций».  Поэтому считаю, что данные программы можно использовать в своей деятельности.

2. Теоретическая база опыта.

2.1.Музыкальный фольклор. Виды и жанры детского фольклора.

       Фольклор  в переводе с английского (folk – народ, lore – знание) означает «народное знание», «народная мудрость», на практике часто употребляется как «народное творчество». Это художественное народное искусство, художественно творческая деятельность и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

       Музыкальный фольклор – народное музыкальное (преимущественно песенное) инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков.

Основные виды музыкального фольклора – песни, этические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), разнообразное жанровое богатство народной музыки.

Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В понятие «детский музыкальный фольклор» входят все виды музыкальных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей. Он может проявиться в сочинении считалок с пением, дразнилок, во внесении новых движений в известную народную игру с пением.

Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Изучением и распространением детского музыкального фольклора занимались известные русские фольклористы Г.С. Виноградов, В.И. Даль, Д.К. Зеленин, А. Моноталов, Л. Тихонов и другие. Существующее многообразие детского музыкального фольклора может быть классифицировано по жанрам, сезонам и возрастам. О.И. Капница отмечает две группы: к первой группе относится творчество взрослых для детей в возрасте до пяти-шести лет. Это колыбельные, частушки, прибаутки. Ко второй группе относятся песни, бытующие среди детей. В жанровом отношении они тесно переплетаются с песнями взрослого фольклора. Это трудовые песни, организующие коллектив на слаженные совместные действия, и песни календарно-земледельческого круга, в которых одушевляется природа. К ним относятся песни-заклички, веснянки, песни-прибаутки, колядки. Близки к ним и хороводные песни, связанные со старинными праздниками и обрядами.

Иную классификацию предлагает современный фольклорист Г.Науменко, выделяя две группы: импровизационную и традиционную. К первой он относит те песни и стихи, которые часто возникают непосредственно в играх, неожиданных ситуациях. Это дразнилки, плясовые, трудовые припевки. К традиционной группе относятся произведения, которые переходят из поколения в поколение. Это веснянки, заклички, колядки.

Таким образом, в детском фольклоре представлено все его жанровое многообразие. Он представляет собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки, пестушки), и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни) и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки.

2.2. Аспекты изучения педагогами и психологами проблемы развития у дошкольников эмоциональной отзывчивости на музыку.

       Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера. Проблема развития эмоциональной отзывчивости принадлежит к числу важнейших в дошкольной педагогике и, как правило, рассматривается с социальной, интеллектуальной и эстетической активностью ребенка.

       Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально - эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Кенеман, А.Н. Леонтьев, Л.А. Мазель, В.В. Мелушевский, Н.А. Метлов, Е.В. Назайкинский, Г.Г. Нейгауз, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, П.Н.Якобсон и др.).

       В теории эстетического воспитания развитие эмоциональной отзывчивости связано с формированием у детей эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений. Исследователи подчеркивают, что эмоциональный отклик является показателем личностного отношения и значимости музыкального произведения для ребенка, что свидетельствует об эмоционально-оценочном отношении личности к музыкальному воздействию. В музыкальной педагогике эмоциональная отзывчивость тесно связана с эмоциональной природой музыкального искусства. Здесь эмоциональная отзывчивость понимается как переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто как «эмоция, случайно возникшая во время музыки», что и связывает ее с эмоциями высшего порядка, имеющими в музыкальной деятельности эстетическое содержание.

       Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

       Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности

       Эмоциональная отзывчивость -  внешнее проявление внутреннего мира человека, позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость основывается на чувствительности к поведению других людей,  искусству,  природе.

       Эмоциональная отзывчивость на музыку - формируется и воспитывается в процессе развития музыкальных способностей (музыкально-слуховые представления, музыкальный слух, музыкальная память).

       Показатели эмоциональной отзывчивости – наличие внимания, интереса, влечения к  деятельности.

       Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры и развития эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н.Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе.

       Особую важность имеют выводы ученых (В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой, М.А. Медведевой, Б.М. Теплова и др.) о том, что активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.  

       В предложенной Б.М. Тепловым структуре музыкальных способностей эмоциональная отзывчивость на музыку, по образному выражению автора, составляет как бы центр музыкальности, главный её признак. Музыкальность - это комплекс специальных способностей, находящих свое выражение в своеобразной ориентировке в музыке. На основе теоретического анализа Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности: ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха), способность к слуховому представлению (репродуктивный компонент слуха) и музыкально-ритмическое чувство (способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать и точно воспроизводить его). Эмоциональная отзывчивость в трактовке Б.М. Теплова основана на различении эмоциональной, ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нем, а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. Таким образом, выделенные автором основные музыкальные способности, такие как - ладовое и музыкально-ритмическое чувство - лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.

3. Актуальность и перспективность опыта.

       Одна из ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Неслучайно, проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании.

       Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с дошкольниками музыкального фольклора, позволяет выстраивать процесс обучения с учетом Российских законов и реализовать эмоциональный компонент образования. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, запоминать события со всеми деталями и нюансами. Под влиянием эмоций по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

               В дошкольной педагогике музыкальный фольклор рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. В этой связи на первый план выдвигается задача развития эмоциональной отзывчивости воспитанника в ходе приобщения к музыкальной культуре русского народа.

       Эмоциональную отзывчивость легче формировать на материале народных песен, игр, танцев, потому что только народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий подойти к проблеме освоения детьми более сложных видов музыкального искусства.

     Кроме того, использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.

       Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

       Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. И эти чувства помогает формировать музыкальный фольклор,  являясь своеобразным мостиком приобщения к народным  традициям.

       Таким образом, целью данного опыта является: создание необходимых условий развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников  в процессе приобщения к музыкальному фольклору.

       В связи с поставленной целью были определены следующие задачи: 

  1. Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
  2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
  3. Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству.
  4. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление,  музыкально-ритмическое чувство), в основу которых положена эмоциональная отзывчивость.
  5. Формировать умение детей выражать эмоциональное состояние - радость, обида, гнев, удивление средствами мимики, жестами, интонациями.
  6.  Создать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Новизна опыта.

       Новизна данного опыта работы заключается в том, что:

  • Разработан комплекс эффективных педагогических условий приобщения детей к русскому народному музыкальному фольклору, способствующий оптимальному развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
  • Рационально систематизированы и реализованы формы, методы, приемы, а также инновационные технологии, направленные на развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору.
  • Разработаны и апробированы фольклорно-тематические занятия, народные праздники с использованием музыкального фольклора.

  1. Адресность опыта.

       Опыт моей работы может быть полезен как начинающим, так и опытным музыкальным руководителям ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к музыкальному фольклору. Тематическое планирование музыкально-образовательной работы по данному направлению так же может быть использовано педагогами в кружковой работе.

       Диапазон  опыта охватывает организацию образовательного процесса в системе индивидуальной и групповой НОД с детьми старшего дошкольного возраста.

  1. Трудоемкость.

       Взятая мною тема  многообразна и разнопланова. Из изобилия материала мной было выделено самое основное и интересное для детей.

       Прежде чем приступить к работе в данном направлении я изучила научно – методическую литературу, опыт коллег, сделала анализ программ, методик (теоретическое обоснование работы), разработала комплекс педагогических условий для знакомства детей с музыкальным фольклором.

       Определила наиболее эффективные педагогические условия, формы, методы и приемы знакомства детей с музыкальным фольклором для развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

       Отобрала материал, который будет интересен и полезен детям.

  1. Технология опыта.

7.1. Организация работы по формированию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.

       Главным условием для выбора темы послужило исследование эмоциональной отзывчивости, позволившее выявить уровень сформированности эмоционального реагирования у старших дошкольников на произведения русского фольклора. С этой целью была проведена диагностика по методике О.П. Радыновой. Анализ результатов показал, что высокий уровень составил 10 %  детей, средний – 50%, низкий – 40%. Таким образом, полученные данные указали на наличие проблемы. Многие дети не всегда внимательно слушают музыкальные произведения, не вникают в музыкальный образ, интерес к музыке неглубок и неустойчив, эмоциональные реакции не всегда соответствуют характеру музыки, при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандартные высказывания. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости  посредством музыкального фольклора.

       Изучив имеющийся потенциал методической литературы, а также программы по комплексному изучению музыкального фольклора в детском саду, я разработала свою систему работы по приобщению дошкольников к музыкальному наследию русского народа и развитию у них эмоциональной отзывчивости на музыкальный фольклор.

       

       Для проведения целенаправленной работы  сначала определила для себя необходимость изучения проблемы формирования эмоциональной отзывчивости у дошкольников через музыкальный фольклор в процессе практической деятельности (слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах). Далее разработала комплекс тематических занятий, народных праздников с использованием музыкального фольклора. Затем составила  перспективный план музыкальных занятий на год с опорой на фольклорное наследие на основе программы Н.В. Хазовой «Горенка». В плане предусматривается непосредственное изучение музыкального фольклора, включающего следующие разделы: слушание-восприятие народной музыки, народное пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, а также знакомство с фольклорными традициями: народным календарем, обычаями, обрядами, бытом, укладом жизни.

       Пройдя подготовительный этап, начала основную работу. В виду того, что у многих детей под воздействием современной музыки, которую они ежедневно слушают дома, определенным образом складывается и формируется музыкальное мышление и слух, традиционными и обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры, необходимо перестроить такой стереотип музыкального мышления. В связи с этим, прежде всего, провела психологическую подготовку детей. На занятиях по музыкальному развитию стала проводить беседы, рассказала детям о русских народных песнях, о неразрывной их связи с бытом, трудом, жизнью крестьян. Рассказывала о праздниках и обрядах, о песнях, на которых они звучали. Большую помощь мне оказали записи народной музыки, песен, которые дети с удовольствием слушают. Именно такое ознакомление с фольклором и такая форма работы, повышает уровень их знаний, расширяет их общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливает к осознанию важности в жизни людей народной музыки, пробуждает интерес к ней. После этого я начала систематическое обучение.

     

       Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер.

       Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю.

       Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребёнка, позволяет

активизировать его самые  разнообразные творческие проявления. Освоение фольклорного материала формирует представление ребёнка о  народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.

       Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка как системы знаний о традициях русского народа (о народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках и других произведениях исконного народного творчества), так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение, творчески воспроизводить фольклорный материал).

       В основу содержания данной системы работы положены четыре основных компонента, которые должны учитываться при формировании основ фольклора в музыкальной деятельности детей:

       Эмоциональный компонент обусловлен спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью. Эмоциональный компонент предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.

       Познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора в рамках, доступных пониманию дошкольников. На основе получаемой информации у детей развиваются познавательная активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных музыкальных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.

       Деятельностный компонент также важен, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие-слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Ребенок овладевает необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.

       Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Ребенок может себя самореализовать в процессе музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и с взрослыми в ДОУ и семье.

Свою работу строила  по следующим педагогическим принципам:

  • принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям.
  • принцип природосообразности - учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.
  • принцип доступности и нарастающей трудности  -  переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника.
  • принцип интеграции - определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия.
  • принцип положительной оценки деятельности детей  способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
  • личностно-ориентированный - признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников.

       В работе над развитием эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору использовала сбалансированную систему  методов:

       Словесные - включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события.

       Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования – создание и показ дидактико-развивающих фото-  и видео- презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику.

       Практические - представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).

       Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями), а также игры-драматизации  в процесс обучения фольклорному исполнительству реализует содержание игрового метода.

       Имитационный метод - когда  дети в процессе музыкальной  деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом. Способ передачи практических навыков от педагога к детям происходит с  помощью подражания, как бы «из уст в уста».

       Репродуктивный метод - когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения. Данный  метод наибольшую эффективность имеет на начальных этапах обучения, а в дальнейшем применяется в качестве корректирующего момента.

       Метод синкретизма фольклорного творчества - синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной  народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений  активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный – в процессе исполнительского общения.  

       Метод образно-эмоциональных установок - заключается в моделировании яркого образа посредством точной эмоциональной интонации, выраженной  словодействием (удивить, позвать, побранить, схитрить, пожурить и т.п.).

 Приемы, используемые в  работе:

  • слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;
  • «живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;
  • прохлопывание ритмических рисунков мелодий;
  • использование музыкально – дидактических игр, интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;
  • пение «а капелла» детьми после настройки в определённой тональности;
  • пение с инсценированием.

7.2. Методика организации педагогического процесса.

       Как было уже рассмотрено в теоретической части опыта, классик отечественной психологии Б.М. Теплов утверждал, что ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Соответственно, эмоциональную отзывчивость принято рассматривать как одну из важнейших музыкальных способностей, которая может быть развита во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, пении, хореографии, игре на музыкальных инструментах, творчестве),  так как необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания.

       На основании выше сказанного совершенно обоснованно считаю, что в ходе приобщения дошкольников к музыкальному фольклору, создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости в совокупности с другими  музыкальными способностями. Исходя, из этого  важно определить  уровень развитости каждой музыкальной способности.  В этом направлении и выстроила свою систему работы.

       Знакомить с фольклором начинаю детей уже с младшей группы. На этом возрастном этапе (2-3 года) ввожу в мир фольклора - знакомлю детей  с

понятными и близкими им народными песнями, колыбельными, потешками, попевками, плясками, мелодиями, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистями рук и т. д. А так же знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами (колокольчиками, бубном, ложками), которые на данном этапе являются средством ритмического воспитания.      

       В среднем возрасте (4 – 5 лет) знакомлю детей с азами народной культуры, народным календарём, обращаю внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Дети осваивают малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста уже более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжаю обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, колокольчиках, трещотках.

       Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – активный этап освоения фольклора. Для работы с детьми старшей и подготовительной групп разработала тематические занятия, полностью основанные на фольклорном материале. Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форму проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.    

       Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:

- пение народных песен;

- слушание народной музыки;

- народная хореография (танцы, хороводы)

- музыкально – фольклорные игры;

- игра на народных музыкальных инструментах.

Остановимся подробнее на каждом разделе.

Раздел «Пение народных песен».

       Цель: Формирование устойчивого интереса к пению народных песен.  Развитие вокально-хоровых навыков, расширение голосового диапазона на материале песенного фольклора.

       Работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения -  чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.

       На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.

       Чтобы научить детей чисто интонировать использую простые русские народные детские песенки и прибаутки («Солнышко», «Дождик», «Петушок», «Зайка» и др.). На их основе применяю разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм…); вокализируя мелодию (на а-а…), по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя»), по рядам; пение без сопровождения (a’capella). Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя¸ что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию.

       Работая над песней, я всегда учитываю её характерные особенности. Если есть широкие скачки, то тут же продумываю приём чистого интонирования. Например, собственный показ, всё время говорю: «Пойте, как я». Такой «зеркальный» приём способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально-выразительному исполнению. Чётко разграничиваю дыхание по фразам, слежу, чтобы дети не брали дыхание в середине слова.

       Большое внимание уделяю дикции, объясняю как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» (таких слов очень много в русских народных песнях: «уродился», «умывалася», «собиралася», «поклонюся» и т. д.). Работая с детьми над внятным и правильным произношением слов, с успехом применяю  русские народные скороговорки: «Вставай, Архип, петух охрип», «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок», «Проворонила ворона вороненка», «Шесть мышат в камыше шуршат», «Наш Полкан попал в капкан» и др.

       Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки, шлепки, притопы  в ритме песни, шумовые музыкальные инструменты (бубны, ложки, палочки, кубики).

       Работа над пением ведётся эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись.

       Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Сидит Дрёма», «Ой, вставала я ранёшенько», «Валенки», «Где был, Иванушка?», «Ходила младешенька по борочку» и т. д.  Такие песни дети быстро выучивают и запоминают. Распределяем вместе с детьми роли, используем соответствующие костюмы (элементы костюма). Так же предварительно обговариваем с детьми характер каждого героя, особенности звуковедения вокальной партии и воплощения пластического образа.

       Для того, чтобы правильно выразить сюжет песни, точно передать характер своего героя, а так же воплотить пластический образ, дети должны этому научиться за ранее. Для этого я использую ряд методов.              

       Репродуктивный, имитационный методы включаю на начальном этапе обучения, когда дети выполняют действия, которые предложу им я, чтобы постепенно дети освоились в этой роли. Они имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные мной. После такой «подсказки» ребенку уже легче будет проявлять свою инициативу в передаче музыкального образа.

       Метод образно-эмоциональных установок помогает мне привить умение выражать разные эмоции (удивление, радость, хитрость, грусть, испуг и др.). Разными способами (мимикой, жестами, интонацией, словодействием). Для этого использую специальные упражнения для развития эмоций, которые очень нравятся детям. Например, задаю задание детям произнести с разной интонацией фразу: «Здравствуйте, ребята» - радостно, грустно, злобно, хитро и т.д. При этом, на начальном этапе обучения, сама с ними здороваюсь с разными оттенками интонации и мимики. Детей это очень забавляет и веселит.  Такое обучение проходит в игровой форме (игровой метод). На занятиях также использую «пиктограммы» - набор карточек, изображающие мордашки с разными  эмоциями. Они позволяют познакомить детей с различными  оттенками человеческих эмоций, а так же осознать и выразить свои эмоции.

       После такой предварительной подготовки дети в дальнейшем процессе инсценировки песен эмоционально раскрепощаются, у них  развивается воображение, творческие способности. Исполнение песен становится более эмоциональным и ярким. Они с удовольствием передают шуточное настроение народных песен, частушек, музыкальных прибауток («На улице две курицы», «Бай-качи, качи», «Комара муха любила» и др.)

       Инсценировка песни также может включать в себя музицирование на детских музыкальных инструментах, входящие в состав русского народного оркестра - ложках, трещотках, бубне, колотушках, рубеле, бубенцах, свирели, гуслях и др. («Ой, вставала я ранешенько», «Во кузнице» и др.)

       

Раздел «Слушание народной музыки».

       Цель: Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать  фольклорный  багаж.

       В данном разделе знакомлю детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни (Ф.Шаляпин, К. Шульженко, М. Мордасова, Л. Русланова и др.). На основе слушания народных песен провожу с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.

       Так же прививаю детям интерес и любовь к русским народным инструментальным произведениям. Как образцы даю на слушание произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и "Ходила младешенька по борочку". Учу детей вникать в музыкальный образ, сравнивать и анализировать  характер произведений, а так же учу, чтобы высказывания были  более развернутыми, не примитивными. Учитывая живой интерес детей и их эмоциональную настроенность, часто использую вопросы: "Почему", "А как ты думаешь?". Создавая проблемную ситуацию, тем самым заставляя детей задумываться, сопоставлять, сравнивать, вспоминать и, соответственно их возрасту, делать обобщение, вывод. Так, путем сравнивая контрастных по характеру произведений, дети сами приходят к выводу, что одна мелодия веселая, задорная, озорная, плясовая и под нее можно танцевать, а другая напевная, под нее удобно водить хоровод, т.е. спокойно двигаться.

       При прослушивании музыки обязательно использую иллюстрации, репродукции картин русских художников.

       Так же знакомлю со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки). Детям рассказываю об истории их происхождения, и даже о том, из какого материала сделаны народные инструменты. Дети очень заинтересовываются не только звучанием музыкальных инструментов, но и их внешним видом. Большую часть народных музыкальных инструментов приношу на музыкальные занятия и дети имеют возможность увидеть их не только на картинках, но и воочию, наглядно, при этом им всегда интересно потрогать инструменты и извлечь из них звук. И это вызывает у детей огромное удовольствие. В аудиозаписи дети слушают игру оркестров русских народных инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров.

       Для закрепления знаний народных инструментов провожу музыкально-дидактические игры «Распредели инструменты по группам по способу их звучания», «Определи инструмент по звучанию», «Музыкальное лото», «Убери лишний инструмент», «Собери картинку» («Разрезные картинки»).

       Старших дошкольников знакомлю с новыми музыкальными терминами -  «хор», «ансамбль», «оркестр», «дирижер», «певец», «музыкант», «исполнитель». В занимательной форме рассказываю детям историю о первом оркестре русских народных инструментов и его  создателе В.В.Андрееве.

       Ознакомление детей с живым наследием музыкального фольклора и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней.

Раздел «Народная хореография».

       Цель: Широко использовать русскую народную музыка в обучении детей народным танцам и хороводам.  Развивать на основе народной музыки координацию движений и чувство ритма. Учить передавать в движениях характер музыки.

       Подбирая музыку для движения, я исхожу из того, что она должна быть художественной, доступной ребёнку по форме и по изложению. Важно, чтобы ребёнок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как, например,  ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении. Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.

       Сначала учу детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски: дробный (топающий) шаг, простой хороводный шаг, шаг с притопом с движением вперед, переменный, приставной боковой шаг. Обучение строится в игровой форме. Придумываю сюжет, рассказ. Например, топающий шаг – прогулка по первому снегу, хороводный шаг – гуляние по лугу, по осеннему парку. Учу детей правильно, ритмично и красиво выполнять тот или иной танцевальный шаг, реагировать движением на смену частей или характера музыки.

       Воспитывая ритмический слух детей на интонациях народных песен, широко использую дидактический материал, наглядные пособия, комплекты ритмических карточек, музыкально-двигательные упражнения, различные ритмические игры. В игре «Ритмическая перекличка»  использую прием «эхо» -  отстукиваю ритмический рисунок, а дети точно и дружно повторяют его, используя хлопки, шлепки, притопы.  Или  другой вариант: одна часть детей отстукивает ритм со слоговыми названиями («ТА-ТА» - длинные звуки, «ти-ти» - короткие звуки),  как бы спрашивая, другая - на эти же слоги отвечает. В этой же игре заменяю хлопки, шлепки и притопы музыкальными инструментами, т.е. дети отстукивают ритмический рисунок на шумовых инструментах (ложках, бубнах, кубиках). Такой прием заинтересовывает детей, оживляет их эмоции, придает игровой характер обучению. У детей постепенно вырабатывается умение отстучать ритм в доступных для них произведениях.

        В этот раздел так же вводится разучивание танцевальных элементов народных хороводов, плясок: «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «припадание», «верёвочка», полуприседания и др. Очень помогают в разучивании танцевальных элементов народных плясок определенные подговорочки. 

       Например, движение  «гармошечка» следует сопровождать такой подговорочкой:

       «Ты играй, моя гармошка,

        До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

        Посмотрите, полюбуйтесь,

        Как танцуют на Руси».

Движение ног «гармошечка» очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют.

Подговорочка для «ковырялочки», «дроби»:

       «Каблучками я стучу,

       Пляску русскую учу.

       Пляска русская моя

       Замечательная».

Подговорочка для полуприсядки, присядки:

       «Сяду, встану, сяду, встану

       И как мячик подскачу.

       Приседать я не устану,

       Я танцором стать хочу».

       Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», «Сударушка», «Русский танец с ложками», танец «Яблочко» и др.

       В раздел «Народная хореография» так же включены русские хороводы с пением - это форма исполнения народной песни с выражением ее содержания в хореографическом движении («А я по лугу», «Во поле береза стояла», «Земелюшко-чернозем», «На горе-то калина», «Травушка-муравушка» и др.) Сопровождение пения движением, на мой взгляд, способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой.

       Хороводы, созданные на основе русских народных песен, разнообразны как по характеру, так и по содержанию они воспитывают эстетический вкус, прививают высокие нравственные чувства, развивают слух и голосовые возможности ребёнка. Хороводы то спокойно величавые, то затейливые и искристо-весёлые пришли к детям из взрослых форм, постепенно изменяясь, приближаясь к детскому восприятию, сколько добрых ощущений испытывает ребёнок в хороводе.  Хороводы даже у самого застенчивого ребёнка вызывают желание проявить себя.

       Систематическое использование хороводных игр создаёт предпосылки для творческой инициативы самих ребят, дети эти игры используют в игре и дома, в гостях с друзьями.    

       

Раздел «Музыкально-фольклорные игры».

       Цель: Развить индивидуальные качества личности ребенка, способность к творческому самовыражению путем исполнения в музыкально – фольклорных играх ролей различных персонажей.

       Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

       На своих занятиях используется большое количество народных игр. Детям очень нравятся русские народные игры: «Паучок», «Ворон», «Горелки», «Жмурка», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

       Народные игры доступны и понятны для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

       Народные музыкальные игры с пением имеют большой потенциал не только в сфере музыкального воспитания, но и в развитии познавательного интереса, обогащении и расширении кругозора, патриотическом воспитании. Содержание игры знакомит детей с бытом, традициями, повествует о жизни русского народа, рисуя красоту русской природы, решая проблему патриотического воспитания, например хоровод «Во поле береза стояла» рассказывает о том, откуда появились русские народные инструменты: балалайка, гудочки, из чего их смастерили.

       Так же музыкально – фольклорные игры развивают творческое воображение, вызывают стремление к деятельности, формируют внутренний духовный мир ребенка  и  побуждают к творчеству. Учитывая это, при разучивании игры, стараюсь не навязывать движения детям, чтобы не погасить детскую фантазию и творчество, а рекомендую и показываю им примеры возможных движений. В дальнейшем дети выполняют движения самостоятельно, добавляя свои элементы движений, стараясь выразить  определенный игровой образ.

       Чтобы подвести детей к  выразительному исполнению знакомых движений, использую прием похвалы – приветствую любые своеобразные проявления в исполнении, хвалю даже просто за попытку, может не совсем удачную, выразить свои чувства и переживания. Стремлюсь к тому, чтобы дети хотели самостоятельно заниматься игровой деятельностью.

       Как правило, в народных играх встречаются непонятные детям слова. Чтобы детям стало ясно все происходящее действие, разъясняю текст. Заучивать текст с детьми стараюсь не зубрежкой, а так, чтобы детям все действие представлялось последовательно. Даю указания на последовательность действий вместе с ассоциацией текста с музыкой, а так же во время пропевания песни. Это приводит к быстрому и прочному усвоению текста. Такого рода заучивание заставляет детей переживать песню, а не автоматически пропевать слова. Это живое переживание содержания песни впоследствии придает жизнь всему исполнению.

       Так же при разучивании музыкальных игр, даю словесные установки изобразительного характера  типа: «вот идет неуклюжий медведь» или: «идет хитрая, кокетливая лисичка», «рыскает злой, голодный волк», чтобы ребенок при недостатке творческого воображения пытался раскрыть, изобразить характер персонажа.

         Разнообразить игровую ситуацию можно разнообразными считалками, например при выборе ведущего:

       Шёл баран по крутым горам

       Вырвал травку, положил на лавку

       Кто травку возьмёт,

       Тот вон пойдёт.

Или:              

       Катилось яблочко

       Мимо сада

       Мимо огорода

       Мимо частокола

       Кто его поднимет

       То вон выйдет.

       

       Эти считалки тоже являются образцом народного фольклора. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр. Народные игры, в которые входят считалки, приговорки дети любят и с желанием играют в любое время. Это «Каравай», «Кошки-мышки»,  «Теремок».

       По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Они наилучшим образом способствуют развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.      

Раздел «Игра на народных музыкальных инструментах».

       Цель: увлечь детей народными музыкальными инструментами; формировать  навыки игры на народных музыкальных инструментах; продолжать знакомить с многообразием народной музыкальной культурой в практике музицирования;  дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на народных инструментах.

   

       Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Я заметила, что дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Это стимулирует детей к активному выражению чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают русские народные песни («Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я», «Светит месяц», «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», и др.),  сопровождая их игрой на народных музыкальных  инструментах, при этом у них появляется стремление активно реализовать себя в музицировании.

       Работу  по  ознакомлению  с  инструментами  и  последующему  обучению  на  них  провожу  последовательно  и  организованно. Об истории создания каждого инструмента предварительно рассказываю в разделе «Слушание народной музыки».

       Для обучения детей игре на музыкальных инструментах использую следующие методы: 

Метод «Педагог и ребенок» используется для совместной деятельности педагога с ребенком в ДОУ.

Словесный метод использую во время проведения музыкально- дидактических игр, рассматривания музыкального инструмента, вопросов педагога и ответов детей, экспериментирования.

Наглядный метод использую во время:

- проведения музыкально- дидактических игр,

- экспериментирования,

- рассматривания демонстрационного и раздаточного материала;

Практический метод использую, когда необходимо:

- организовать продуктивную деятельность;

- провести игры.

Игровой метод использую в организации учебно-игровой деятельности.

       Музыкально-дидактические игры играют немаловажную роль при обучении детей на музыкальных инструментах. Подбираю такие дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах («Музыкальное лото», «Выполни задание», «Определи инструмент», «На чем играю?», «Определи по ритму» и др.)

       Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах  провожу в три этапа:

1 этап -  извлечение одного звука и передача просто ритмического рисунка на ударном инструменте (барабане, бубне, ложках, палочках, треугольнике).

2 этап -  освоение исполнительских приёмов;

3 этап - целостное воспроизведение мелодии, освоение игры в оркестре.

       Обучаясь  игре  на  детских  музыкальных  инструментах,  дети  открывают  для  себя  мир  звуков,  у  них  улучшаются:  качество  пения  (они  чище  интонируют),  качество  музыкально-ритмических  движений  (дети  чётче  воспроизводят  ритм).  Многим  игра  на  музыкальных  инструментах  помогает  передать свои чувства,  внутренний  мир,  обогащает  музыкальные  впечатления, а так же оказывает  ничем  незаменимое  воздействие  на  общее  развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,  ребенок  становится  чутким  к  красоте  в  искусстве  и жизни.  

       Наряду с традиционными формами организации занятий, для осуществления поставленной цели по приобщению дошкольников к русскому народному музыкальному творчеству и развитию на его основе эмоциональной отзывчивости у детей, применяю современные инновационные технологии. Это - технологию проектной деятельности и информационно-коммуникационную технологию (ИКТ). Данные технологии являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.

       Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских и практических задач. Смысл проектной технологии заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний.

       Так, мной были разработаны: долгосрочный фольклорный музыкально-образовательный проект «Русская изба», среднесрочный проект «В гости Пасха к нам идет», краткосрочный «Широкая Масленица», целью которых является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, изучение русского быта, народных традиций и развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через быт, традиции, обряды.

       Информационно-коммуникационная технология так же позволяет мне приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора,  народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме. ИКТ выполняет функцию наглядных ресурсов и позволяет детям более ярко и эмоционально воспринять новые знания о предмете. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволили вызвать активный познавательный интерес у детей к народному фольклору. Для защиты проектов, для введения новой темы так же использую ИКТ в виде презентаций.

       Свою деятельность по приобщению дошкольников к музыкальному фольклору продолжаю в фольклорном кружке «Солнышко», для ведения которого разработала тематическое планирование. В кружке занимаются наиболее музыкально одаренные дети ДОУ, они часто выступают перед сверстниками и взрослыми в детском саду, так же являются участниками детских фестивалей «Веселые нотки», проводимые в городе.

       Разученные на занятиях народные песни, частушки, танцы, импровизации на музыкальных инструментах, инсценировки шуточных песен  включаю в народно-календарные праздники и развлечения.

      Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы мной создана развивающая среда: 

- подобран наглядный материал;

- музыкально-дидактические игры;

- составлены конспекты занятий;

- разработаны сценарии музыкально – фольклорных праздников;

- собрана  коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки,     колокольчики, бубенцы, балалайки, ложки, дудочки и т.д.);  

- сшиты народные костюмы для взрослых и детей;

- подобрана фонотека произведений народной музыки.

 

       Следует заметить, что добиваться желаемого результата в моей работе мне помогают и воспитатели, и родители.

       Активно участвуя в занятиях, воспитатели не только помогают детям в исполнении песен, хороводов, игр, но и сами усваивают материал, а затем включают те или иные песни, игры, хороводы в повседневную жизнь детей. Воспитатели активно участвуют в проведении фольклорных праздников и развлечений для детей, принимают участие в общих плясках, играх, песнях, в оркестре народных музыкальных инструментов. Проводим совместную с воспитателями проектную деятельность по приобщению детей к календарно-народным праздникам («Пасха», «Масленица»). Воспитатели всегда советом и делом помогают в организации праздников и развлечений,  как в детском саду, так и на участке.

       Имеется также положительный опыт в привлечении родителей к моей работе. Провожу работу по пропаганде русской народной музыки. Привлекаю их к участию в народных праздниках для детей, фольклорных посиделках. Родители охотно участвуют в утренниках. Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают участие родители, их присутствие создает теплоту, уют, семейную атмосферу. Они могут включиться в детские игры и аттракционы. А какой восторг вызвало у детей, когда бабушки запели на два голоса русскую народную песню на «Веселых посиделках», мамы – частушки, папы - русский романс, дедушка заиграл на баяне. Провожу  с родителями общие и индивидуальные консультации, а также беседы об успехах их детей в музыкальной деятельности, многим родителям рекомендую дальнейшее музыкальное воспитание детей.

  1. Результативность опыта.

       В результате комплексного и творческого подхода, целенаправленной систематической и последовательной работы по приобщению детей к музыкальному фольклору и развитию на его основе эмоциональной отзывчивости достигнута положительная динамика, на что указывают данные диагностики. В связи с тем, что эмоциональная отзывчивость, как способность, развивается наряду с другими музыкальными способностями (ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувство ритма), в итоговой диагностике, которая проходила по методике О.П. Радыновой, мной был исследован уровень развитости каждой музыкальной способности. Анализ результатов показал, что высокий уровень составляет 65% детей, средний – 35% и низкий – 0%. За 2 года показатели высокого уровня  увеличились на 55%, а показатели низкого уровня свелись к 0%

       Итоги мониторинговых показателей, а так же наблюдения за развитием музыкальных способностей в процессе целенаправленной систематической работы с детьми в данном направлении, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. К 7-му году жизни дети знают и используют критерии эмоционально-эстетической оценки произведений народного фольклора, высказывают свои эмоционально-эстетические суждения и аргументируют их. Адекватно, ярко, глубоко реагируют на все жанры народного фольклора. Дети свободно рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, связанных с музыкальным образом, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, движения, позы, мимику, интонацию. Понимают средства выразительности, используемые в народном творчестве для передачи эмоций. У детей появился большой интерес к слушанию и разучиванию музыкального фольклорного материала, стимул к выступлению на праздниках. Это помогает раскрыть музыкальные и творческие способности детей, придает им уверенность в себе, развивает желание к дальнейшему продолжению изучения фольклора.

       Таким образом, опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, а также создает положительную  эмоциональную обстановку, что способствует формированию творческих способностей детей.

       Большинство  моих выпускников сейчас обучаются в школе искусств, посещают театральные студии, танцевальные кружки. Многие из них принимают активное участие в городских концертах, хоровых фестивалях. С некоторыми своими выпускниками, будучи уже взрослыми, даже совместно участвуем в общих концертах, которые проходят в городском доме культуры, т.к. сама принимаю активное участие в культурной жизни города, являясь участницей городского академического хора уже 25 лет. Поэтому испытываю огромную гордость за своих выпускников, которые не утратили интерес и любовь к музыке, ту  часть духовности, которую я в них вживила и «заразила» этой преданностью к музыкальному искусству.

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». М. «Владос».1999.
  2. Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста [Ноты] / Н. В. Зарецкая. - М. : Айрис-Пресс, 2007.
  3. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика / Е. И.
  4. Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Академия, 2004.
  5. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду»

Творческий центр. Москва. 2006г.

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"  - Спб., 1998
  2. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие для вузов / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграев. - М. : Академия, 2003.
  3. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С-П. «Детство – Пресс», 2008.
  4. Мельников М.Н. Русский фольклор. М., 1987.
  5.  Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. - М., 1992.
  6.  Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999
  7.  Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000.
  8.  Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2009г.  
  9.  Хазова М.В.  «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М. «Владос».1999г.

Приложение 1

Выявление уровня эмоциональной отзывчивости по методике О.П.Радыновой

Год

Возраст

Кол-во детей

Начало

 года

Конец года

2012 - 2013

Старшая

группа

22

В - 10% (2реб)

С - 50% (11дет)

Н - 40% (9дет)

В - 30% (6дет)

С - 45%(10дет)

Н - 25% (6дет)

2013 - 2014

Подготовительная

группа

22

В - 40% (9дет)

С - 40% (9дет)

Н - 20% (4реб)

В - 65%(14дет)

С - 35% (8дет)

Н - 0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание эмоционально творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности».

Одной из основных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства, певческой деятел...

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»

Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и разв...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору

Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способ...

Опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы»

В реалиях современного мира дети становятся более чёрствыми, не откликаются и не сопереживают. В связи с этим представлен опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старше...

Перспективный планирование развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы

Разработка перспективного плана по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы....