" Нетрадиционные формы работы с родителями в д/с в условиях реализации ФГОС"
статья

Безлаковская Елена Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_roditelyami.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Безлаковская Елена Сергеевна

BezlakovskayaElenaS.

Воспитатель

МБДОУ ЦРР – Д/С №2, Россия, г.Сатка

elenadasha72@mail.ru

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Аннотация: Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей.

Важнейшим требованием, которому должен отвечать современный детский сад, чтобы обеспечить целостное развитие личности ребенка, является  развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее и интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед ними задач. И очень важно, чтобы они были построены на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Как показывает практика, далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Именно поэтому родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного  учреждения. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия, которые отвечают  правилу Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму"

На начальном этапе знакомства педагога с семьями воспитанников снять барьеры общения, возникающие по разным причинам на пороге выстраиваемоговзаимодействия, педагогам желательно использовать методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с ними. ("Наши звездочки" (фотовыставка о хобби  и увлечениях родителей), "Отец и мать - священные слова" (фотовыставка о семьях, сопровождающаяся пословицами русского фольклора), "Расскажем о папе" (выставка детских рассказов), «Мой малыш» (альбом о привычках, потребностях и любимых занятиях ребенка)).Также на этом этапе целесообразно ввести рубрику "Почтадля родителей" (ящик вопросов и ответов анонимного и индивидуального характера). Отсюда же черпаются наиболее волнующие и актуальные для родителей темы. В связи с этим определяются проблемы, и проводится работа в разных направлениях.

Наглядной формой предъявления информации для родителей может стать создание информационного издания в ДОУ в виде газеты. Ее содержание разбито на основные рубрики. Информация, представленная в издании очень разнообразна, она напрямую или косвенно касается детей,педагогов и родителей ДОУ. Основная ее цель - это обеспечение единства общественного и семейного образования.

Родительские собрания в детском саду традиционно остаются самой распространенной формой взаимодействия с семьями. Неслучайно такая форма работы является востребованной педагогическими коллективами, так как она позволяет решать целый комплекс педагогических задач работы дошкольного учреждения. С целью активизации родительского участия можно разнообразить саму форму проведения, превратив ее из официального мероприятия в неформальную обстановку.Например: «Круглый стол для родителей»; «Педагогическая гостиная»;  «Вечера вопросов и ответов»; « Семейный круг»; «Фестиваль добра».

Такжеможно освоить новые формы обучения родителей: мастер – классы, тренинги, проекты, игры, родительские всеобучи, семинары – практикумы, которые предполагают активное участие самих родителей.Такие встречи создают положительный настрой на откровенный, деловой разговор. Активизируют внимание родителей и способствуют более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждают к обмену собственным опытом семейного воспитания.

Для еще более успешного включения родителей в жизнь детей в детском саду, определяются мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом и воспитательном процессе.Очень познавательно и продуктивно можно провести рубрику «Встреча с интересными людьми», где интересными людьми являются сами родители детей. Несомненно, что каждый из нихявляетсяпрофессионалом в каком-то деле. Родители рассказывают детям о своей профессии или проводят мастер-классы. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. Например, папа - полицейский проводит «Уроки мужества» для мальчиков, папа - инспектор ГИБДД рассказывает об основах безопасности поведения на улицах города.Мама проводит мастер-класс :«Как приготовить канапе из фруктов», бабушка – доктор учит оказывать первую медицинскую помощь.

Еще одной, особо ценной для детей формой общения с родителями являются экскурсии по месту работы. Так, например, после ознакомления детей с профессиями взрослых организовываются целевые прогулки и экскурсии. Дети обогащают свои знания и представления о труде взрослых, а также испытывают чувство гордости за то, что их родители заняты необходимой для других людей работой. Они видят значимость труда родителей и уважение этого труда окружающими.

Развитию интереса к искусству и разнообразной художественной деятельности, творческих способностей детей и взрослых, сохранению и развитию теплых эмоциональных отношений воспитывающих взрослых в детском саду и семье способствуют семейные студии. Это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством: «Поможем тем, кто рядом» (выставка кормушек для птиц), «Самая новогодняя игрушка», «Дары осени», «Мы – писатели» (рукописные книги, сделанные всей семьей). Вся работа, начиная с организации павильона, должна проходить с участием родителей. Такие выставки приносят большое удовлетворение, как взрослым, так и детям.

Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, являются семейные праздники в детском саду.

Таким особым днем может стать День матери, День отца, День именинников (по сезонам), День пожилого человека, Международный день семьи и так далее. Эти дни позволяют воспитывающим взрослым поразмышлять о роли матери и отца, семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности взрослых и детей, как проекты.  Так в рамках реализации проекта «Моя малая Родина» можно организовать, совместную с родителями экологическую экспедицию.

Использование педагогами в своей работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Таким образом, нетрадиционные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «Семья – ребенок – детский сад».

Список литературы

  1. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы  (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования) / Н.Е. Веракса[и др.] ; М.: «Мозаика – Синтез», 2011. – 282 – 292С.
  2. Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа / С.В.Чиркова. – М: ВАКО, 2011. – 256с.
  3. Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / С.В.Чиркова. – М.ВАКО, 2013. – 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДО»...

Статья: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС».

В данной статье собран материал моей личной работы с родителями в условиях ФГОС. Даны рекомендации, освещены общие понятия в связи с изменениями в работе музыкальных руководителей....

Статья .«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ».

Статья «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ»....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»

Краткое описание моего опыта работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»...

«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ».

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Цели и з...