Статья: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС».
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Васнихина Елена Евгеньевна

В данной статье собран материал моей личной работы с родителями в условиях ФГОС. Даны рекомендации, освещены общие понятия в связи с изменениями в работе музыкальных руководителей. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС». 

    В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. В различных контекстах звучит, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а новой национальной идеей.

    Этот вывод особенно важен для системы дошкольного образования, где роль взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников выдвигается на передний план. От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей. Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства.

    Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

   В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом 17 октября 2013 года и вступившем в силу с 1 января 2014 года большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей.

   В параграфе 1.4. «Основные принципы дошкольного образования» одним из принципов воспитания выделяется сотрудничество Организации с семьей.

   В параграфе 1.6. выделяется задача: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

     В параграфе 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.

    Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

    Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность поиска различных форм сотрудничества детского сада и семьи.

     Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

      Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству и литературе – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

    Работа с родителями - один из сложнейших аспектов в работе педагога. В стандартах прописано, что родитель является участником образовательного процесса.  Поэтому, нужно довести до сознания родителей, что это участие, прежде всего – их обязанность, они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок стал успешным. Родитель должен понимать, что его ребёнок индивидуален, у него могут быть свои особенности в развитии, не надо требовать от него одинаковой успешности во всём.  

    Проводя работу  с родителями по музыкально – творческому направлению я, в своей работе, провожу анкетирование для выяснения условий в семье для музыкального развития. Прошу ответить родителей на вопросы: есть ли музыкальное образование у родителей, есть ли музыкальные инструменты, часто ли посещают культурные мероприятия, какие творческие хобби есть у членов семьи. Выяснив эти условия, даю  индивидуальные консультации по музыкальному развитию в семье.

В настоящее время, когда в обществе и государстве меняется представление о процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения, не сотрудничество, а именно партнёрство является наиболее перспективным и эффективным видом взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями.

    Партнёрский уровень взаимоотношений предполагает согласованную позицию на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребёнка, как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей.

      Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей должно рассматриваться как взаимная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребёнка. В связи с этим актуальна разработка моделей педагогических и организационных условий взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями как с партнёрами.

    Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Формы работы взаимодействия с семьёй:

1.   На открытые музыкальные занятия приглашаем всех желающих родителей для повышения компетентности в музыкальной области. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ГБДОУ.

Далее, музыкальный руководитель знакомит родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

Для приобретения родителями практических навыков музыкального развития, необходимо проводить мастер-классы по дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастике, логоритмике.

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации. 

Цель:  формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми.

Родители – полноправные участники таких мероприятий:

- Разучивание стихов, песен, танцев;

 - Работа над ролью ребенка;

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков;

 - Разучивание роли самого родителя, участвующего в данном празднике.

4. Информационно - аналитический стенд с информацией:

- Работа музыкального зала, расписание музыкальных занятий;

- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;

- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию;

- Фотографии занятий, выступлений.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

     Данные формы работы музыкального руководителя направлены на решение программных задач художественно-эстетического развития дошкольников. Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, становятся нашими соратниками, у них появляется мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ГБДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей. Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. В таком единстве дети понимают, что мир взрослых – надежный, крепкий, безопасный!

    Ключевая установка стандарта дошкольного образования — это поддержка разнообразия детства. Это дополнительная индивидуальная работа музыканта, воспитателя и родителя вне музыкального занятия.

Литература:

1. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников ДОУ»  Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. 2004 г.

2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. «Работа с родителями в ДОУ» 2005г.

3. Т. А. Евтюкова «45 занимательных викторин»; Новосибирск 2007 г.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» /Методический аспект/ 2005г.

5. М. Ю. Картушина. Сценарии оздоровительных досугов для детей. Москва. "Сфера". 2004.

6. Лобза О. В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни», 2000г.

7. Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ, 2004г.

8. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?»; Генезиз. 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию»

Консультация для педагогов  о формах  работы взаимодействия с семьёй....

«Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию»

. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребё...

Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию

Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка....

Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию.

О поиске новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, являющейся важным направлением качества музыкального образования дошкольников....