Писатели детям о войне
презентация на тему

Любовь Константиновна Нехаева

Знакомство дошкольников с произведениями, в которых писатели рассказывают детям о войне, одна из важнейших задач патриотического воспитания подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад19.31 КБ
Файл Писатели детям о войне2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №16 «Елочка»

Писатели детям о войне

Подготовила:

Нехаева Любовь Константиновна

Воспитатель  1 кв. категории

МДОУ  д/с №16 «Елочка»

Южноуральск 25.03.2015г.

Писатели детям о войне

Знакомство дошкольников с произведениями, в которых писатели рассказывают детям о войне, одна из важнейших задач патриотического воспитания подрастающего поколения. Благодаря специальным занятиям, беседам, чтению коротких эпизодов из произведений В.П.Катаева «Сын полка»; В.О.Богомолова «Иван»; А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», дети старшего дошкольного возраста узнают о произведениях посвященных ВОВ, знакомятся с изображением ребенка, оказавшегося в неестественных условиях взросления на войне.

Особое место в знакомстве с военной темой занимают лирические произведения:  именно стихотворения входят в круг чтения ребенка с раннего детства, обозначая природную тягу к ритмично-звучащей речи. К.И. Чуковский писал: «… среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно  любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это дети, особенно маленькие… стихи для детей- норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей». Специфика восприятия поэзии дошкольниками заключается в прямом сопереживании героям. Кроме того, ребенок способен воспринимать сложные по содержанию и художественным средствам стихи, понимая позицию автора, вырабатывать  свое собственное  отношение. Обращение к балладе А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» может решить целый комплекс задач, связанных с восприятием поэтического повествования о войне. Важно помнить, что  в дошкольном возрасте большое значение  имеет подготовительная работа, способствующая полноценному восприятию текста. Поэтому  необходимо настраивать ребенка на эмоциональный тон произведения,  постараться вызвать соответствующие  эстетические переживания. Для решения этой задачи, безусловно, необходимо познакомить ребенка с историческими факторами, о вкладе детей в победу в тылу и партизанских отрядах. Надо сказать  детям, что зачастую авторы произведений о  войне  сами были участниками сражений, много видели своими глазами и писали о  действительно происходящих, а не выдуманных событиях. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что  же такое «война», можно  предлагать ему рассказы об этом тяжелом времени в истории страны:

С.Алексеев «Рассказы о войне»;

С.Баруздин «Шел по улице солдат»;

А.Комиль «Твои защитники»;

А.Маркуша «Я- солдат, и ты- солдат»;

А.Митяев «Письмо с фронта»;

А.Гайдар «Клятва Тимура», «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове».

Чем старше становятся дети, тем больше требований предъявляют к ним родители, постоянно напоминая о том, что они уже «не маленькие». Война не давала детям на взросление- они сразу становились взрослыми. Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие  о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их не возможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по настоящему любить свою семью, ценить все-то хорошее, что есть в их жизни:

А.Артюхова «Светлана»;

Л.Воронкова «Девочка из города»;

В.П.Катаева «Сын полка».

Юные читатели знакомятся с литературой о ВОВ, узнают и о том, что дети не только боролись с трудностями военного времени  в тылу- многие внесли свой не посредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом на ровне со взрослыми.

Б.Болтер «До свидания, мальчики!»;

В.Богомолов «Иван», «Зося».

Война шла не только на фронте - в тылу то же гибли люди. Бомбежки, голод, тяжелый физический труд на предприятиях, болезни, потери близких людей, уносили тысячи и тысячи жизней.

Самые трагические страницы истории  связаны с блокадой Ленинграда. О том, что  происходило в городе в это страшное время, какие жуткие испытания голодом и  холодом пришлось выдержать ленинградцам, ребята могут узнать из произведений Л. Никольской «Должна остаться живой».

 Что дает  детям чтение столь серьезной и в определенной степени, тяжелой для них литературы? Именно благодаря произведениям авторов-современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе  события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма: дают целостное представление о ВОВ; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколько не было далеко прошлое, память о нем важна: ребята став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторялись в жизни народа.

 И хочу закончить свое выступление стихотворением Л.К. Татьяничевой, нашей землячки, которая прожила на Урале с 1926-1965гг.

«Ириски»

Все это было, в самом деле

В войну

В приволжском городке

Погиб ребенок при обстреле

С ириской

В смуглом кулачке.

И мать,

Не столько в годовщину.

Все эти тридцать долгих лет

Приносит на могилку сыну

Кулечек простеньких конфет.

Отмерив, путь,

Теперь не близкий,

У вечной памяти в плену,

На чистый дерн

Кладет ириски

Она ребенку своему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Писатели детям о войне » Материал п одготовила : Нехаева Любовь Константиновна воспитатель I квалификационной категории МДОУ детский сал №16 «Елочка »

Слайд 2

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? У детей мышление образное, представлениями, картинками, и эти образы нужно им дать. Через картины, художественную литературу, песни, фотографии

Слайд 4

Эти два рассказа С. Алексеева можно найти в переиздании рассказов 2005 года «Московская битва Алексеев С. « Наташка» Война глазами маленькой девочки. Написано советским автором очень хорошо для дошкольного возраста – кратко, ёмко. Алексеев С. «Три приятеля с Волхонки » Рассказ о мальчишках, которые работали на заводе во время войны. Из этого рассказа ребята узнают о трудовых подвигах маленьких детей во время войны.

Слайд 5

Митяев «Секрет бабушки Бабуры » В этой книжке интересен рассказ «Дедова медаль». Читая рассказ о внуке Сергее, дети задумаются о цене медали, военной награды.

Слайд 6

А . Митяев «Самовар» А. Митяев « Землянка» Детям легко будет читать эти книги о войне, написаны они очень просто. Здесь не нагнетается ужаса, кошмара войны.

Слайд 7

Известный русский писатель Константин Паустовский тоже писал о войне для малышей. В серии «Библиотека детского сада» были выпущены такие книги Паустовского, как «Стальное колечко» и «Похождения жука-носорога» - история про то, как жук прошел всю войну и вернулся на родину. Очень трогательно и интересно для малышей рассказывается о войне глазами жука. У него там было даже место для геройства! Рассказ К. Паустовского «Стальное колечко» о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке, которая она и получила за свою доброту от солдата. А также о необыкновенной любви к своей Родине, к своему краю, к природе, которая нас окружает.

Слайд 8

Аркадий Гайдар «Поход ». Прекрасное произведение о войне для дошкольников. Отсутствие какого-либо, рассказывают о совсем маленьком мальчике – малыше Альке. У которого ночью папу призвали воевать, а он не видел этого и страшно разозлился с утра, что его тоже не взяли «в поход». А мама ему «разрешила» идти в поход, только сказала, что к нему нужно тщательно готовиться. И вот пока шли дни, война закончилась, и папа вернулся. «Он, конечно, обнял мать. Он осмотрел всё Алькино снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: всё это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжёлых боёв и опасных походов будет и впереди на этой земле ещё немало».

Слайд 9

Таким образом лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма: дают целостное представление о ВОВ; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколько не было далеко прошлое, память о нем важна: ребята став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторялись в жизни народа.

Слайд 10

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

:Проект для детей (старшей группы 5-6лет) "Писатели - детям"

С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пос...

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с младшего дошкольного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорит...

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Детям, которые, к счастью, не узнали войны, сложно объяснить, как жилось в трудные времена их ровесникам. На помощь приходит литература. Книги для детей о войне также полны боли и слез, но в них есть ...

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне! Краткосрочный дистанционный проект "Расскажем детям о войне"

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне!Тема: «МЫ ПРАВНУКИ СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ» для детей старших и подготовительных групп.Цели:1.Формировать чувство ист...

Проект по знакомству с творчеством детских писателей в средней группе «Писатели - детям»

По данному проекту воспитанники более глубже изучат творчество руских писателей таких, как А.Л. Барто, В.Г.Сутеев, С.Я.Маршак, Э.Н. Успенский, С.В.Михалков, К.И.Чуковский, В.Д.Берестов, В.Ю.Драгунский...