Консультация для родителей Монтессори-педагога: подготовка детей к практической жизни
консультация на тему

Как подготовить детей к практической жизни?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Монтессори-педагога: подготовка детей

к практической жизни

    В книге «Открытие ребенка» Мария Монтессори писала: «Если хорошо подумать, упражнения в практической жизни - настоящая гимнастика, так что само повседневное окружение является школой совершенствования всех движений. Скатать ковер, почистить пару ботинок, вымыть раковину или пол, накрыть на стол, открывать или закрывать ящики, крышки, двери и окна, убрать комнату, аккуратно поставить стул, закрыть занавеску - это упражнения, при которых либо все тело, либо то или иное движение совершенствуется. С помощью обычной работы ребенок учится двигать руками и кистями, а мускулатура развивается быстрее, чем при гимнастике».

Совершенствование движений, их координация, контроль - насущная потребность ребенка именно в период детства. В возрасте примерно от года до четырёх лет ребёнок особенно восприимчив к тем видам и формам деятельности, которые связаны с совершенствованием самых разнообразных движений. Действия эти, можно разделить на ряд более простых, следующих друг за другом. Такое подразделение Монтессори называет анализом движений. Её идея: каждый этап четко и ясно показывает ребёнку. Тем самым существенно облегчается процесс овладения этим видом деятельности.

Анализ движений помогает сначала педагогу, а затем ребенку избавиться от лишних ненужных действий, создающих суету и мешающих ему выполнять основную работу. Точно так же любое изящное, грациозное, эстетическое движение есть удаление лишних действий, и достигается за счёт их экономии. Монтессори проводит параллель между моторной деятельностью и речью: в нечленораздельной речи много «сорняков», ненужных и неясно произносимых звуков; в неуклюжем движении – масса движений, направленных не на поставленную цель. Однако проблема не в том, чтобы отбросить как можно больше промежуточных движений. Задача одна: исключить именно лишние движения.

Однако точность выполнения действий играет для них весьма важную роль. Стремление к точности наряду с работой и исследованием, по наблюдениям Монтессори, - также одна из тенденций человеческого развития.

Практическая повседневная деятельность способствует развитию психических процессов ребёнка, особенно внимания, мышления, памяти. Интенсивная двигательная активность’ во время этой деятельности улучшает кровообращение в коре головного мозга, создавая благоприятные условия для полноценного функционирования и роста клеток. Предоставляя ребёнку посредством особой организации педагогического процесса, возможность выполнять разнообразные движения, давая ему, возможность наслаждаться деятельностью до полного удовлетворения, воспитатель тем самым создаёт одну из важнейших физиологических основ его психического формирования – развивает внимание, способность сосредоточенно работать.

Монтессори отводила развитию внимания, совершенно особое место. Её мнение: способность работать – необходимое условие формирования личности ребёнка.

Выполняя много раз, повторяя упражнения (застёгивание ремней и «молний», стирка белья, мытьё стола, и т.д.) ребёнок углубляется в работу так интенсивно, что не замечает предметы, находящиеся вокруг. Воздействие упражнений в практической жизни сказывается позитивно и на развитии мышления. Речь идёт о роли порядка в формировании мышления. Рассмотрим два аспекта имеющих непосредственное отношение к упражнениям в практической жизни, а именно: порядок как последовательность действий и порядок в окружающей среде, в расположении предметов.

Порядок как последовательность действий.

Высока алгоритмичность методики Монтессори применительно к обучению детей навыкам повседневной деятельности. Занимаясь этой деятельностью, ребёнок воспринимает её как структурированный процесс, состоящий из ряда последовательных действий, показанных воспитателем. Чтобы достичь желаемого результата (например, постирать платок, почистить обувь), ему надо выполнять действия в определённом порядке. В этих видах деятельности порядок действий играет решающую роль. Однако демонстрируя алгоритм, воспитатель при этом обязательно обращает внимание ребёнка, на момент завершения. Работа считается полностью законченной, когда все предметы приведены в первоначальное состояние, а материалы убраны на место. Только тогда ребёнок воспримет деятельность как процесс, имеющий начало и конец. Первоначально восприятие ребёнка бессознательно.

На этот уровень – уже основа для развития логического мышления. Отталкиваясь от этой основы, ребёнок учится в дальнейшем самостоятельно сравнивать предметы, строить сериционные ряды по заданному или выбранному принципу при помощи сенсорного материала, изучая математику, совершенствует логическое мышление.

В развитии мышления ребёнка важную роль играет также порядок в среде, окружающей его, т.е. в подготовительной среде. Педагог определяет порядок Монтессори – материалов и других предметов (быта, культуры и т.д.) в помещении, а в дальнейшем следит за поддерживанием. Подготовительная среда, занятия, в частности упражнениями в практической жизни, учат ребёнка привыкать к тому, что каждая вещь имеет своё место, учит самостоятельно, без напоминаний приводить предметы в порядок.

Через внешний порядок ребёнок постепенно приходит к внутреннему духовному и умственному. Внешний порядок помогает ему разобраться в хаосе впечатлений окружающего мира.

Упражнения в практической жизни (мытьё стола, стирка белья, составление букетов из живых цветов) представляют собой достаточно длинную последовательность действий, которые нужно запомнить. Процесс запоминания облегчают алгоритмы, а так же механизм мускульной памяти, или «памяти движения». Делая акцент на показе, а не на объяснении способа деятельности, привлекая к ней затем ребёнка, педагог тем самым даёт ему возможность самостоятельно – с помощью рук и посредством разума – проделать все действия, чтобы, в самом деле, их запомнить.

Не менее важны упражнений в плане социального развития ребёнка, и в первую очередь формирование у него навыков социального поведения, ознакомления с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности и личной гигиены. Основа этого – данная детям возможность свободно заниматься разумной работой, возможность удовлетворять свои потребности, упражняться достаточное время со свободно выбранными предметами-стимулами.

Мария Монтессори подчёркивала, сколь сильна глубинная потребность ребёнка, подражать действиям матери, принимать участие в домашних делах. Однако, не имея порой терпения или желания научить его чему-то конкретно, а может, и боязнь, что малыш разобьёт посуду, прольёт воду ил же поранится, взрослый тем самым «консервирует» его активность. И как результат – плач, капризы, которые Монтессори называла и видимым проявлением борьбы за собственную духовную жизнь. И это неудивительно, ведь самое главное: потребность во «взрослой» продуктивной деятельности с реальными предметами, следовательно, интеллектуальная деятельность, остаётся неудовлетворённой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20  городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...

Консультация для родителей «Нравственно-волевая подготовка детей к школе»

Ко времени поступления в школу ребенок уже , как правило, и физически, и психологически готов к систематическому обучению в школе. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объек...

Консультация для родителей на тему: «Подготовка детей к школе».

Консультация для родителей о том как подготовить детей к школе. Советы для родителей...

Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Консультация для родителей  «Психологические аспекты подготовки детей к школе»...

Консультация для родителей на тему: «Подготовка детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада....

Консультация для родителей Тема: «Физическая подготовка детей третьего года жизни».

Консультация для родителейТема:«Физическая подготовка детей третьего года жизни»....