РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОПФР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
учебно-методический материал на тему

Герус Елена Владимировна

Материал полезен педагогам, которые начинают работать в направлении песочной терапии. Предлагаем общие рекомендации по организации "песочного процесса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_pesochnaya_terapiya.docx72.62 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОПФР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Про организации работы с детьми с особенностями психофизического развития с использованием песочной терапии необходимо следующее:

  1. Подготовить необходимое оборудование:
  • Водонепроницаемый деревянный ящик дно и борта которого должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта -  небо). Высота бортов не менее 8 см. Размер песочницы для занятий – 90х70, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Желательно, чтобы у песочницы была съемная крышка.
  • Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, песчинки среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен – его нужно прокалить в духовке либо прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже 1 раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятий необходимо подсушить, поверхность сухого песка – выровнять и сбрызнуть водой.
  • Набор игрового материала (хранится на полках либо в прозрачных пластиковых контейнерах с отверстиями): лопатки, широкие кисточки, сито, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины – геометрические, изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, каштаны, желуди, одноразовые соломки для коктейля

Примечание: игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий с детьми раннего возраста не использовать.

В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:
• люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и статические;

• наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

• летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари);

• объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

• оружие;

• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Примечание: Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образцов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

2. Познакомить детей с правилами поведения в кабинете и игры с песком:

  • Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  • Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.  Нельзя брать песок в рот и бросаться им.
  • У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
  • Наши игрушки любят, когда их ставят или кладут на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

3. Соблюдать условия работы с детьми:

  • Согласие и желание ребенка.
  • Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка, уровня его развития.
  • Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом, происходит  дополнительное закаливание детей).
  • Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
  • Противопоказания к использованию песочной терапии. Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях, если у ребенка:

- эпилепсия или шизофрения;

- аллергия на пыль и мелкие частицы;

- легочные заболевания;

- кожные заболевания и порезы на руках.

Главная цель песочной терапии - не  "переделать" ребенка, не научить его каким-то специальным   поведенческим  навыкам,  а  дать  возможность быть  самим   собой, любить  и  уважать  себя  таким,  какой  он  есть.

4. Организация игрового процесса (для педагога)

Первый шаг - демонстрация песочницы.

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок.

Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке. 

Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.

Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода.

5. Игру с песком нельзя интерпретировать. Педагог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция педагога - это «активное присутствие», а не руководство процессом. Педагог должен:

  • Наблюдать, слушать.
  • Не прерывать игру конфронтацией («Нет, не так ты делаешь»), интерпретациями («Ой, какой славный человечек») или ассоциациями («Похоже на …,правда?»).
  • Если ребенок разговаривает во время игры, использовать прием уточнения или активного слушания, перефразируя сказанное.
  • Наблюдать за поведением, а также темами, повторяющимися из раза в раз.
  • Наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек.
  • По мере готовности ребенка можно осторожно задавать ему вопросы типа: «А где здесь ты находишься?», «А что в твоей жизни тебе эта сценка напоминает?».

6. Для контроля над динамикой процесса, педагог может делать эскиз каждой картины из песка, должен обращать внимание на все, что может иметь значение, и в конце занятия сделать одну или несколько фотографий картины, важных для последующей интерпретации символических аспектов психологического  состояния ребенка.

7. При анализе развития сюжета песочницы педагогу необходимо следить за динамикой продвижения ребенка, застойными ситуациями, которые требуют дополнительного ресурса либо проработки; уметь определить цикл, через который        проходит сюжет песочных картин, а именно, хаос-борьба-строительство-гармония, который может длиться несколько месяцев (циклы сменяют друг друга вместе со сменой актуального внутреннего конфликта ребенка).

8. В анализе песочной картины можно опираться на структуру анализа волшебной сказки и необходимо обратить внимание:

  • Где, в каком моменте сказки находится ребенок(образ);
  • Личная идентификация;
  • Этап сказки: введение, репрезентация проблемы ,кризис ,разрешение кризиса;
  • Амплификация (мифы и другие сказки);
  • Количество персонажей в сказке (их динамика/начало, кульминация, кризис);
  • Присутствие (или отсутствие) родителей героя;
  • Женские и мужские персонажи;
  • Помощники героя;
  • Символические предметы и действия;
  • Персонажи сказки как субличности.

9. Если проводилась работа с песочной картиной как с рисунком, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • Выбор материала;
  • Как с ним обращались;
  • Природа образов, какие эмоции вызывает эта картина;
  • Выбор цветовой гаммы;
  • Расположение фигур на листе.

10. Проанализировав работу ребенка, его поведение в конце первого занятия педагог определяет:

  • На какое время необходимо планировать занятие;
  • На какую область психики ребенка следует обратить особое внимание при постановке песочных задач;
  • Какую позицию на занятиях будет занимать педагог (активную или пассивную), в зависимости от потребности ребенка.

11. В последующие занятия, если найден подход к ребенку, виден «конфликт», который в данный момент беспокоит ребенка, нарушая его эмоциональное благополучие, если ребенок идет на диалог  можно задавать вопросы: о причине конфликта, о способах его разрешения.

Вопросы должны быть открытыми и не должны содержать в себе решение проблемы, ребенок должен сам прийти к решению.

Если в течение нескольких занятий решение не приходит, то можно подключиться к игре специалисту или одному из родителей. Игра вдвоем поможет ребенку обогатить его опыт в разрешении конфликтов, облегчит взаимопонимание родителей и детей.

12. В конце занятия, когда картина или сказка завершена, целесообразно задавать следующие вопросы:

  • Все ли тебе здесь нравиться?
  • Хотел бы ты здесь еще что-нибудь изменить?
  • Может здесь что-нибудь случится, и возникнут перемены?

Последний вопрос является провокационным. Он покажет, если за внешней благополучной работой кроется тревога: страх перед случайными событиями. Если  ребенок захочет изменить панораму, надо позволить ему это сделать.

13. Как бы ни разворачивались события в песочнице нельзя оценочно реагировать на них, задавать можно только уточняющие вопросы, чтобы лучше понять ребенка.

Если в песочнице бушуют страсти, то, как правило, и поведение ребенка в социуме  ярко выражено. В этот период ему особенно необходимы поддержка значимых взрослых и позитивное отношение к его личности.

Как правило, если накал страстей в песочнице затихает, наступает мирное течение событий, ребенок больше не хочет играть в песочнице. Его поведение так же меняется.

14. Прекращать занятия следует только тогда, когда картины на песке становятся мирными и спокойными, даже после провоцирующих конфликт предложений в сценарий игры.  

Возможности песочной терапии в работе педагога-психолога

Данный метод позволяет:

· Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровНе.

· Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

· Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

· Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

· Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа  позволяют психологу решать следующие задачи:

· Диагностические:

· Коррекционные;

· Терапевтические;

· Творческого развития.

Показания к песочной терапии

Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда ребенок специально направлен для процедуры песочной терапии.

Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если ребенок:

· Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;

· Ограничен в проявлении своих чувств;

· Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;

· Имеет психологическую травму;

· Имеет проблемы в принятии решения.

 

Моделирование игр-сказок на песке

 Этапы игры 

Средства 

Стиль поведения взрослого 

1. Введение в игровую среду 

Установка на внимательное слушание и активное участие. - присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний. 

Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым. сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний. 

2. Знакомство с игрой и ее героями 

Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов -того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.) 

Позиция “отстраненного рассказчика”, доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства 

3. Моделирование конфликта, трудностей 

Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.) 

Создание ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы 

4. Выбор помощи 

Обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? - только ты (вы), с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Можно облачаться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками 

Взрослый - заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка. Применим суггестивные интонации 

5. Борьба и победа 

Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь - они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами - восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт-детям благодарны все сказочные существа 

Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарность за выдумку, доброту 

6. Утверждение победы 

Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы 

Стиль поведения взрослого -взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр. 

7. Перспектива дальнейших приключений 

Рассказ о последующих играх, приключениях 

Взрослый пытается заинтриговать ребенка 

 Использование элементов песочной терапии в логопедической работе

Работа логопеда с песком

Использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Можно использовать игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребенку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Вот несколько несложных в организации логопедических игр, которые можно использовать в песочнице.

 Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

 При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

 «Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

 «Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалеку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

 «Ямка». Ребенок плавной и длительной воздушной струей выдувает ямку в песке.

 

 Словарная работа

 «Кто больше назовет?» Ребенок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

 «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

 Совершенствование грамматического строя речи

 «Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребенка назвать, что изменилось.

 «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребенок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

 «Подбери слово». Ребенок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

 

Развитие фонематических представлений

 Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твердых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твердых и мягких звуков.

 «Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

 «Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребенок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

 «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зеленые) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

 «Клад». Логопед закапывает в песок зеленые, синие, красные камешки. Ребенок достает камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).

 

Формирование слоговой структуры слова

 «Полоски». Логопед (затем ребенок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

 «Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

 «Раздели слово на слоги». Ребенок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

 

Развитие связной речи

 «Мой клад». Ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идет речь, откапывает его в песке.

 «Нарисуй и расскажи». Ребенок создает картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

 

Обучение грамоте

 «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребенок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

 «Назови слово». Ребенок достает спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

 «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребенок читает. Затем меняются ролями.

 

Развитие мелкой моторики

 «Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребенку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

 Упражнение «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребенок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребенок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

 Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

Использование песка в работе воспитателей

в период адаптации детей к дошкольному учреждению

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

   Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

    В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Общие рекомендации

по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника — Песочную фею.

 Игра-занятие «Песочный детский сад»

В данной игре поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.

Среди больших игрушек в группе выбирается такая, которая в понимании ребенка может символизировать родителя. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.

Игра с игрушкой- «родители» и игрушкой- «ребенок»

«Родители» приводят «ребенка» в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея — воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке/мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты: там стоит игрушечный столик с посудой, спальня с игрушечной кроваткой, туалет с игрушкой — имитация горшка. Часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее игровой сюжет развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.

При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, так как его песочный опыт будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий: «каждое утро ты идешь в детский сад», «на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей», «ты можешь весело поиграть с другими детьми», «воспитатель всегда поможет тебе», «ты должен слушать, что говорит и что просит тебя сделать воспитатель», «родители всегда придут за тобой, они любят тебя».

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.

Литература, которая поможет в работе с детьми

  1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. «Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей». - СПб.: 2008.
  2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
  4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
  5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас» // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
  6. Дерягина Л.Б. «Лепим куличики, пускаем кораблики: развивающие игры с песком и водой для детей 1-3 лет».- СПб.: Литера, 2006 -30 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми средней группы с использованием песочной терапии «Путешествие по морю»

Конспект занятия с детьми средней группы с использованием песочной терапии«Путешествие по морю»Цель: снятие психоэмоционального напряжения посредством песочной терапии.Задачи: Развитие воображени...

Мастер-класс по песочной терапии с детьми подготовительной группы «Песочная планета»

Мастер-класс подготавливался в связи с предстоящей конференцией «Использование ИКТ и основа начального технического творчества в рамках образовательной деятельности ДОУ». Материа...

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с помощью песочной терапии

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с помощью песочной терапии На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях сам...

песочная терапия с детьми. конспект индивидуального занятия «С другом вместе веселей путешествовать в песочной стране»

Взаимодействуя с песком, ребенок погружается в мир фантазий, ему проще узнавать что-то новое. А играя с песком на столе с подсветкой, создается ощущение волшебства и неповторимости, появляется мир, в ...

Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми " Волшебный песок" с элементами песочной терапии

Образовательная область: познавательное  развитиеВозраст детей: 4-5 годаФормы совместной деятельности: беседа, экспериментирование, физкультурная динамическая пауза,  изобразительная де...