Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

         Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.

         Бисероплетение – это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы подростки плетут «фенечки» и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

         Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.

Цель программы: Раскрытие  перед детьми дошкольного возраста социальной  роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также  воспитание у детей эстетического отношения к действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biseropleteniyu-businka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №1222 г.Москвы

Дополнительная общеобразовательная программа

Художественно-эстетической направленности.

Бисероплетение.

Бусинка».

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации программы 2 года

Разработала:

Воспитатель

Прокофьева Т.В.

Москва 2012 год

Пояснительная записка

         Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы - материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

         Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

         В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.

         Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.  Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

         Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят,а также для детей, страдающих дефектами речи (дизартрия, заикание).

         И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

         Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.

         Бисероплетение – это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы подростки плетут «фенечки» и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

         Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.

         Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.

         Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии  мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.

          Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми  строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

         В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Цель программы: Раскрытие  перед детьми дошкольного возраста социальной  роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также  воспитание у детей эстетического отношения к действительности.

Задачи программы:

Образовательные:

-углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;

-формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;

-осваивать техники бисероплетения.

-научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;

-научить правильно организовывать рабочее место;

-научить работать с различными материалами;

-создать условия для развития ребенка как личности.

Воспитательные:

-прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

-воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;

-прививать основы культуры труда.

Развивающие:

-развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

-развивать память, научить работать по памяти;развить пространственное мышление;

-развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.

-формировать эстетический и художественный вкус.

Программа способствует:

повышению внутренней мотивации ребенка;

появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;

возникновению  желания добиться планируемого результата;

приобретению навыка самостоятельной работы;

развитию тонких движений пальцев рук;

созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;

Формы работы:

 -Беседы;

-Занятия;

-Индивидуальная работа;

-Групповая работа;

-Коллективно-творческая работа

;-Оформление выставок.

Методы:

-наглядный;

-исследовательский;

-практический,

-объяснительно-иллюстративный,

-проблемно-поисковый.

          Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

          В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности  образовательной  области «Коммуникация. Речевое развитие».  При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание. Математическое развитие».

          Занимаясь  бисероплетением,  дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере деятельности. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета,  формируется “культура творческой личности”.

Отличительные особенности программы:

-темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;

-предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;

- в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.

 Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание. Конструирование. Математическое развитие», «Коммуникация. Речевое развитие», «Художественное творчество. Аппликация», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье») основной образовательной программы ДОУ.    

В программе участвуют дети от 5 до 7 лет.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения (старший и подготовительный возраст).

На первом году работы дети  получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения -  параллельный, Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, создавать сюжетные работы.

1год обучения. Цель обучения.

Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основы формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка; ознакомление детей с возможностями своего развития.

Задачи обучения:

Образовательные

дать некоторые знания из истории развития бисероплетения;

ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами;

научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др

научить специальной терминологии (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.).

Развивающие:

развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;

развивать умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;

знакомить со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях;

формировать умение замечать красивое вокруг себя;

развивать познавательную мотивацию;

развивать умение организовывать свое рабочее место.

Воспитывающие:

воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам;

воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

В результате реализации программы в конце первого года обучения дети  будут иметь представления:

об истории бисероплетения;

о классификации и свойствах бисера.  

Знать:

основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской.

правила организации рабочего места.

Уметь:

использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др,  

работать в соответствии с инструкцией взрослого

замечать красивое вокруг себя;

организовывать свое рабочее место.

На втором году  дети закрепляют умения и навыки работы с проволокой, полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. По окончании каждого проекта дети оформляют большую выставку.

2 год обучения. Цель обучения:

Формирование творческих способностей личности ребенка, способной реализовать свои индивидуальные качества, путём обучения более сложной технике низания бисера.

Задачи обучения:

Образовательные:

закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее;

познакомить с основными этапами технологического процесса изготовления изделий из бисера.

закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее;

 научить использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ;

Развивающие:

закрепить практические приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др

развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук,

формировать умение замечать красивое вокруг себя;

развивать познавательную мотивацию.

Воспитывающие:

воспитывать целеустремлённость, уважение к труду взрослых;

 воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Ожидаемые результаты 2 года обучения:

В результате реализации программы в конце второго года обучения дети  будут иметь представления:

об истории бисероплетения;

об основных этапах технологического процесса изготовления изделий из бисера.

Знать:  

приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др;

основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской.

правила организации рабочего места.

Уметь:

использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др;

использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ;

замечать красивое вокруг себя;

организовывать свое рабочее место.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1.бисер

2.бусины

3.леска для плетения

4.проволока для плетения

5.ножницы

6.кусачки

7.салфетки для бисера

Формой подведения итогов  являются выставки работ детей.

Дополнительная образовательная деятельность «бисероплетение» проводится 2 раза в неделю. Продолжительностью 1 занятия в старшей группе 25 минут, в месяц 8 занятий – 200минут – 3 часа 20 минут, в год- 72 занятия – 1800 минут – 30 часов.

Продолжительность 1 занятия в в подготовительной группе30 минут, в месяц – 8 занятий – 240 минут – 4 часа, в год – 72 занятия – 2160 минут – 36 часов. В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры.  Перерывы между занятиями не более 10 минут.

Результатом работы системы дополнительного образования  будут являться:
- повышение мотивации к познанию, самообразованию и творчеству обучающихся;
- повышение качества знаний, умений и навыков;
- повышение общей культуры и воспитанности;
- укрепление здоровья;
- положительная динамика в личностном  самоопределении и адаптация детей к жизни в обществе;
- обеспечение самореализации и самовоспитания;
- организация содержательного досуга и занятости;
- развитие индивидуальных особенностей и творческих способностей;
- включение учащихся в общественную жизнь района, округа, города;
- повышение общей культуры.
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности «Радужка» для детей 5-6 лет.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности для детей 5-6 лет....

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности студии ритмики и танца «Танцующие Бусинки» 2021г.

Целью программы является формирование и развитие творческих способностей детей 5-7 лет средствами ритмопластики и искусства танца.По содержательной, тематической направленности Программа явл...