Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности студии ритмики и танца «Танцующие Бусинки» 2021г.
учебно-методический материал (старшая группа)

Целью программы является формирование и развитие творческих способностей детей 5-7 лет средствами ритмопластики и искусства танца.

По содержательной, тематической направленности Программа является художественно-эстетической, модифицированной, написанной на основе методик известных учителей танца и ритмопластики Бурениной А. И., Пряхиной О.В., Анисимовой М.В., Фирилевой Ж. Е. и Сайкиной Е. Г. Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников разрабатывалось на основе основоположника методики данного направления Э. Жака Далькроза. Программа имеет специальное функциональное предназначение по студийной форме организации, включающей групповые занятия.

Программа направлена на личностное всестороннее, гармоничное развитие детей 5-7 лет, содержание которой нацелено на формирование у детей системы знаний, умений и навыков в области ритмопластики и танцевального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pou_businki_24.05.21_-_kopiya.docx580.8 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ C:\Users\Колесникова\Downloads\7.jpg

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г.НАДЫМА»)

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Улыбка»

г. Надыма»

______________ О.С. Куликова

Приказ № 165 от 24.05.2021г.

Принято:

Педагогическим советом

МДОУ «Детский сад «Улыбка»

г. Надыма»

протокол № 5 от 28.05.2021г.

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической направленности

студии ритмики и танца «Танцующие Бусинки»

Возраст: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Колесникова О.А., зам.зав. по УВР; Измайлова М.Э., воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

г. Надым, 2021 г.

Информационная карта программы

1.

Наименование образовательного учреждения, реализующего  программу

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

2.

Адрес учреждения

629735, ЯНАО, г. Надым, ул.Зверева, д.44 «А»

 Тел. 8(3499) 52-61-72.

3.

Должность и ФИО ответственного работника, утвердившего  программу

Заведующий МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

Куликова Ольга Сергеевна

4.

Дата утверждения программы

24.05.2021г

5.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической направленности студии ритмики и танца «Танцующие Бусинки» 

6.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа

5-7 лет

7.

Срок реализации программы

2 года

8.

Количество учебных групп, занимающихся по программе

2 подгруппы по 12 человек

9.

Сведения об авторе

(ФИО, сведения об образовании,  уровень квалификации, должность)

Измайлова М.Э., воспитатель. О.А.Колесникова, зам.зав. по УВР, высшее профессиональное образование

10.

Характеристика программы

- по основной направленности

Целью программы является формирование и развитие творческих способностей детей 5-7 лет средствами ритмопластики и искусства танца.

По содержательной, тематической направленности Программа является художественно-эстетической, модифицированной, написанной на основе методик известных учителей танца и ритмопластики Бурениной А. И., Пряхиной О.В., Анисимовой М.В., Фирилевой Ж. Е. и Сайкиной Е. Г. Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников разрабатывалось на основе основоположника методики данного направления Э. Жака Далькроза. Программа имеет специальное функциональное предназначение по студийной форме организации, включающей групповые занятия.

Программа направлена на личностное всестороннее, гармоничное развитие детей 5-7 лет, содержание которой нацелено на формирование у детей системы знаний, умений и навыков в области ритмопластики и танцевального искусства.

- по уровню освоения

В танцевальный коллектив дети принимаются без специального отбора. Уже на раннем этапе развития, воспитанники, освоив минимум танцевальных движений, могут участвовать в простых этюдных постановках. В основу обучения детей дошкольного возраста положено игровое начало, которое помогает детям осваивать трудные элементы, а также позволяет детям расслабиться и переключить внимание.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, длительностью 25 минут с детьми 5-6 лет; 30 минут с детьми 6-7 лет. Занятия проводятся с подгруппой детей. Оценка эффективности реализации программы предусматривает мониторинг, который проводится музыкальным руководителем 2 раза в год. Педагог оценивает успешность усвоения программы, наблюдая за воспитанниками на занятиях, мероприятиях, праздниках, концертах, фестивалях.

Содержание 

I.

Пояснительная записка

5

1.1.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

7

1.2.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы (целевые ориентиры)

7

1.3.

Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга

8

II.

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной  программы

9

2.1.

Учебно-тематический план для детей 5-6 лет  

9

2.2.

Учебно-тематический план для детей 6-7 лет  

10

2.3.

Календарный учебный график 6-7 лет  

11

2.4.

Календарный учебный график 2 год обучения

15

III.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

20

3.1.

Модель образовательного процесса

20

3.2.

Особенности проведения занятий ритмики и танца с детьми 5-7 лет

20

3.3

Методы и формы организации занятий

21

3.4.

Содержание разделов первого года обучения

22

3.5.

Содержание разделов второго года обучения

24

3.6.

Технологичность программы

26

IV.

Методическое обеспечение  дополнительной общеобразовательной программы

27

Список использованной литературы

29

Приложение 1

30

Приложение 2

31

Приложение 3

32

Приложение 4

33

  1. Пояснительная записка

Занятия ритмикой пришли к нам из глубокой древности – античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились два её компонента – гимнастика и ритмический танец. В настоящее время наиболее доступным, эффективным и эмоциональным направлением является танцевально – ритмическая гимнастика.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

В период от четырёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В основе ритмики лежит музыка, ее восприятие, эмоциональный отклик. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Актуальность. В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области ритмики и танца. Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Новизна программы, состоит в использовании компенсаторных возможностей детей в период их раннего развития, принятых в танцевальный коллектив без специального отбора. Уже на раннем этапе развития, воспитанники, освоив минимум танцевальных движений, могут участвовать в простых этюдных постановках. В основу обучения детей дошкольного возраста положено игровое начало, которое помогает детям осваивать трудные элементы, а также позволяет детям расслабиться и переключить внимание.

Поступление ребенка в коллектив - важное событие в его жизни. Новыми для него являются и взаимоотношения с педагогом и сверстниками: отношения строятся на основе занятий общим делом - танцевальным искусством. Постепенно у детей формируется чувство коллективизма. Кроме того, в коллективе формируется толерантность друг к другу, высокая мотивация к исправлению своих недостатков, развитие коммуникативных навыков, самовоспитания. Через коллективные требования к каждому участнику совместного труда закладывают базовые свойства личности.

Для организации работы с детьми в студии разработана Дополнительная образовательная программа студии ритмики и танца "Танцующие Бусинки" для детей 5-7 лет (далее Программа)

Программа по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, модифицированной, написанной на основе известных методик танца и ритмопластики Бурениной А. И., Пряхиной О.В., Анисимовой М.В., Фирилевой Ж. Е. и Сайкиной Е. Г. Э., Жака Далькроза.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • Указом президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196»;
  • «Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.   № 28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • «Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня  2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19);
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля 2021 г. № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Примерными требованиями к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006; Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе;Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.07.2019 № 714–П «О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе»;
  • Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.11.2019 № 1232–П «О внесении изменений в приложения № 1,2, утвержденные постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июля 2019 года № 714-П»;
  • Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2021 № 405 «О реализации региональной целевой модели дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе»;
  • Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.01.2021 № 53 «О реализации комплекса мер («Дорожной карты») по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе»;
  • Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от  10.08.2020 № 434  «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования Надымский район»;
  • Постановлением Администрации Надымского района от 16.02.2021 № 88-ПК  «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 10.08.2020 № 434»;
  • Приказом Департамента образования Администрации Муниципального образования Надымский район от 09.09.2019 № 831 «Об организации предоставления сертификатов дополнительного образования для детей, проживающих на территории муниципального образования Надымский район».

Содержание построено на основе программ и методик известных авторов:

  • Анисимова М.В. Музыка здоровья. Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников.
  • Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
  • Пряхина О.В. Программа «Пластика движений» - В сб.: Программа для учреждений дополнительного образования детей.
  • Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Ф62 «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.

1.1. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

Цель Программы - формирование и развитие творческих способностей у детей 5-7 лет средствами ритмопластики и искусства танца.

Для решения поставленной цели были сформулированы основные задачи:

  1. Обучать простейшим элементам детского эстрадного и народного танца;
  2. Формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
  3. Развивать познавательный интерес и художественный вкус;
  4. Воспитывать культуру поведения и общения.

1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы (целевые ориентиры)

Первый год обучения.

Дети знают:

  • простейшие элементы партерной гимнастики;
  • навыки выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
  • правила постановки корпуса;
  • правила поведения на занятиях и на концерте.

Умеют:

  • передавать в движении музыкальный размер и ритмический рисунок, акцентировать шаг на первую долю;
  • творчески мыслить и фантазировать в соответствии с музыкальным материалом;
  • правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носочка;
  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Действуют:

  • исполняют русские народные танцы: «Кадриль», «Яблочко», «Парная полька»;
  • исполняют хореографические композиции: «Петрушки», «Зимушка-зима», «Фигурный  вальс».
  • приветствуют музыкального руководителя и друг друга («Поклон – приветствие»), приглашают на танец («Поклон – приглашение»).

Второй год обучения.

Дети знают:

  • простейшие элементы детского эстрадного и народного танца;
  • элементы партерной гимнастики;
  • правила поведения в обществе.

Умеют:

  • музыкально, выразительно и осмысленно исполнять танцевальные движения;
  • самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
  • отличать в движении музыкальные фразы, акценты, несложный ритмический рисунок;
  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
  • исполнять простейшую танцевальную композицию на изученных танцевальных движениях;
  • исполнять упражнения в более быстром темпе;
  • работать в коллективе.

Действуют:

  • выполняют элементы русской и татарской пляски;
  • выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием; пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг, национальные присядки, простейшие дроби, вертушки и кружения;
  • выразительно и ритмично исполняют танцы согласно репертуарного плана;
  • выразительно и ритмично исполняют движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами, ложками, веерами и др.);
  • выполняют элементы русской и татарской пляски, русские народные танцы «Коробейники», «А я по лугу гуляла»;
  • исполняют хореографическую композицию «Сабантуй» (татарский народный танец);
  • исполняют: «Фигурный вальс», «Рок-н-ролл», хореографические композиции: «Кап-кап-кап», «Пришла Зима», «Красная ромашка».

В конце обучения появляется возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети имеют навык благородного, вежливого обращения к партнеру, имеют представление о детских эстрадных и народных танцах.

1.3. Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга

Мониторинг освоения детьми Программы осуществляется педагогом два раза в год. Выявляется уровень успешности детей, что позволяет анализировать эффективность методов и приемов, применяемых в работе с детьми и проводить их корректировку.

Критерии оценки

Уровни и показатели

Высокий

Средний

Низкий

Танцевальные данные

Хорошая осанка.

Высокий подъем стопы.                    Очень хорошая гибкость.

Легкий высокий прыжок.

Не очень хорошая осанка.                Средний подъем стопы.                                  Не очень хорошая гибкость.                               Легкий средний прыжок.

Плохая осанка.

Низкий подъем стопы. Плохая гибкость.  

Нет прыжка.

Музыкально-ритмические способности

Отличное чувство ритма.   Отличные показатели координации движений (нервная, мышечная, двигательная).        

Четко исполняет танцевальные элементы под музыку.

Двигается ритмично, учитывая характер музыки; легко определяет музыкальный размер.

Среднее чувство ритма. Хорошая координация движений (2 показателя из 3).                                  Не четко исполняет танцевальные элементы под музыку.

Двигается ритмично, путается в знаниях  музыкального размера.

Нет чувства ритма.          Плохая координация движений (1 показатель из 3).   Не может соединить исполнение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением.                              Не чувствует ритм и характер музыки, не ориентируется в музыкальном размере.

Сценическая культура

Очень яркий, эмоционально выразительный ребенок, легко и непринужденно держится на сцене.        Создание сценического образа – легко и быстро перевоплощается в нужный образ

Не очень эмоционально выразительный, есть не большой зажим на сцене.                            Создание сценического образа: не сразу перевоплощается в нужный образ.

Нет эмоциональной выразительности,

зажат на сцене. Не может создать сценический образ.

Знания базовых элементов

партерного экзерсиса

Имеет высокие навыки выразительного движения, партерного экзерсиса, музыкально-ритмической деятельности.

Активен в игровой хореографии.

Правильно исполняет ритмические движения, упражнения партерного экзерсиса, элементы игровой хореографии.

Исполнение движений не выразительное, имеет замечания при исполнении упражнений партерного экзерсиса.

В ходе реализации программы для контроля усвоения приобретенных знаний, умений и навыков 1 раз в год проводится отчетный концерт для родителей и сверстников, кроме этого дети выступают на открытых мероприятиях (календарные праздники) и городских площадках (День города, Фестивали детского творчества, День защиты детей). Все это позволяет воспитанникам почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию творческого потенциала. Для фиксации и обработки результатов используется диагностическая карта (приложение 1, 2).

II. Учебно-тематический план

дополнительной общеобразовательной программы

2.1. Учебно-тематический план для детей 5-6 лет

пп

Перечень основных разделов программы

Количество учебных часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Азбука музыкального движения

8

2

6

3.

Партерная гимнастика

10

3

7

4.

Играя, танцуем

18

5

13

5.

Основные танцевальные движения

12

2

10

6.

Репетиционно - постановочная работа

14

2

12

7.

Выступления

5

1

4

                                        Итого:                                                     68               16                52

2.2. Учебно-тематический план для детей 6-7 лет

пп

Перечень основных разделов программы

Количество учебных часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Азбука музыкального движения

6

1

5

3.

Партерная гимнастика

8

2

6

4.

Играя, танцуем

19

2

17

5.

Основные танцевальные движения

14

4

10

6.

Репетиционно - постановочная работа

12

2

10

7.

Выступления

8

1

7

                                          Итого:                                             68              13                55

2.3. Календарный учебный график

Для детей 5-6 лет

Месяц

Число

Время проведе

ния занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

16.09.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Радостные встречи. Вводное занятие.

МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

наблюдение

2

21.09.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенние фантазии. 

наблюдение

3

23.09.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осеннее настроение в музыке.

наблюдение

4

28.09.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенние листочки.  

наблюдение

5

30.09.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танцующие зонтики.

наблюдение

6

октябрь

05.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец с зонтиками.

наблюдение

7

07.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец с листочками.

наблюдение

8

12.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец с листочками.

наблюдение

9

14.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенняя грусть.

наблюдение

10

19.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец с листочками.

наблюдение

11

21.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенние сказки.

наблюдение

12

26.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенний карнавал.

наблюдение

13

28.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец с листочками.

наблюдение

14

ноябрь

02.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенняя ярмарка.

наблюдение

15

09.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенняя грусть.

наблюдение

16

11.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Петрушки».

наблюдение

17

16.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Петрушки.

наблюдение

18

18.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Путешествие в осенний лес.

наблюдение

19

23.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Праздник первой снежинки. Парная полька.

наблюдение

20

25.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Парная полька.

наблюдение

21

30.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Путешествие в зимний лес.

наблюдение

22

декабрь

02.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Парная полька.

наблюдение

23

07.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Ожидание чуда.

наблюдение

24

09.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Парная полька.

наблюдение

25

14.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Зимушка-зима».

наблюдение

26

16.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Ледяная фигура. 

наблюдение

27

21.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Зимушка-зима».

наблюдение

28

23.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Весёлые снеговики.

наблюдение

29

28.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Зимушка-зима».

наблюдение

30

30.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Снежная фантазия.

наблюдение

31

январь

11.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Зимушка-зима».

наблюдение

32

13.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Прощай, ёлочка!

наблюдение

33

18.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Весёлые посиделки.

наблюдение

34

20.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игровой стретчинг «Волшебные палочки».

наблюдение

35

25.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Яблочко».

наблюдение

36

27.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Зимние узоры.

наблюдение

37

февраль

01.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Яблочко».

наблюдение

38

03.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Снежки-снежочки.

наблюдение

39

08.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Яблочко».

наблюдение

40

10.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Спортсмены – на старт!

наблюдение

41

15.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Яблочко».

наблюдение

42

17.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Мы-солдаты.

наблюдение

43

22.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Кадриль».

наблюдение

44

24.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Кадриль».

наблюдение

45

март

01.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Музыкальные подарки для мамы и бабушки.

наблюдение

46

03.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Кадриль».

наблюдение

47

10.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Мамина улыбка.

наблюдение

48

15.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игропластика «Зоопарк».

наблюдение

49

17.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Встречаем птиц.

наблюдение

50

22.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Весенняя капель.

наблюдение

51

24.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Музыкальный этюд «Ручеёк».

наблюдение

52

29.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

«Фигурный вальс».  

наблюдение

53

31.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игровой стретчинг «Летучая мышь», «Носорог».

наблюдение

54

апрель

05.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Весенний ветерок.

наблюдение

55

07.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игропластика «Зоопарк».

наблюдение

56

12.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

«Фигурный вальс».

наблюдение

57

14.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Встречаем дорогих гостей.

наблюдение

58

19.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Партерный экзерсис. «Фигурный вальс».

наблюдение

59

21.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Наши любимые игрушки.

наблюдение

60

26.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

«Фигурный вальс».

наблюдение

61

28.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Музыкальный этюд «Звёздочка».

наблюдение

62

май

05.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игровой стретчинг: деревце, кошечка, дуб, лебедь.

наблюдение

63

12.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Праздник первых цветов.

наблюдение

64

17.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танцевальный флешмоб с флажками.

наблюдение

65

19.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Праздник весенних лучиков.

наблюдение

66

24.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игропластика «Морские звёзды».

наблюдение

67

26.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игровая гимнастика.

наблюдение

68

31.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Здравствуй, лето красное!

наблюдение

2.4. Календарный учебный график

Для детей 6-7 лет

Месяц

Число

Время проведе

ния занятия

Форма проведе -ния

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

13.09.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Радостные встречи. Вводное занятие.

МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

наблюдение

2

17.09.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенний вернисаж. 

наблюдение

3

20.09.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осеннее настроение в музыке.

наблюдение

4

24.09.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Золотая осень.  

наблюдение

5

27.09.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенние забавы.

наблюдение

6

октябрь

01.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Кап-кап-кап».

наблюдение

7

04.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Кап-кап-кап».

наблюдение

8

08.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец с зонтиками.

наблюдение

9

11.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенняя грусть.

наблюдение

10

15.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец с зонтиками.

наблюдение

11

18.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенний ветерок.

наблюдение

12

22.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенний карнавал животных.

наблюдение

13

25.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Кап-кап-кап».

наблюдение

14

29.10.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Осенние фантазии.

наблюдение

15

ноябрь

01.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Первая снежинка и зимний ветерок.

наблюдение

16

08.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Три весёлых зайчика».

наблюдение

17

12.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Путешествие в осенний лес.

наблюдение

18

15.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Три весёлых зайчика».

наблюдение

19

19.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Снежный переполох.

наблюдение

20

22.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Весёлые снеговички.

наблюдение

21

26.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Путешествие в зимний лес.

наблюдение

22

29.11.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Пришла зима. Танец «Снег-снежок».

наблюдение

23

декабрь

03.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Чудесные превращения.

наблюдение

24

06.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Снег-снежок».

наблюдение

25

10.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Зимняя фантазия «Снежинки».

наблюдение

26

13.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Скоро Новый год. 

наблюдение

27

17.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Метелюшка».

наблюдение

28

20.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Зимние забавы.

наблюдение

29

24.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Снег-снежок».

наблюдение

30

27.12.2021г.

15.30-16.00

групповая

1

Наступает Новый год.

наблюдение

31

январь

10.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Прощай, ёлочка!

наблюдение

32

14.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Зимний праздник-Святки.

наблюдение

33

17.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игровой стретчинг на тему зимы.

наблюдение

34

21.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Татарский танец «Сабантуй».

наблюдение

35

24.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Морозные узоры.

наблюдение

36

28.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Татарский танец «Сабантуй».

наблюдение

37

31.01.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Метелюшка».

наблюдение

38

февраль

04.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Бравые солдаты.

наблюдение

39

07.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Татарский танец «Сабантуй».

наблюдение

40

11.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Спортивный флешмоб.

наблюдение

41

14.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Карлсон».

наблюдение

42

18.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Масленичные гуляния.

наблюдение

43

21.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Карлсон».

наблюдение

44

25.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игровой стретчинг. Танец «Карлсон».

наблюдение

45

28.02.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Музыкальные подарки для мамы и бабушки.

наблюдение

46

март

04.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Подснежник»

наблюдение

47

07.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Все цветы для мамочки.

наблюдение

48

11.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Подснежник».

наблюдение

49

14.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игропластика «Зоопарк».

наблюдение

50

18.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Птичий базар.

наблюдение

51

21.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Весенний ветерок.

наблюдение

52

25.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Наши любимые игрушки.

наблюдение

53

28.03.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Коробейники».  

наблюдение

54

апрель

01.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Коробейники».

наблюдение

55

04.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Наши любимые песенки.

наблюдение

56

08.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Встречаем дорогих гостей.

наблюдение

57

11.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Партерный экзерсис. «Рок-н-ролл».

наблюдение

58

15.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Рок-н-ролл».

наблюдение

59

18.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Хороводная закличка «Солнышко, посвети».

наблюдение

60

22.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Музыкальный этюд «Колокольчик».

наблюдение

61

25.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игровой стретчинг «Море волнуется…»

наблюдение

62

29.04.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Белые ромашки»

наблюдение

63

май

06.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Белые ромашки».

наблюдение

64

13.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танцевальный флешмоб с флажками.

наблюдение

65

16.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Танец «Белые ромашки».

наблюдение

66

20.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игропластика «Земля, вода, воздух».

наблюдение

67

23.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Игровая гимнастика.

наблюдение

68

27.05.2022г.

15.30-16.00

групповая

1

Здравствуй, лето красное!

наблюдение

  1. Содержание дополнительной общеобразовательной программы

3.1. Модель образовательного процесса

            Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, длительностью 25 минут с детьми 5-6 лет; 30 минут с детьми 6-7 лет.  Занятия проводятся с подгруппой детей -12 человек.

            Прием детей осуществляется на основании письменного заявления от родителей (законных представителей) ребенка. Допускается перевод воспитанников из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала, а также усложнение или упрощение материала в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

3.2. Особенности проведения занятий ритмики и танца с детьми 5-7 лет

Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные задания: упражнения, игровое творчество. Дети дошкольного возраста быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, забывают пройденный материал. Поэтому, проводя цикл упражнений, выпрямляющих спинки маленьких танцоров и растягивающих им нужные мышцы, программа предусматривает находить время и для игры, и для улыбки.

Мышцы у детей развиты слабо, они быстро устают от физических нагрузок. Ребенок не может долго удерживать корпус в подтянутом состоянии из-за слабости мышц спины, поэтому учитываются особенности его развития: во-первых, физическая нагрузка увеличивается очень осторожно, а во-вторых -  укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных танцевальных движений происходит постепенно.

Ребенок дошкольного возраста еще не обладает достаточно развитой волей, упорством и самоорганизацией, и вряд ли он оценит по достоинству слишком жесткую дисциплину на занятиях. Для него привлекательны занятия по танцу, построенные на простом материале, занятия с элементами игры и соревнования.    

Систематические занятия соразмерно развивают фигуру, помогают в устранении некоторых физических недостатков. На занятиях закрепляются все навыки, выработанные ранее, дети повторяют пройденные движения и фигуры.

Разучивание танцев происходит в несколько этапов:

1)  вводное слово педагога (перед разучиванием танца педагог сообщает сведения об истории его возникновения), знакомит с темпом, характером, ритмическим рисунком танца;

2)  разучивание элементов танца, танцевальных движений, рисунка танца (педагог объясняет и сам показывает движения, затем дети повторяют);

3) дети повторяют движения вместе с педагогом, а затем самостоятельно; при этом педагог обращает внимание детей на ошибки и поправляет их;

4) движения разучиваются под музыку или под счет. Разучивая танец, мы работаем над движениями рук, ног, корпуса, головы, следя за соблюдением гармонии движения;

5) когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступаем к соединению их в танцевальную композицию;

6) разучиваем комбинации и отрабатываем, затем комбинации собираем в фигуры танца, а фигуры в целый танец. Фигуры танца и танец целиком многократно повторяются воспитанниками в целях запоминания и достижения грамотного и выразительного исполнения.

3.3. Методы и формы реализации организации занятий

Данная Программа дает возможность дошкольникам посредством игры раскрыть большой и удивительный мир танцевального искусства. Также поможет влиться в громадный мир музыки и попытаться проявить себя в пластике, близкой детям дошкольного возраста. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в танцевальном рисунке и пластике. Выбор основных методов обучения основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста.

Реализация программы заключается в комплексном использовании трех методов:

  • метод музыкального движения;
  • метод хореокоррекции;
  • методика партерного экзерсиса.

Метод музыкального движения (Метод Айседоры Дункан) применяется, в основном, на начальной стадии усвоения программы, когда дети знакомятся с музыкой, ритмом и, опираясь на свои внутренние эмоциональные ощущения, возникшие при прослушивании музыки, пытаются выразить свое настроение свободными танцевальными движениями.

Музыкальное движение - это метод музыкального воспитания, личностного развития и обучения свободному танцу. Занятия проходят с использованием фонограмм, а также под живую музыку (инструментальную или вокальную). В качестве музыкального материала используются специально подобранные фрагменты классических произведений и народных песен (музыка может быть разной, но исторически метод был разработан именно на таком музыкальном материале). Метод, первоначально созданный как часть музыкального воспитания, используется также в танцевальных практиках, в особенности для обучения двигательной импровизации и свободному, или пластическому танцу.

Метод хореокорреции - это метод, позволяющий проводить коррекцию фигуры с помощью физических упражнений, при которых тело приобретает правильную и красивую форму, становится подтянутым. Происходит формирование осанки, профилактика плоскостопия.

Методика партерного экзерсиса - упражнения на полу

Методика используется с целью формирования скелетно-мышечного аппарата ребенка, формирования осанки. Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи. Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу 3-х целей:

  • повысить гибкость суставов;
  • улучшить эластичность мышц и связок;
  • нарастить силу мышц.

Для успешной реализации программы используются различные виды занятий:

  • традиционное занятие;
  • комбинированное занятие;
  • практическое занятие;
  • игра;
  • праздник,
  • репетиция;
  • концерт.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

  • в парах;
  • групповая;
  • индивидуально - групповая;
  • ансамблевая.

Структура занятия

Основной формой реализации Программы является занятие, которое состоит из трех частей:

I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. Длительность составляет 5-7 минут.

II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений к танцу по плану, что составляет большую часть занятия.

III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности - 2 - 3 минуты.

Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры (приложение 5).

3.4. Содержание разделов 1 года обучения

  1. Вводное занятие

Теория: ознакомление с правилами коллектива, образовательной программой, планом работы, расписанием занятий, техникой безопасности в танцевальном классе.

  1. Азбука музыкального движения

Теория: музыкально-ритмическое воспитание детей - универсальное средство для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений.                                                                                                                                                          «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей.

Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.

Практика:

Упражнения

а. Определение и передача в движении:

  • 1-характера музыки (спокойный, торжественный);
  • 2-темпа (умеренный);
  • 3-сильных и слабых долей.

b. Упражнения на развитие ориентации в пространстве:

  • ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;
  • бег (легкий, стремительный, широкий);
  • танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
  • подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой.

c. Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц:

  • упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
  • движение рук, имитация «Полоскание»;
  • «пушинка» - схватить пух пальцами;
  • прослушивание простейших ритмических рисунков;
  • поклон. Поклон дисциплинирует ребенка и приучает к правилам хорошего тона.

Мальчики: I свободная позиция, руки опущены вдоль корпуса.

«Раз» - шаг в сторону правой ногой, голова прямо.

«Два» - подставить левую ногу в I позицию.

«Три» - опустить подбородок вниз.

«Четыре» - вернуть голову в исходное положение.

Девочки: I свободная позиция ног, руки в IV позиции.

«Раз» - шаг правой ногой в сторону, голова прямо.

«Два» - подставить левую ногу в I позицию.

«Три» - demi - plie, подбородок опустить вниз

«Четыре» - исходное положение.

  1. Партерная гимнастика

Теория: термин «партерная гимнастика» появился не так давно. Его возникновение связано с развитием нетрадиционных видов гимнастики. Слово партер произошло от французского parterre (по земле): слово par - по, а слово terre - земля. Под «партерной» гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров.

Практика:

Упражнения

  • упражнение на подвижность голеностопного сустава;
  • упражнение на развитие шага;
  • упражнение на развитие гибкости;
  • упражнение на укрепление позвоночника;
  • упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;
  • упражнение на развитие выворотности ног;
  • упражнение на развитие мышц паха;
  • растяжка ног (вперед, в сторону);
  • наклоны корпуса к ногам;

  1. Играя, танцуем    

                                                                                                                                           

Теория: игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется или осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Через игру можно научить детей танцевать.

В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере. «О каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, - всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры».

Практика:

  • игра «Ниточка и иголочка»;
  • игра «Кот и мыши»;
  • игра «Лягушки и цапли».

  1. Основные танцевальные движения.

Теория: в данном разделе объясняются правила исполнения отдельных движений.

Практика:

  • шаг на носках;
  • приставной шаг;
  • высокий бег;
  • легкие подскоки;
  • галоп вперед, «лошадками»;
  • притопы;
  • различные виды прыжков;
  • «пружинка»;
  • различные виды прыжков;
  • элементы русской пляски;
  • положения рук в русской пляске;
  • основные пространственные построения и передвижения.

  1. Репетиционно - постановочная работа

Теория: ведется объяснение постановочного материала танца.

Практика: разучивание танцевальной композиции, построенной на изученных танцевальных движениях, которая выстраивается в законченную форму-танец. Танец «Три веселых зайчика», «Карлсон».

  1. Выступления одна из форм оценки качества знаний

Теория: детям объясняются правила поведения на концертных выступлениях.

Практика:

  • праздник осени;
  • новогодние выступления;
  • фестивали детского творчества.

3.5. Содержание разделов 2 года обучения

  1. Вводное занятие

Теория: рассказать о целях и задачах коллектива на предстоящий год, познакомиться с внутренними правилами, техникой безопасности в танцевальном классе.

  1. Азбука музыкального движения

Теория: на данном этапе дается более сложный материал для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.

Практика:

Является повторением первого года обучения с усложнением изучаемого материала.

Упражнения

  1. Определение и передача в движении:
  • 1-характера музыки (спокойный, торжественный);
  • 2-темпа (умеренный);
  • 3-сильных и слабых долей.
  1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
  • ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;
  • бег (легкий, стремительный, широкий);
  • танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
  • подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой;
  • галоп;
  • галоп по кругу, по диагонали, в парах.
  1. Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц:
  • упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
  • движение рук, имитация «Полоскание»;
  • «пушинка» - схватить пух пальцами;
  • прослушивание сложных ритмических рисунков;
  • поклон с выводом ноги в сторону.

  1. Партерная гимнастика

Теория: объясняется правильное исполнение упражнений партерной гимнастики, усложняется работой с палкой.

Практика:                                                                                                                                                    

  • упражнение на развитие подвижности стопы;
  • упражнение на подвижность голеностопного сустава;
  • упражнение на развитие шага;
  • упражнение на развитие гибкости;
  • упражнение на укрепление позвоночника (лодочка, корзинка, стрела);
  • упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса (подъем ног на 90 градусов);
  • упражнение на развитие выворотности ног;
  • упражнение на развитие мышц паха;
  • растяжка ног (вперед, в сторону);
  • наклоны корпуса к ногам;
  • «корзинка»;
  • «лодочка»;
  • мостик и полумостик;
  • «кольцо».

  1. Играя, танцуем

Теория: Этот раздел повторяет материал прошлого года обучения с некоторым усложнением изучаемого материала.

Практика:                                                                                                                                                    

  • «игра» делай как «я»;
  • игры на развитие ловкости;
  • игры для развития творческой фантазии.

  1. Основные танцевальные движения

Теория: объясняется правильное исполнение изучаемого материала.

Практика:

  • подъем на полупальцы по VI позиции;
  • проучивание шага подскока с высоко поднятым коленом;
  • проучивание бега на месте и в продвижении;
  • проучивание шага галопа;
  • разучивание бега на полупальцах;
  • проучивание шага с носочка;
  • тренировочные упражнения, сочетающие в себе проученные выше шаги;
  • полуприседание по VI позиции (пружинка);
  • полуприседание с выносом ноги на каблук;
  • движение рук с талии;
  • удары ногой по VI позиции;
  • простой топающий шаг по VI позиции;
  • приставной шаг (различные варианты данного упражнения0;
  • галоп по VI позиции в сторону, вперед;
  • «ковырялочка»;
  • работа в парах;
  • более сложные перестроения и рисунок танца.

  1. Репетиционно-постановочная работа

Теория: данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления воспитанники воспитывают отношение к публичному выступлению и само утверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование детей в начале года по принципу «нравится - не нравится», «интересно - не очень интересно». Результаты анализа и анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар.

Практика: разучиваются танцевальные композиции, построенные на изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец:

  • «Калинка-малинка»;
  • «Подснежники»;
  • «Страна чудес».

  1. Выступления (одна из форм оценки качества знаний)

Открытое занятие в заключении учебного года. Дети должны показать умения и навыки, приобретенные ими за время первого и второго года обучения.

3.6. Технологичность программы

Программа предусматривает использование таких технологий обучения, которые наиболее эффективно способствуют развитию дошкольника, позволяют добиваться поставленных в программе целей и задач. В первую очередь, это игровые технологии обучения. Стремление к тому, чтобы процесс обучения стал увлекательным, в основу обучения положено игровое начало, активное использование сказочных образов и сюжетов, которые доступны детскому пониманию и двигательному воплощению, несущие положительный эмоциональный настрой. Синтез художественной деятельности и обучения в игре благотворно влияет на обучение во всех существенных аспектах.

Активно применяется и технология концентрированного обучения. В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На второй год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.

В реализации данной программы используются компетентностный и лично-деятельностный подходы:

  • компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса осуществляются в соответствии с потребностями и интересами воспитанников и обязательно отслеживаются средствами системы мониторинга.
  • личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов.

IV. Методическое обеспечение дополнительной

общеобразовательной программы

Для эффективной реализации программы необходимо дидактическое обеспечение и материально-техническое оснащение.

  1. Дидактическое обеспечение:
  • фотографии выступлений;
  • литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу;
  • правила поведения на сцене;
  • словари терминов;
  • портреты композиторов;
  • нотный материал, подборка репертуара;
  • иллюстрации и репродукции;
  1. Материально-техническое оснащение программы, средства обучения:
  • наличие специального кабинета (зала) с зеркалами;
  • фортепиано;
  • детские музыкальные инструменты;
  • музыкальный центр;
  • компьютер;
  • проектор;
  • записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
  • интерактивная SMART-доска
  • фонотека и видеотека выступлений воспитанников.
  • флажки 3 – 4-х цветов по числу детей в группе;
  • ленты разных цветов по 2 шт. на ребенка;
  • платочки разных цветов (размер 20-25 см);
  • погремушки по числу детей в группе;
  • цветы небольшие нежных оттенков;
  • обручи легкие пластмассовые;
  • шнур яркий длиной 3-4 метра;
  • мячи среднего размера по числу детей в группе;
  • музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник);
  • гимнастические палки большие и маленькие;
  • куклы и мягкие игрушки;
  • скакалки;
  • игровые и танцевальные атрибуты необходимые в пластических этюдах и танцевальных постановках.             

  1. Кадровая потребность:
  • музыкальный руководитель.

Занятия проходят в просторном, проветренном зале. На стене установлены зеркала, которые помогают проверить правильность выполнения упражнений, стройности, осанки, красоту позы. Зеркало также отмечает и ошибки, и достижения. Обувь должна облегчать свободу движений (балетки, чешки). Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений. Для девочек: ласины и купальник. Волосы аккуратно причесаны и собраны в пучок. Для мальчиков: шорты и футболка. Для концертных выступлений сценические костюмы и элементы костюмов.

Список использованной литературы

  1. Анисимова М.В. Музыка здоровья. Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
  2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» – М.: Айрис-Пресс, 1999.
  4. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». – М.: МГИУ, 2008.
  5. Затямина Т. А., Стрепетова Л. В. «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». – М.: Издательство «Глобус», 2009.
  6. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». – М.: ВЛАДОС, 2008.
  7. Пряхина О.В. Программа «Пластика движений» - В сб.: Программа для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 2.- 2-е изд.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003, с. 71-73.
  8. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Ф62 «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. − СПб.: «Детство-пресс», 2001. 352 с, ил.
  9. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». – М., 2008.

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Оценка знаний, умений и навыков

(по пятибалльной шкале)

п п

Фамилия, имя воспитанника

Танцевальные данные

Музыкально-ритмические способности

Сценическая культура

Знания базовых элементов

партерного экзерсиса

Итоговый показатель

по каждому ребенку

(среднее значение)

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Приложение 2

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Оценка знаний, умений и навыков

(по пятибалльной шкале)

п п

Фамилия, имя воспитанника

Танцевальные данные

Музыкально-ритмические способности

Сценическая культура

Знания базовых элементов

партерного экзерсиса

Итоговый показатель

по каждому ребенку

(среднее значение)

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Приложение 3

Обработка результатов диагностического обследования

Чтобы высчитать уровень развития ребенка по данному виду деятельности, необходимо просчитать все баллы по каждому показателю и разделить полученную сумму на число показателей:

  • Низкий уровень освоения материала = от 1 до 1,5 баллов
  • Средний уровень освоения материала = от 1,6 до 2,2 баллов
  • Высокий уровень освоения материала = от 2,3 до 3 баллов

Для составления сводных данных по каждой группе показатели уровня каждого ребенка распределяются на три группы: высокий, средний , низкий. Далее по каждому уровню отдельно проводится процентный подсчет по следующей формуле:

У=(Ау х 100%): В, где

У – уровень развития,

Ау – количество детей высчитываемого уровня,

В – общее количество детей.

По данной формуле высчитываются сводные данные по общему количеству детей МДОУ.

Приложение 4

Необходимые правила для выполнения упражнений

  1. Главное – перед началом занятий хорошо разогреться, то есть сделать любые упражнения, пока в мышцах не появится ощущение тепла.
  2. Первоначальное обучение упражнениям лучше осуществлять вне занятий, при индивидуальной работе, чтобы помочь каждому ребенку.
  3. В процессе обучения каждый ребенок выполняет упражнение в меру своих физических возможностей, но при систематичности занятий, наглядности и поощрениях повышает свои возможности.
  4. Обязательно учитывать пол ребенка, его физиологические особенности, состояние опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность.
  5. Упражнения на гибкость выполнять плавно, без рывков, в медленном темпе.
  6. Каждое упражнение выполнять до появления легкой болезненности.
  7. Все упражнение направлены на силовую работу различных групп мышц и обязательно должны чередоваться с упражнениями на расслабление.
  8. Начинать растягиваться на «выдохе», затем дышать нормально. Заканчивать каждое упражнение «вдохом».

C:\Users\Колесникова\Desktop\3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Танцуем играя!»

Данная программа является описанием процесса развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной посредством игр с танцева...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа По ритмопластике «Танцуем вместе»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцуем вместе» разработана в соответствии с документами:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Росс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца». Возраст детей 3-4 года

Современное образование требует активной целенаправленной работы с детьми старшего школьного возраста, требует использовать новые формы и методы воспитания и обучения: воспитание личности, способ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Танцующие Бусинки» 2022г.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентации и использовании средств и методов, стимулирующих каждого ребенка на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применению по...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Танцевальная ритмика»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Танцевальная ритмика»Направление: художественно - эстетическое Уровень программы: адаптированнаяВозраст о...

Танцы… танцы… танцы…

Презентация для детей  подготовительной к школе группы....

Сценарий танцевального флешмоба "Танцы, танцы, танцы"

Флэшмоб — это массовая акция, которую организует большая группа людей для привлечения внимания общества и создания удивительной атмосферы, ведь не каждый день видишь организованные, но неожиданн...