Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю.
статья на тему

РЕФЕРАТ: Народное творчество как средство  воспитания любви к родному краю в детском  саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл реферат41.7 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

Народное творчество как средство
воспитания любви к родному краю

Самсонова Наталья Николаевна
воспитатель

Содержание

I.        Введение

II.        Основная часть

1.        Русское народное творчество (малые фольклорные формы, потешки,
небылички, сказки).

2.        Декоративно-прикладное искусство.

A.        Русская матрешка.

Б. Голубая гжель.

B.        Золотая хохлома.

Г. Волшебная дымка

Д. Филимоноская игрушка.

Е. Городецкие цветы.

3.        Русская народная песня (колыбельная, хороводная, частушки).

4.        Русские народные игры.

5.        Народные инструменты (трещотки, свистульки, колокольчики,
балалайка, расписные ложки).

6.        Народное творчество других народов России, их взаимосвязь -
средство воспитания любви к родному краю, России.

7.        Задачи, методы и формы работы.

8.        Игра в системе обучения.

9.        Работа с родителями.

III.        Заключение

IV.        Литература

ВВЕДЕНИЕ

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в
становлении основ его личности, поэтому важно правильно
организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта
общественной жизни, продумать условия для активного познания
дошкольником окружающей его социальной действительности.

Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал,
что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно
«очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане
становления базисных основ личности.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития
дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек,
которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В
звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной
семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте - мир
родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно
вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в
народном творчестве сохранились черты и мышление нации.

Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен,
мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа,
его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем
любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является гуманистическое
воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к
родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые
годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В
этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера,
которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя
на его мировоззрение. Корни этого влияния - в национальном языке,
который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, в игрушках и
играх, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает
впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций,
обрядов, нравов людей, среди которых живет.

К.Д. Ушинский отмечал, что «...воспитание, если оно не хочет
быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую
педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в
фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия
национальной самобытности. На основе наследия К.Д. Ушинского
отечественная педагогическая наука рассматривала народную
педагогику как соединение эмпирических педагогических знаний с
опытом народных масс, Она основывалась на традиционно
сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей.

Народная педагогика использовала для достижения своих целей:
- Фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания,
былины, сказки и т.п.);

ДАВАЙТЕ ДЕТЯМ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ
СОЗЕРЦАНИЯ ОБЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
МИРОВОГО, НО ПРИМУЩЕСТВЕННО
СТАРАЙТЕСЬ ЗНАКОМИТЬ ИХ

С ЭТИМ ЧЕРЕЗ РОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

В.Г. БЕЛИНСКИЙ

План действий по реализации Программы на 2002-2004 годы
направлена, прежде всего на создание системы приобщения детей к
культурным ценностям, индивидуализации их обучения и воспитания.

Система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранения,
распространения и развития национальной культуры, воспитания
бережного отношения к историческому и культурному наследию
России (Национальная доктрина образования в Российской
Федерации).

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в
становлении основ его личности, по этому очень важно правильно
организовывать его воспитание.

К.Д. Ушинский отмечал, что «...воспитание, если оно не хочет
быть бессильным, должно быть народным.

Россия - Родина для многих и каждый гражданин должен стать
патриотом совей родины, должен ощутить духовную жизнь своего
народа, принять историю, культуру страны как свою собственную.

Патриотизм - это преданность своей Родине, сохранение
культурной самобытности каждого народа, входящего в состав
России.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры,
поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и
мышления нации.

Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы
создаем естественную среду для овладения языком родного народа,
его народными традициями, укладом жизни и таким образом
формируем любовь к малой и большой Родине.

В своей истории многие народы осуществляют духовно-
нравственные свершения и каждый народ приносит в культуру свое. И
каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Эти свершения переживают века и являются предметом особой
патриотической гордости (римское право, древнегреческое искусство
ит. д.

Душа народа едина, только проявляется по разному в разных видах
искусствах: в сказках, легендах, танцах, песнях, изобразительном
искусстве. Поэтому воздействие искусства на детей должно быть
комплексным. Колыбельные песни, сказка, ритмы и мелодии
красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев
воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка.

Художественную деятельность детей в сфере декоративного
искусства мы рассматриваем не как цель, а как средство решения
более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Нам важно
чтобы дети осознали себя частицей своего народа, своей страны.

НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Детство - то время когда возможно подлинное, искреннее
погружение ребенка в истоки национальной культуры. Любовь к
народному творчеству надо пробуждать в детях с самого раннего
детства. Именно пробуждать а, не навязывать.

Первые произведения, которые слышит ребенок, это малые формы
фольклора (потешки, прибаутки, небылички, побасенки).

Роль малых фольклорных форм трудно переоценить. Малыши,
вслушиваясь в слова потешек, их ритм, приплясывают, играют в
ладушки, двигаются в тон. Потешки радуют ребенка, забавляют и в
тоже время организуют. Поэтому мы воспитатели группы «Вишенка»
имеем большую подборку потешек, песенок, прибауток, небыличек,
побасенок для самых маленьких и старших дошкольников.
Используем мы их в период адаптации, во время режимных моментов
(одевание, мытье рук, сон, обед).

АЙ ЛАДЫ, ЛАДЫ, ЛАДЫ,
НЕ БОИМСЯ МЫ ВОДЫ,
ЧИСТО УМЫВАЕМСЯ
ДЕТЯМ УЛЫБАЕМСЯ.

УМНИЦА, МАШЕНЬКА,

ЕЩЬ КАШКУ СЛАДЕНЬКУЮ,

ВКУСНУЮ, ПУШИСТУЮ,

МЯГКУЮ, ДУШИСТУЮ.

Знакомство с устным народным творчеством расширяет
кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к
окружающему миру.

С чего для ребенка начинается Родина? Естественно, с родного
дома, близких людей и самого дорогого человека МАМЫ, а такие
песенки-потешки колыбельные:

«КОТЯ - КОТЕНЬКА - КОТОК»,

«БАЮ. БАЮ, БАЮ, БАЙ ТЫ, СОБАЧКА НЕ ЛАЙ»

песенки-пестушки олицетворяют материнскую любовь.

« СОЛНЫШКО - ВЕДРЫШКО»,

солнышко - колоколнышко»,

«РАДУГА - ДУГА», «НАШИ УТОЧКИ С УТРА» - расширяют
знания о природе, о животных, создают радостное настроение,
обогащают детей теплотой добрых чувств.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с
ребенком. Мы стараемся не только, правильно подобрать нужную в
данный момент потешку, песенку или небыличку, но и научить
восприятию фольклорных текстов, сформировать у детей умение
слушать и слышать.

И вот если это удается, тогда перед ними постепенно открывается
притягательная сила народного слова, закладывается любовь к
народному национальному искусству, первые привязанности к
родному дому, к родному краю. Обучая детей народному фольклору,
мы стараемся выбрать приемы адекватные возрастным возможностям
малышей, наблюдаем, как ребенок воспринимает чтение воспитателя,
стараемся активизировать роль каждого ребенка, заинтересовать его,
пытаемся раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

Если впервые ознакомление детей с фольклором ведется с
установкой на наглядность и ситуативность восприятия, то позже
постепенно отходим от этого. В начале читаем текст без показа.
Принципы наглядности осуществляем уже по прочтении текста. Мы
пришли к выводу, что это необходимо. Дети должны понимать
словесную информацию. Приемы наглядности уже несут умеренность,
на по-прежнему необходимы для эмоционально-художественного
обогащения детей. Для этого изготовляем красочные пособия для
занятий. На занятиях используем традиционные формы
художественного исполнения, характерные для народных
произведений (пение, зачин, закличка). Постепенно фольклорную
тематику расширяем, закрепляем знание текста, обогащаем новыми
впечатлениями. Любой фольклорный жанр - будь то песня, сказки или
маленькая потешка несет в себе народность и историзм. Но все же,
среди богатства устного народного творчества, сказка особая форма
фольклора, основанная на реальном и фантастическом. Сказки
раскрывают исторически сложившееся национальные и
общечеловеческие качества. Прежде чем познакомить детей со
сказкой, мы решаем, какой интерес она представляет для детей
(научит или просто позабавит). Заостряем внимание детей на добрых

-        Народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни);

-        Народный театр (Петрушка, скоморохи и т. п.);

-        Изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды
росписи и т. д.);

-        Быт и межличностные отношения в семье.

Таким образом, еще в 60-70 гг. XIX века народное творчество легло в
основу русской педагогической системы, в том числе и дошкольного
воспитания, и произошло соединение народной и теоретической
педагогики.

Современная дошкольная педагогика широко использует все
богатство накопленного        опыта. Раскрывая        преемственность

современного воспитания и традиций народной педагоги.

Первый уровень - наиболее простой и близкий народной педагогике -
интуитивно-эмпирический. Он часто присущ даровитым
непрофессионалам, но воспитателям по призванию. Это, как правило,
люди, глубоко впитавшие в детстве дух народных традиций, хорошо
чувствующие его и действующие в своей практике последовательно,
хотя и неосознанно. Для них характерна простота применяемых средств,
действенность методов,        житейская мудрость принимаемых

педагогических решений.

Второй уровень - эмпирико-целевой. У педагогов, относящихся к
этому уровню, просматривается четко поставленная воспитательная
цель - приобщение к народному художественному творчеству,
традициям общения и поведения. Но избранный ими путь не
подвергается анализу, осуществляемая стратегия и тактика действий не
осмысливаются.

Третий уровень - системно-импирический. Отдельный воспитатель
либо педагогический коллектив выстраивает достаточно стройную,
последовательную систему воспитательной работы с интуитивно-
эмпирическим выходом на преемственную связь с прогрессивными
традициями воспитания и обучения детей.

Четвертый уровень - системно-целевой. Этот уровень, на котором у
педагогов или коллектива целевая задача - возрождение национальной
культуры, установление глубокой преемственной связи воспитательной
работы с прогрессивными народными традициями - ставится и решается
предельно осознано, с опорой на этнографию, фольклористику, теорию
культуры и т.д.

Г.Н. Волков указывает, что «воспитание», созданное самим народом
и основанное на народных началах, имеет ту силу, которой нет в самых
лучших системах, основанных на абстрактных идеях или
заимствованных у другого народа», а систематичность и
целенаправленность в работе являются основными условиями
эффективности воспитательного процесса.

В настоящее время с помощью русской народной педагогики
осуществляется обогащение содержания и методов воспитания
дошкольников, поэтому знания традиций народной педагогики особенно
важны для каждого педагога и родителей.

Но у нас, к сожалению, произошла некоторая потеря национальной
гордости, а такие выражения, как «русская душа», «русский характер»
и вовсе забыты.

Д.С. Лихачев говорил:

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским
искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи...»

В настоящее время с помощью русской народной педагогики
осуществляется обогащение содержания и методов воспитания
дошкольников.

Г.Н. Волков указывает, что «воспитание, созданное самим народом
и основанное на народных началах, имеет ту силу, которой не в самых
лучших системах:

Народное творчество родного края и других народов России стало
предпосылкой воспитания устойчивого интереса к народному
искусству, понимание его ценности и необходимости для людей
любой национальности, формирования чувства симпатии к народу -
творцу талантливых произведений. Естественно, что интерес и любовь
к искусству народов родной страны становиться частью чувства
любви к родному краю России.

Традиции народного прикладного искусства складывались веками,
развивались и бережно передавались из поколения в поколение.

Россия богата разными видами народного декоративного
творчества - росписи и резьбы по дереву, плетение, вышивание,
ткачество, работа по металлу.

В народном искусстве нет ничего лишнего, в нем отображено и
сохранено главное. Подлинно народное искусство отличается особой
простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и
доступно детям.

Произведение народного искусства отличает яркость, красочность.
А дети, как известно тянутся ко всему яркому и красочному. Они
тянутся и к чистым цветам, ритму, симметрии. Работа народных
мастеров дети воспринимают полнее и глубже.

Это помогает нам формированию у них художественного вкуса и в
руководстве их художественного творчества.

Эмоциональный язык народного творчества - самый легкий,
верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот
почему в отечественной педагогике проповедуется главный принцип:
воспитывать детей в семье и детском саду на искусстве близком,
родном искусстве того края, где живет человек.

Б.М. Немецкий подчеркнул, что ребенку необходимо «... привязать
всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа».

В.Г. Белинский по этому поводу высказался лаконично и
выразительно: кто не принадлежит Отечеству, тот не принадлежит и
человеку.

чувствах, гуманного отношения к окружающей действительности.
Стараемся преподнести сказку в светлых тонах, потому, что сказка
должна нести радостное, оптимистическое восприятие мира.

Образное восприятие устного народного творчества углубляется,
если одновременно идет ознакомление детей с декоративно-
прикладным искусством. И наоборот: восприятие произведения
декоративного искусства углубляется, когда оно сопровождается
приобщением к малым формам поэтического творчества,
отображающее народный быт, обычаи и традиции.

НАРОДНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Особое внимание уделяем ознакомлению с декоративно-
прикладным искусством. Знакомство с ним мы начинаем с одной из
самых любимых игрушек в нашей стране. Русская матрешка - самый
популярный русский национальный сувенир. В нее играют не только
дети России, но и во всех уголках мира. Стараемся вызвать
эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки,
как символа русского народного искусства; сформировать
эстетический вкус в процессе разнообразных видов деятельности:
словесной, музыкальной, художественной.

«Пыль клубиться на дорожке,
едут с ярмарки матрешки на баранах,
на быках, все с гостинцами в руках».

Постепенно обращая внимание на разнообразие русских матрешек.
Сравниваем особенности Сергиево-Посадской и Полхов-Майданских
матрешек, матрешек города Семенова. Устраиваем выставки,
музыкальные досуги, формируем технические умения и навыки
кистевой росписи.

Знакомя детей с народно-прикладным искусством, мы приобщаем
детей к истокам русской народной культуры. Воспитываем уважение к
народным мастерам.

Мы уже говорили о сказках, они бывают разные: грустные,
веселые, добрые, поучительные. Но чем не сказка, искусство мастеров
Гжели. Ее называют голубой. Голубая гжель отличается, прежде всего,
своим цветом, она отражает народный характер русской души. Она
словно звонкая сказка. Гжельские изделия отличаются и по форме и
по росписи.

«СИНЯЯ СКАЗКА - ГЛАЗАМ ЗАГЛЯДЕНИЕ,
СЛОВНО ВЕСНОЮ КАПЕЛЬ,
ЛАСКА, ЗАБОТА, ТЕПЛО И ТЕРПЕНЬЕ,
РУССКАЯ ЗВОНКАЯ ГЖЕЛЬ».

Знакомя с разнообразными видами народно-прикладного искусства,
мы отмечаем мастерство, трудолюбие, эстетический вкус, умение
видеть прекрасное в жизни, стремление к красоте.

«КАК ВОЛШЕБНИЦА ЖАР-ПТИЦА
НЕ ВЫХОДИТ ИЗ УМА
ЧАРОДЕЙКА, МАСТЕРИЦА
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!....

И ЧЕГО ЗДЕСЬ ТОЛЬКО НЕТ:
ГРОЗДЬЯ ОГНЕННЫХ РЯБИН
МАКИ СОЛНЕЧНОГО ЛЕТА
И РОМАШКИ ЛУГОВИН»

Знакомя детей с народно-прикладным искусством, мы воспитатели
группы «Вишенка», стараемся, как можно больше использовать
игровые ситуации. Познавать, играя - свойства детей дошкольного
возраста. По этому мы и создаем определенную игровую обстановку
во время индивидуальных и коллективных занятий. Организуем
досуги, потешки, ярмарки, театрализованные праздники. В этом нам
помогает музыкальный руководитель.

Знакомя с любым видом декоративно-прикладного искусства, будь
то «Дымка», Городецкие узоры, филимоновская игрушка и т.п., мы
используем художественное слово, пословицы, поговорки.

«И ПОШЛА О ДЫМКЕ СЛАВА,
ЗАСЛУЖИВ НА ЭТО ПРАВО,
ГОВОРЯТ О НЕЙ ПОВСЮДУ.

УДИВИТЕЛЬНОМУ ЧУДУ,

МЫ ПОКЛОНИМСЯ НЕ РАЗ»

«ПОСМОТРИ, КАК ХОРОША
ЭТО ДЕВИЦА ДУША
ЩЕЧКИ АЛЫЕ ГОРЯТ
УДИВИТЕЛЬНЫЙ НАРЯД»

«ЕСЛИ ВЗГЛЯНЕШЬ НА ДОЩЕЧКИ,
ТЫ УВИДИШЬ ЧУДЕСА!

ГОРОДЕЦКИЕ УЗОРЫ
ТОНКО ВЫВЕЛА РУКА!»
ТОНКО ВЫВЕЛА РУКА!

Особо хочется сказать о Филимоновской игрушке (свистульки). Эти
игрушки трудно спутать с другими Они имеют свои традиции в
трактовке формы и росписи. Они удивляют не только детей, но и
взрослых своей фантазии. Это может быть чудище с головой оленя, в
руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте цыпленок. Все
игрушки веселые и когда, их много, это целый праздник.

«ТЫ ОТКУДА ПРИШЛА К НАМ ТАКАЯ?

ВСЯ ПРОСТАЯ БЕЗ ХИТРЫХ ЗАТЕЙ        »

«ТЫ ОТ ПРЕДКОВ ДАЛЕКИХ ВРЕМЕН
ЭТО ГЛИНЯННОЕ ИЗВАЯНИЯ -
КОЛОКОЛЬНОЙ РУСИ ПЕРЕЗВОН».

Знакомясь с историей и традицией народного творчества,
мы стараемся развить у детей художественный вкус, показать
взаимосвязь явлений природы, народного быта с народным
творчеством. Дать детям представление о русской народной одежде,
вышивке, формировать эстетический вкус. Закреплять технические
умения и навыки в изобразительной деятельности.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

А разве можно представить русский народ без русской народной
песни. Это и колыбельные и хороводные песни, плясовые, лирические.
Рассказываем детям о том, что народными песнями называют те
песни, который придумал народ. Знакомим детей с разнообразием
народных песен. Объясняем, что колыбельные песни человек слышит
с первых дней своей жизни от самого дорогого им человека - мамы.
Эти песни переходят из века в век. В колыбельных песнях поет душа,
душа всего народа. Предлагаем детям послушать колыбельную и спеть
самим. Дети очень любят эти песни и с удовольствием их поют на
занятиях и в игровых действиях, укачивая куклу или какую либо
зверюшку. Знакомим детей и с хороводными песнями. Рассказываем о
том, что хороводные песни бывают обрядовые, игровые, песенные. Их
очень любили на Руси юноши и девушки. Разыгрываем с детьми
хороводы: «Плетень», «Веночек», « Я по лугу гуляла», «Во поле
береза стояла».

Береза - главный образ народного творчества. В народных сказках,
преданиях и песнях - это символ весны и Родины.

Дети очень любят колыбельные песни, с удовольствием водят
хороводы, но особенно любят петь частушки. При исполнении
частушек всегда слышится шутки и смех.

«МЫ - ДЕВЧУШКИ,

МЫ - ТОЛСТУШКИ,
ПРОПОЕМ СЕЙЧАС ЧАСТУШКИ

ЯРКО ГУБЫ Я НАКРАШУ,
БРОВИ САЖЕЙ ПОДВЕДУ.
БУДЬ ТО ДЫМКОВСКАЯ ДАМА
Я ПО УЛИЦЕ ПОЙДУ».

Я В ВИТРИНЕ УВИДАЛА
РАСПИСНУЮ ХРЮШЕЧКУ,
ПАПА ВЫНУЛ ВСЮ ЗАРПЛАТУ
И КУПИЛ ИГРУШЕЧКУ.

НЕ ХОТЕЛ ВСТАВАТЬ Я УТРОМ
И ИДТИ НА ПРАЗДНИК К ВАМ.
«ТЫ УПРЯМ», - СКАЗАЛА МАМА
СЛОВНО ДЫМКОВСКИЙ БАРАН.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Много вековую историю имеют и русские народные игры. Они
сохранились и дошли до нас из глубокой старины, передавались и
поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные
традиции. Знакомя детей с народными играми, рассказываем как
собирались мальчишки и девчонки на деревенской улице, водили
хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в салочки, горелки,
состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой играли в снежки,
устраивали катание с гор, катались на лошадях с песнями и плясками.
Объясняем, что для всех народных игр характерна любовь к веселью,
удальству.

В любой русской народной игре есть «водящие». Обычно на эту
роль много желающих. Для этого используют считалки.

«ШЛА КОЗА ПО МОСТИКУ
И ВИЛЯЛА ХВОСТИКОМ
ЗАЦЕПИЛАСЬ ЗА ПЕРИЛА
ПРЯМО В РЕЧКУ УГОДИЛА»

«БЕЛКИ ЗАЙЦЕВ УГОЩАЛИ,
ИМ МОРКОВКУ ПОДАВАЛИ,
ВСЕ ОРЕШКИ САМИ СЪЕЛИ,
И ТЕБЕ ВОДИТЬ ВЕЛЕЛИ.

Разучиваем с детьми считалки, играем в народные игры.

НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Знакомим детей с различными народными музыкальными
инструментами, трещотки, расписные ложки, колокольчики, свирели,
глиняные свистульки;

Историей их создания и использования в различные исторические
эпохи.

Сравниваем роль музыки и музыкальных инструментов в древности
и сегодня.

Осваиваем приемы игры на простейших инструментах ,развивая
ритмический слух и умения двигаться в соответствии с характером
музыки .

Следует отметить, что дети с удовольствием слушают рассказы и
легенды о происхождении народных инструментов.

С интересом узнают, что можно играть и на простых камешках и на
ветке дерева, если вынуть из нее сердцевину и проделать в ней
дырочки. Люди верили, что звук глины, дерева, стук и треск помогает
отгонять злых духов. Поэтому, например свистульку охотно вешали
ребенку на шею - как оберег. Рассматривая Валдайские колокольчики
и слушая их звук сравниваем с цветком колокольчика и с церковным
колоколом. Постепенно дети учатся играть на ложках, трещотках.
Знакомятся с самыми популярными когда-то на Руси инструментами
гуслями и балалайкой. Узнают о том, что балалайка - непременный
участник народных гуляний. О балалайке сложено много потешек,
частушек, песенок.

«В ЛЕТНИЙ ДЕНЬ, ПОГОЖИЙ ДЕНЬ
БАЛАЛАЕЧКА ТРЕНЬ - БРЕНЬ.
ТЫ ИГРАЙ. МОЙ ВАНЕЧКА.
ПРОСИТ ДРУГА ТАНЕЧКА»

ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ НАРОДОВ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ В
ПРИВИТИИ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ.

Произведения народного творчества служат эффективным
средством формирования положительного, эмоционально
окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни,
воспитания любви к родному краю. Но для этого необходимо. Чтобы
народное творчество являлось составной частью общей системы
ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни, чтобы
был осуществлен отбор произведений, способствующих воспитанию
начал патриотических чувств.

При отборе произведений народного творчества мы учитываем
доступность содержания, привлекательность, яркость и
эмоциональную насыщенность. Кроме этого, знакомим детей с
народным творчеством других народов. Сравнивая национальные
фольклорные произведения, дети не только формируют определенные
представления о характерных национальных особенностях творчества,
но и начинают понимать ценности фольклора каждого народа.
Анализирую и сравнивая, дети узнают, что эти народы одинаково
оценивают моральные качества человека, воспевают доброту,
честность, правдивость, смелость, отвагу, трудолюбие и любовь к
Родине. Бичуют лень, ложь, жадность, трусость. Дети узнают, что для
каждого человека дорог тот утолок земли, где он родился. У каждого
народа есть свои пословицы о Родине.

«РОДИНА ЛЮБИМАЯ - МАТЬ РОДИМАЯ»,

«НА ЧУЖОЙ СТОРОНЕ И ВЕСНА НЕ КРАСНА»

(русские пословицы)

«В РОДНОМ КРАЮ - КАК В РАЮ»,

«КРАШЕ РОДИНЫ НЕТ НИЧЕГО»

(мордовские пословицы)

«БЕЗ РОДИНЫ МИЛОЙ БУДЕШЬ ПТИЦЕЙ БЕЗКРЫЛОЙ»
«БЕЗ ВОДЫ - ЗЕМЛЯ ПУСТЫРЬ,

БЕЗ ОТЧИЗНЫ - СЛАБ БОГАТЫРЬ»

(татарские поговорки)

Такие же пословицы и поговорки, схожи по смыслу и о
гостеприимстве и о дружбе, и о трудолюбии. Подводим детей к
пониманию, что разные народы одинаково оценивают поступки,
одинаково выражают свое отношение к подвигам героев во имя
освобождения родной земли, своего народа о зла и насилия, от врагов
и чужеземных захватчиков - способствуют раскрытию идей
патриотизма.

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ.

Какие же задачи стоят перед нами при воспитании у детей любви и
уважения к народному творчеству?

Это, прежде всего формирование у детей интереса к устному
народному творчеству и предметам народного искусства, понимания

восприятия (по композиции, по набору элементов). Предметов с
достаточно простым узором сравнительно не много. Образец должен

быть выполнен в той или иной росписи народного декоративного
искусства, размер его в 1,5-2 раза больше чем детская работа.

Существуют разные виды образца. Образцы для прямого
исследования, то есть узор или какой то один новый элемент, либо
новая композиция предлагаются для прямого подражания, поскольку
дети впервые начинают осваивать эти элементы или композиции.
Кроме этого предлагаются не оконченные образцы. Например,
прелагается узор в квадрате. В середине квадрата изображен какой то
элемент (роза или ромашка в городецком стиле). Детям предлагается
воспроизвести эту часть узора по образцу, а остальную часть узора
придумать самим, используя знакомые элементы в стиле той же
росписи. Более эффективен образец, поэтапно демонстрирующий
детям последовательность выполнения узора. Вообще, освоение
последовательности выполнения узора - задача одна из наиболее
сложных. От того, какие элементы и каким цветом будут изображены
сначала а какие потом, зависит аккуратность детского рисунка.
Аккуратность же декоративного рисунка в большей мере определяет
его общую выразительность. Кроме того, освоение выполнения узора
- это и освоение рациональных, экономных по времени способов
изображения. Но следует учесть, что требования всех стилизованных
образцов - это применение их после восприятия различных предметов
народного творчества и выделения на них элементов, цвета
композиции узоров. Используем в обучении детей фланелеграфы или
панно, выполненные из бархатной бумаги, на которой можно
выкладывать узоры из форм элементов той или иной росписи.

Интересны для детей старших групп самодельные настольные
игры, сутью которых является выкладывание узоров в стиле хохломы,
городецкой и других росписей из вырезанных из картона форм частей
тех или иных сложных элементов. На таком материале дети
достаточно быстро и легко осваивают разные композиции.

Наглядно действенный способ освоения, возможность свободного
варьирования узора, без боязни его испортить, обусловливают интерес
детей, быстроту и легкость освоения сложных композиционных
приемов. Широко применяем показ способов изображения элементов,
демонстрацию способов действия (техники). Здесь особенно важен
показ и усвоение технических приемов работы. Стараемся гармонично
сочетать народное изобразительное искусство с музыкальным и
поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами
(потешками, прибаутками), со сказками. Все эти методы применяем в
разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами
обучения и воспитания детей.

его особенностей, желания знать искусство местного края различать
стили наиболее известных видов декоративной живописи
(дымковской, городецкой, хохломской, жостовской и д.р.)

Формирование        у детей желания заниматься подобной

деятельностью по предложению взрослых и по собственной
инициативе.

Формирование        обобщенных знаний и соответствующих

изобразительных умений:

-        освоение детьми характерных элементов, колоритов, композиций,
узоров той или иной росписи,

-        умение создавать выразительные узоры на бумаге разного формата
и на объемных предметах,

-        воспитание активности, самостоятельности, инициативы и
творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе
элементов, колорита, композиции),

-        обеспечить освоение национального быта, доступного детям
(национальной традиции, обряды, обычаи),

-        формирование у девочек интересов к освоению русского
традиционного рукоделий (вышивание, вязание),

-        формирование потребности в использовании национального
фольклора в повседневной жизни.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся
как, фронтально, так и по подгруппам, и индивидуально. Используем в
своей работе и сюжетные, и тематические, и комплексные, и другие
виды занятий. Тематику и содержание работы определяем, учитывая
возрастные особенности детей. Метод наблюдения используем в
системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по
растительным мотивам, включают стилизованное изображений
животных, птиц.

Резвые кони, гордые петухи и павлины даже при всей их
стилизованности выражают характерные черты этих животных.
Разнотравье летних лугов, сочные гроздья рябины, золотой
крыжовник созданы художниками Хохломы по образцу и подобию
природы. Поэтому предварительные наблюдения за природой служат
основой для понимания, для искреннего эмоционального отклика
детей. Такие наблюдения помогают нам объяснить, а детям понять
истоки творчества народных художников.

Широко применяем и метод обследования, рассматривание
образцов народного творчества (матрешки, дымка, городецкая роспись
и т.п.) Выделяем главный элемент узора, их цвет, величина, место
расположение. Затем выделяются и называются другие элементы (по
степени из значимости в композиции).

В обучении декоративному творчеству особое место занимает
образец, так как в предметах искусства узоры сложны для детского

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Методику работы с детьми ведем в двух направлениях:

1.        Общевоспитательная работа по материалам народного
декоративного искусства.

2.        Специальное обучение детей в соответствующей деятельности
на занятиях.

Оба направления взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена

единством цели и задач ознакомления с народным творчеством.

В системе работы используем сочетание разных типов занятий,
ознакомления детей со способами изображения и творческое решение
детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения.
Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а
предполагает включение в нее непосредственно до занятий
целенаправленной предварительной работы с детьми. Ее сутью является
формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.
Таким образом, в основу системы занятий положена последовательность
формирования обобщенных, гибких знаний и умений.

ИГРА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Какова специфика игровых приемов обучения?

С одной стороны, как и всякие приемы, они должны быть направлены
на решение дидактических задач. С другой, по своему характеру
должны быть, похожими на настоящую игру. Одним из признаков
игрового приема должна быть игровая задача. Игровая задача в этих
приемах - это своеобразная формулировка определения цели
предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям:
«Построим кукле домик». А затем на занятии идет обычная учебная
работа. Получается, что детям «пообещали» игру, но игра не состоялась.
Почему? Да потому, что в таком игровом приеме не оказалось самого
главного- игровых действий, через которые осуществляется любая игра.
Поэтому игровые действия у нас на занятиях, особенно в младших
группах, являются непременным, одним из важнейших приемов
обучения,

Придумывая игровые приемы, мы ориентируемся не только на
интерес детей к игре, считая, что наличие игровых моментов уже само
по себе интересно и эффективно. Интересна уже сама возможность

поиграть в условиях строго регламентированной деятельности на
занятии. Особую роль в развитии у детей восприятия играет и
знакомство с иллюстрацией. Не редко картинки в книгах являются
первыми произведениями народного творчества, с которыми
знакомиться ребенок, вместе с тем, нельзя не сказать, что среди работ
современных художников - иллюстраторов встречаются еще рисунки не
способствующие эстетическому развитию детей, но приносящие ему
вред. Уродливые формы, аляповатые краски. Поэтому к отбору
иллюстраций требуется серьезный подход:

1.        Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно
детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с
художественным произведением ( сказкой, потешкой), которое
проиллюстрировал художник.

2.        В иллюстрации с помощью разных средств выразительности
должны быть переданы определенное настроение (веселое,
грустное) и характеры героев (добрый, злой). Например, в
иллюстрации к потешке «Ходит кот по лавочке» художник Ю.
Васнецов с помощью цвета, а также выразительных и понятных
детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело
прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые
цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку)
вызывает у детей радость, дает понять, что его персонажи добрые
и живут дружно.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

-        знакомство с работой детского сада.

-        Дни открытых дверей.

-        Консультации на следующие темы:

1.        Роль народного творчества в нравственном воспитании.

2.        Устное народное творчество - кладезь народной мудрости.

3.        О мудрости народной педагогики.

4.        Земля - наш общий дом.

5.        Защитники земли русской.

6.        Экология природы - экология культуры.

7.        Природа и художник.

-        Подготовка вместе с родителями выставки «Мы из Ступино».

-        Привлечение родителей к организации и проведению групповых
развлечений и праздников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети видят искусство несколько иначе, чем взрослые, но видят и
понимают на своем уровне, иногда поражая нас своими
высказываниями. Умеют откликаться на красоту народного
творчества, правда с трудом, а иногда не объясняя, почему оно им
нравиться. И мы, открыв детям дорогу в мир народного творчества,
должны вводить в него постоянно и постепенно, углубляя понимание
народного искусства и утончая чувства.

Пора подвести итоги.

Что же нам дало приобщение к народному творчеству?
Систематические занятия, их целенаправленность, игровая форма,
вариантность изобразительных способов и приемов, предлагаемых
детям, посещение школы искусств способствовали успешному
решению задач, связанных с воспитанием у детей любви к родному
краю, национальной гордости за мастерство русского народа,
формированию у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии
произведений народных мастеров, прикоснулись к истории Руси,
расширили представления об истории русского костюма,
особенностями русской вышивки, расширили знания о народно-
прикладном искусстве, о творчестве художников - иллюстраторов.
Все это сказалось на воспитании у детей эмоционально -
эстетических отношений к окружающей действительности,
уважительное отношение к народным мастерам.

Научились отражать свои впечатления в своих работах
(рисовании, лепке, аппликации). Дети научились слушать и петь,
инсценировать русские народные песни, потешки.

Мы считаем, что использовать народное творчество в
формировании духовной культуры дошкольников в привитии любви
к родному краю, своему народу, главной целью воспитания
дошкольников.

Нет выше красоты на свете,
Чем творчество, чем первый шаг...

(П.Г. Тычина)

Литература:

1.        Григорьева Г.Г., Изобразительная деятельность дошкольников,
Москва 1998 г.

2.        Соломенникова О.А., Радость творчества, Москва,2001 г.

3.        Как научить детей любить Родину ./Составители Ю.Е. Антонов, Л.В.
Левина, О.В. Розова/ М: АРКТИ, 2001 г.

4.        С чего начинается Родина? Под редакцией Л.А. Кондрыкиной,
Москва, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»

в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры...

«Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю»

Познавая искусство своего народа (народные песни, игры, сказки и др.) ребёнок открывает в себе свою Родину. Учится понимать и уважать свой народ, чтить его традиции и обычаи, праздники. Всё это способ...

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»

Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...

Воспитание любви к родному краю в народном творчестве.

Воспитание любви к Родине явля­ется одной из главных задач нравст­венного воспитания подрастающего поколения.Сегодня педагогика считает воз­можным и необходимым начинать вос­питание нр...

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...